ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРОЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Спиридонова Е.Э. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Какого влияние оздоровительной физической культуры на организм? Оздоровительный и практический эффект физической культуры связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту.

В процессе обучения двигательная активность студентов сводится к минимуму. Острая нехватка времени во время учебы способствует возникновению отрицательных последствий: неправильное питание, сбитый режим сна, стресс и сильная переутомление. На фоне данных факторов заботы о собственном физическом здоровье у большинства студентов отодвигается на второй план. В итоге, отсутствие регулярных физических упражнений и сидячий образ жизни приводят к проблемам со здоровьем. Для оптимизации физического состояния и восстановления сил, затраченных в процессе труда (учебы), организации активного досуга и повышения устойчивостиорганизма к действию неблагоприятныхфакторов производства и окружающейсреды необходима оздоровительная физическая культура[1].

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

1. Оздоровительно-рекреативная физическая культура -это активный отдых,восстановление сил с помощью средствфизического воспитания (занятия физическим упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения).

2.Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры (ЛФК).

В основе оздоровительной физической культурынаходится двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний. Движение – не просто одно из составляющих здорового образа жизни, это совершенно необходимая предпосылка нормальной жизнедеятельности человека. Недостаток движения, приводящий к нарушению обмена веществ, является основной причиной так называемых болезней цивилизации [2].

Снижение двигательной активности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом носит название гипокинезия. Гипокинезия пагубно влияет на здоровье, приводит к развитию сердечно-сосудистых расстройств и нарушению обмена веществ. Мышечный «голод» для здоровья человека также опасен, как недостатоккислорода, питания и витаминов [3].

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить на две группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения – это двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяются одинаковые законченные циклы. Среди таких упражнений ходьба, бег, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля.

Ациклические упражнения – двигательные акты, структура которых не имеет цикла и изменяется в процессе выполнения. Это гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные игры, единоборства.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, что приводит к повышению силы мышц, быстроте реакций, гибкости и подвижности в суставах, лабильности нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием циклических упражнений относятся гигиеническая и производственная гимнастика, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика и др.

Утренняя гигиеническая гимнастикапризвана привести организм в рабочее состояние после пробуждения, поддержать высокий уровень работоспособности в течение трудового дня, совершенствовать координацию нервно-мышечного аппарата, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и водных процедур происходит активизация деятельности кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышение возбудимости центральной нервной системы, в результате чего улучшаются функции опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Производственная гимнастика – один из видов оздоровительной физкультуры, использующийся в различных формах на производстве. Гимнастика в начале рабочего дня активизирует двигательные нервные центры и усиливает кровообращение в рабочих мышечных группах. Такая гимнастика особенно важна для сотрудников, длительное время сидящих на одном месте, и для людей, выполняющих мелкие механические операции.

Ритмическая гимнастика отличается от других видов гимнастики темпом движений и интенсивностью выполнения упражнений, которые задаются ритмом музыкального сопровождения. В данном виде гимнастики используются различные комплексы, оказывающие влияние на организм:

• беговые и прыжковые упражнения, влияющие преимущественно на сердечно-сосудистую систему;

• наклоны и приседания, развивающие двигательный аппарат;

• методы релаксации и самовнушения, которые важны для нормализации деятельности центральной нервной системы;

• упражнения в партере, развивающие силу мышц и подвижность в суставах;

• беговые серии, тренирующие выносливость;

• танцевальные упражнения, развивающие пластичность, и т. д.

В зависимости от выбора применяемых средств ритмическую гимнастику разделяют на атлетическую, танцевальную, психорегулирующую и носящую смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наибольшее влияние на систему кровообращения, при этом все физические характеристики не превышают аэробной нормы, т. е. работа в партере носит преимущественно аэробный характер.

В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, танцевальные, глобальные упражнения (наклоны, глубокие приседания) существенно учащают пульс, увеличивают давление и частоту дыхания.

Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе пульс может достигать 180–200 ударов в минуту, а потребление кислорода – 2–3 л.

Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых здоровых мужчин – в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости.

Гимнастика по системе йоги довольно популярна в нашей стране, однако ее влияние на организм изучено пока недостаточно. Йога включает в себя целый ряд физических упражнений, целью которых является совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов[4].

Здоровье человека напрямую зависит от его образа жизни. Для сохранения здоровья студента необходимо придерживаться здорового образа жизни: поддерживать физическую активность, соблюдать режим сна и правильно питаться. В результате чего, организм будет функционировать нормально. Оздоровительная физическая культура способствует восстановлению, развитию и поддержанию здоровья. Необходимо грамотно подходить к выполнению упражнений, при занятии оздоровительной физической культурой, лишь при соблюдении всех правил можно ожидать благоприятное воздействие занятий на организм. Исходяиз своих возможностей, характера и индивидуальныхособенностей студент может выбрать вид занятий наиболее подходящий.

Литература

  1. "Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена" автора Козлова Ирина, Капитонова Татьяна, 2010.-С.25-120.

  2. Тимушкин А.В. Физическаякультураи здоровье: Учебное пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С.Чернов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – С.20-50.

  3. КолосковА. Спорт-целитель / Физическаякультураи спорт, 2006. - № 9. – С.10-21.

  4. Семенова М.А. Оздоровительная физическая культураМетодическое пособие. М.: МГУИЭ, 2010 - С.3-27.

Просмотров работы: 866