ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Шарафутдинов А.Н. 1
1Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье главным образом будут рассмотрены такие ключевые понятия как: налог на доходы физических лиц, прогрессивная шкала подоходного налогообложения, целесообразность применения её в РФ.

Основы современного налогообложения физических лиц были заложены в Российской Федерации с принятием закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». После принятия этого закона практически ежегодно в системе налогообложения происходили существенные изменения. В 1992 году в России было принято новое налоговое законодательство, которым была установлена прогрессивная шкала налогообложения подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Минимальная ставка в разные периоды времени составляла 12%, максимальная колебалась от 30 до 45%. Но с 1 января 2001 года Налоговым кодексом Российской Федерации вводится пропорциональное налогообложение, то есть единая ставка налога на доходы физических лиц. Следует отметить, что споры относительно ставок налога на доходы физических лиц не утихают с того самого момента, когда собственно и начала применяться пропорциональная ставка налога в 13% к трудовым доходам. Причем каждый год ряд депутатов поднимают этот вопрос, но каждый раз Министерство финансов РФ уверенно заявляет о необходимости сохранения этой ставки в неизменном виде.

Для начала рассмотрим, что понимается под прогрессивной шкалой налогообложения. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налогас ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.

Что бы лучше понять, как работает прогрессивная шкала подоходного налогообложения рассмотрим на примернее иностранных государств. Опыт развитых стран показывает, что определенная степень равенства по доходам может существовать даже при рыночной экономике и достигается оно во многом благодаря соответствующей социальной политике государства, основанной на существенной доле социальных расходов в бюджете и прогрессивном налогообложении населения. Сегодня в мире насчитывается более 200 государств. В пятнадцати из них вообще не введен подоходный налог (ОАЭ, Багамы, Кувейт, Монако, Катар, Сомали, Уругвай и другие), а более чем в 150 странах принята прогрессивная шкала налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет не только пополнять доходы государственной казны, но и выравнивать уровень социального расслоения, которое неизбежно присутствует в каждой стране.

Таблица 1. Страны, использующие прогрессивное налогообложение подоходного налога

Страна

Прогрессия ( модель налогообложения)

Необлагаемый налоговый минимум

Налоговые ставки

Австралия (2014)

4-ступенчатая

18.200 AUD

19; 32,5; 37; 45 %

Австрия (2014)

3-ступенчатая

11.000 €

36,5; 43,2; 50 %

Бельгия (2014)

5-ступенчатая

8.680 €

25; 30; 40; 45; 50 %

Великобритания

3-ступенчатая

10.600 £

20, 40, 45 %

Германия (2014)

комбинированная5 зон

8.354 €

14÷24; 24÷42; 42; 45 %+ 5,5 % налог солидарности

Греция (2014)

8-ступенчатая

12.000 €

18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 %

Израиль (2014)

7-ступенчатая

0 NIS

10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 %

Испания (2014)

7-ступенчатая

0 €

Федеральные + региональные≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 %

Италия (2014)

5-ступенчатая

0 €

23; 27; 38; 41; 43 %

Канада (2014)

4-ступенчатая

0 $

Федерал.: 15; 22; 26; 29 %+ региональные от 5 до 21 %

Китай (2014)

7-ступенч.(на зарплату)5-ступенч. (на ИПД)

0 ¥0 ¥

3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 %5; 10; 20; 30; 35 %

Люксембург (2014)

18-ступенчатая

11.265 €

8 % ÷ 40 %

Нидерланды (2014)

4-ступенчатая

0 €

5,1; 10,85; 42; 52 %

Новая Зеландия(2013)

4-ступенчатая

0 $

10,5; 17,5; 30; 33; 45 %

Польша (2014)

2-ступенчатая

0 €

18; 32 %

Словакия (2013)

2-ступенчатая

0 €

19; 25 %

Кипр (2014)

4-ступенчатая

19.500 €

20; 25; 30; 35 %

Финляндия

4-ступенчатая

13.099 €

25,6, ?, ?, 49,1 %

Франция (2014)

7-ступенчатая

6.011 €

5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 %

США (2014)

7-ступенчатая

0 $

федеральные: 10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %+ регионал. до 11 %

В таблице 1 представлено много стран с многоступенчатой моделью прогрессивного налогообложения, т.е. доход делится на части налогообложения. Каждой ступени соответствует своя фиксированная налоговая ставка. Налоговая ставка каждой следующей ступени растёт ступенчато с ростом облагаемого дохода. Число ступеней может быть минимальным — две (как в Польше) или три (как в Австрии) и доходить до необходимого максимума (18 в Люксембурге). Особенность многоступенчатой прогрессии (налогообложения) в том, что при делении на ступени, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом, а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени. Окончательный налог определяется как сумма налогов каждой отдельной ступени.

