ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учитель – это не просто профессия, это своеобразный образ жизни, мыслей и деятельности. В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса.

Современный успешный учитель это профессионал готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.

Основные виды деятельности педагога в стандарте названы трудовыми функциями – обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, а также педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального, основного, среднего образования. В профессиональном стандарте трудовые функции конкретизируются в трудовых действиях, необходимых умениях, необходимых знаниях.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения предъявляются принципиально новые требования к качеству подготовки педагога, заявленные в виде пакета общекультурных, социально-личностных и профессиональных компетенций. Это, в свою очередь, обусловливает поиск новых принципов организации образовательного процесса в вузе, в основе которых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственной составляющих содержания педагогического образования.

Современного преподавателя невозможно представить без поликультурности, которая обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.

Еще одной важной составляющей профессионально-значимых качеств является формирование духовно-нравственной культуры. Она представляет собой степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, понимания себя и других.

Под духовно-нравственной культурой понимается процессуальная целостность, способствующая созданию условий для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминирующие и регулирующие ее мотивацию, проявляющиеся в творческом опыте самосовершенствования.

Воспитание духовно-нравственной культуры будущих педагогов входит в число приоритетных направлений государственной политики, что подтверждается нормативно-правовыми документами.

Без профессионально-этических качеств, без развитого чувства ответственности, без любви к своей работе и ученикам, специалист ничего не сможет дать в процессе обучения, кроме сухих знаний. Основываясь на этом понимании авторы профессионального стандарта педагога выдвигают следующие требования к квалификации специалиста: необходимо усвоить и действовать в соответствии с рядом фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:

- Гражданская и социальная идентичность.

- Уважение прав и свобод личности.

- Система ценностей личности.

- Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

- Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

- Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога является не только тем нормативно-правовым инструментом, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учётом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях, но и документом, определяющим гуманистические, нравственные и моральные ценности специалиста. Благодаря этому стандарту, людей черствых, циничных, не признающих гуманистический и этический подход в педагогической деятельности просто не будет в образовательных учреждениях.[4]

В настоящее время в тексте профессионального стандарта «Педагог» не отражена необходимость учета учителями гендерных различий учащихся, в которых проявляется специфика их социализации.

Розка В.Ю. в своей статье предлагает текст раздела А/03.6 (Развитие/Развивающая деятельность) профессионального стандарта дополнить материалом, конкретизирующим требования, предъявляемые к педагогу в области гендерного подхода к обучению. «Педагогическая компетенция в сфере осуществления обучающей и воспитательной деятельности с учетом гендерной самоидентификации личности»:

Базисное трудовое действие: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся».

Дополнительные необходимые знания: природы гендерных стереотипов; специфики гендерно окрашенных затруднений в обучающей и воспитательной деятельности учителя; смысла и характеристик понятия «гендер»; сущности гендерно равноправного взаимодействия с субъектами обучающей и воспитательной деятельности.

Дополнительные необходимые умения: владение способами выбора учителем профессиональной позиции носителя идей гендерно равноправного взаимодействия в обучающей и воспитательной деятельности с различными контингентами учащихся; личностно-профессионального развития для преодоления учителем гендерно окрашенных затруднений в обучающей и воспитательной деятельности; построения гендерно равноправного взаимодействия в обучающей и воспитательной деятельности с различными контингентами учащихся.

Личностно-развивающее образование, подчеркивает В. В. Сериков, «побуждает к созданию собственного опыта – опыта смыслов, опыта обретения самого себя, овладения собой», что невозможно без учета фактора пола учащихся. И проблемная лекция как средство доказательстват этого выглядит убедительно.

Оценку готовности педагога к исполнению базисных трудовых действий профессионального стандарта «Педагог», уточняемых положениями гендерного подхода к обучению, предлагаем проводить в следующих формах:

– разработка и защита модели или решения педагогической задачи, требующей выполнения трудового действия c учетом гендерного фактора обучающихся (осуществления педагогической компетенции);

– разработка и защита (обоснование) карт-рекомендаций, направленных на проектирование гендерно-равноправного взаимодействия участников образовательной деятельности;

– защита решения педагогической задачи, предъявляющей педагогу компетентность, соответствующую оцениваемому уровню его личной гендерной культуры и определения перспектив ее развития;

– собеседование по результатам анализа уроков, отражающим определенный уровень личностно-профессионального развития педагога во взаимосвязи с уровнем квалификации, предъявляемо профессиональным стандартом «Педагог».

Обретение педагогом опыта учета гендерного подхода к обучению требует от него как от личности, помимо волевого усилия (желания, потребности), еще и способности к оценке и самооценке, порой критической, своего поведения в конкретных профессиональных ситуациях, переосмысления мотивов своих действий, т. е. работы над собой. Поэтому, актуализируя проблему организационно-методического сопровождения пропедевтики профессионального стандарта «Педагог» с учетом гендерного подхода, мы получаем возможность создать «поле действия», когда проблема гендерного равноправия как его составная часть перестанет быть лишь академической, т. е. рассматриваемой в учебной ситуации, а выйдет в реальную жизненную практику учителя (воспитателя), наполняя метапредметностью его профессиональную компетентность. [3]

А.К. Маркова считает, что компетентным, считается такой труд учителя, «в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность ученика, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников». Компетентность учителя определяется также «соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой».

Компетенции – это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция – это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность – это мера соответствия этому заданному требованию.

Сегодня выделяются следующие профессионально‐ педагогические компетенции:

- предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);

- общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);

- профессионально‐коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);

- инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);

- исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);

- рефлексивная (умение обобщить свою работу);

- информационно‐коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса). [2]

Профессиональный стандарт требует более широкий перечень личностных качеств, чем предполагается при подготовке в ВУЗе. Следовательно, чтобы требовать от педагога новых качеств, необходимо иначе выстраивать образовательный процесс, научить этим качествам. Очевидно, что введение нового Профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Список использованной литературы

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) (ред. от 05.08.2016) // Российская газета - №285, 18. 12. 2013; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.08.2016;

  2. Вишневецкая Г.В. К вопросу о профессиональной компетенции педагога в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» // Педагогический опыт: теория, методика, практика – 2015. - №2. – С. 135-136;

  3. Розка В.Ю. Организационно-методическое сопровождение пропедевтики профессионального стандарта «Педагог» в дополнительном профессиональном образовании (гендерный аспект) // Primo Aspectu – 2015. - №7. – С. 121-124;

  4. Ямщикова Е.Г. Профессиональный стандарт педагога и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста // Мир науки, культуры, образования – 2016. - №2. – С. 186-188.

Просмотров работы: 397