ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА ПЕДАГОГА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА ПЕДАГОГА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ.

Матвиенко Е.А. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Гражданском кодексе законодатель не смог отразить всю отраслевую специфику защиты авторского права категории педагогических работников, что и создает необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере защиты авторского права педагогов. Актуальность темы исследования, которому посвящена настоящая статья, обусловлена существующими проблемами в вопросах защиты интеллектуальных прав педагогов. На современном этапе в условиях информационного общества возрастает экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: если они не будут должным образом защищаться на государственном уровне, то экономика нашей страны будет неконкурентоспособна, что, несомненно, представляет собой препятствие для развития нашего государства. При этом возможность получения больших доходов от их неконтролируемого использования приводит к увеличению числа нарушений в этой сфере. Такое положение требует особых способов охраны интеллектуальных прав. Особенно это актуально при решении проблем в сфере образования. В связи с повышением социальной значимости образования и общественного внимания к системе образования, к участникам этих отношений, стало актуальным рассмотрение некоторых проблем, возникших в сфере защиты авторского права педагогов.

Объектом исследования в данной статье являются общественные отношения, объектом которых выступают авторские права педагогов.

Предметом данного исследования являются охранительные и защитные правоотношения в сфере авторских прав педагогов.

Авторское право и смежные права - институт гражданского права, составная часть интеллектуального права[2]. Авторское право регулирует отношения, касающиеся использования произведений науки, литературы и искусства. Таких произведений очень много, они практически неисчислимы.

Авторские права на служебные произведения, создаваемые в процессе интеллектуальной деятельности, приобретают особую значимость в связи с тем, что данный вид объекта интеллектуальной собственности - есть неотъемлемая часть профессиональной деятельности преподавателя, более того - один из основных предметов трудовой функции педагога[1,3].

Многие работники в силу страха вступить в конфликт с работодателем не пользуются своими авторскими правами на созданные ими произведения. В нашей стране люди, когда работа является очень ценным продуктом, которым дорожит каждый человек, выбирают мирный и пассивный путь. В силу особого менталитета в нашей стране, работодатели не терпят к себе критики, посему работники, в случае защиты собственных прав испытывают на себе не только недовольства начальства, но и факт того, что в скором времени под каким-нибудь предлогом их ожидает увольнение. А так же, наши недобросовестные работники в интеллектуальной сфере порой сами становятся нарушителями закона, которые сами же нарушают чужие права на авторство какого либо произведения. Тотальное нарушение цитирования, присваивание авторского материала, прежде всего, касается самих работников сферы интеллектуальной деятельности[4]. Данное, может говорить лишь о низкой правовой культуре авторов и это является очень насущной проблемой. Если все-таки, недобросовестный работник заимствует материал других авторов, при этом, не указывая авторство иного, то он автоматически нарушает авторское права данного человека. К чему может привести такая шалость? К примеру, если это была научная статья, то автор вправе обратиться в редакцию, чтобы данную статью сняли с тиража. Данный путь является вполне еще мирным. Но если же автор решит пойти по принципу, то он может подать в суд на нарушителя и вполне реально получить деньги за причиненный ущерб его авторству.

В связи с этим следует рассмотреть способы защиты собственных авторских прав. Защита нарушенных или оспоренных интеллектуальных авторских прав педагога может быть реализована как в юрисдикционной, так и неюрисдикционной формах.

Реализация неюрисдикционной формы защиты нарушенных и оспоренных интеллектуальных авторских прав осуществляется педагогами самостоятельно, то есть без обращения за помощью к компетентным государственным органам (самозащита), например предъявление претензий к нарушителям авторских прав. Думается, что данная форма защиты не всегда может быть эффективной. Напротив, защита интеллектуальных авторских прав является юрисдикционной, если педагог в целях защиты нарушенных или оспоренных интеллектуальных авторских прав обращается за защитой в судебные органы. Этот вариант, по нашему мнению, является оптимальным.

Таким образом, правовой нигилизм можно считать одной из причин неэффективности охраны и защиты авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности на служебные произведения. Ни в одном официальном документе нет четкого закрепления охраны и защиты авторских прав на служебные произведения. Вся информация ограничивается лишь ссылками на общие положения гражданского законодательства, что приводит к отсутствию механизмов защиты авторских прав. Мы надеемся, что наше государство, будет уделять больше внимания и сил для развития, становления и закрепления на законодательном уровне более эффективной поощрительной системы, а также охраны и защиты авторских прав на служебные произведения. Ведь все это, в конечном счете, положительно скажется на правовом статусе нашего государства.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Борохович, Л.Н. Ваша интеллектуальная собственность [Текст] / Борохович Л.Н., Монастырская А.А., Трохова М.В. – Санкт-Петербург: Типография “Правда”, 2001.

2.​ Жарова, А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности [Текст] / А.К. Жарова. - Москва: Издательство Юрайт, 2012.

3. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/b131343c6f094841b1ed8c5e6db72a390ea3e11c/. (дата обращения 02.02.2017)

4. Соколова, Г.А. Кадровый портал КАДРОВИК.РУ [Электронный ресурс]: Авторское право на служебное произведение – Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=9921. (дата обращения 02.02.2017)

Просмотров работы: 571