В США ставки федерального налога на доходы физических лиц взимаются по многоступенчатой схеме. На 2014 год границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса и различает следующие категории налогоплательщика: один субъект, семейная пара и родитель – одиночка, где ставки начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог до 11 %. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Таблица 2. Федеральный налог на доходы физических лиц в США на 2014 год.

Налоговая ставка

Налогооблагаемый годовой доход в долларах США

Для одного субъекта

Для супружеской пары

Для родителя - одиночки

10 %

0 — 9 075

0 — 18 150

0 — 12 950

15 %

9076 — 36 900

18 151 — 73 800

12 951 — 49 400

25 %

36901 — 89 350

73 801—148 850

49 401—127 550

28 %

89 351—186 350

148 851—226 850

127 551—206 600

33 %

186 351—405 100

226 851—405 100

206 601—405 100

35 %

405 101—406 750

405 101—457 600

405 101—432 200

39,6 %

от 406 751

от 457 601

от 432 201

По налоговой шкале, если доход, подлежащий налогообложению у одного субъекта меньше 9075 долларов, налог равен 10% суммы этого дохода. Если доход, подлежащий налогообложению у одного субъекта больше 9075 долларов, налог равен 15% суммы этого налога. И так далее, следуя аналогичному примеру.

Рассмотрим прогрессивную шкалу по подоходному налогу с физических лиц в РФ, плюсы и минуты, почему мы до сих пор не пришли этой системе? Некоторые специалисты считают, что необходимость введения прогрессивной шкалы НДФЛ обусловлена тремя основополагающими факторами.

Первая причина - сложившиеся экономические условия России позволяют провести реформирование налоговой системы как минимум в целях гармонизации с налоговыми системами европейских стран.

Вторая причина введения прогрессивной шкалы налогообложения – увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. При этом увеличивается социальная составляющая, позволяющая малоимущим слоям населения платить значительно меньше налогов. Вместе с тем, для лиц, имеющих значительные доходы, нагрузка увеличится, но в целом это увеличение не окажется для них существенной. Введение прогрессивного налогообложения позволит регионам аккумулировать доходы, которые фактически будут отражать уровень экономического благосостояния региона. Отчасти такая динамика связана с централизацией налоговой системы, благодаря которой поступления от некоторых налогов, в частности, налога на добычу полезных ископаемых, стали в полном объеме зачисляться напрямую в федеральный бюджет. Другая проблема - стремительное наращивание расходов субъектами Российской Федерации в ущерб их эффективности. В результате потребность регионов в дотациях, субсидиях и субвенциях из федерального центра значительно увеличилась.

Третья причина введения прогрессивного налога - стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам.

Одним из доводов противников введения прогрессивной шкалы налогообложения является довод о сокрытии доходов бизнесменов, основную часть которых составляют дивиденды. С ростом ставки неизбежно вырастет и число желающих поиграть в нечестные игры с государством, что приведет к усилению налогового бремени на средние и низко-доходные слои населения, увеличив разрыв в уровне налогообложения высокой заработной платы и высоких дивидендов. Кроме того, возникнет мощный стимул для оттока капиталов и утечки мозгов за рубеж.

В заключении рассмотренные доводы за и против ведущих ученых-экономистов и специалистов в области налогообложения говорят о существующей экономически обоснованной базе в отношении введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Однако в настоящее время, в условиях преодоления в России последствий мирового финансового кризиса, сложно воплощать в жизнь проекты по введению прогрессивной ставки НДФЛ. Но как только ситуация в стране стабилизируется, ученым-экономистам и законодателям необходимо будет вновь вернуться к обсуждению данного вопроса. В Российской Федерации на сегодняшний день будет сложно применять многоуровневую шкалу налога на доходы физических лиц в связи с тем, что ни налоговые органы, ни налогоплательщики не готовы брать на себя столь большую нагрузку.

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской федерации часть 2

  2. Брызгалин, А.В. Новое в налогообложении в 2011 году. Комментарий к изменениям Налогового кодекса Российской Федерации / A. В. Брызгалин, А.Н. Головкин. - М. : Омега-Л, 2011. - 168 с.

  3. http://www.garant.ru/infografika/621831/ История НДФЛ в России

  4. Яроцкий В. Г.,. Налоги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  5. The 2014 Tax Brackets. Ставки подоходного налога и зоны налогообложения.

  6. Теория и история налогообложения. учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 480 с. — (Новое экономическое образование)

Просмотров работы: 621