ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Осипова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе государство играет важную роль. Для обеспечения задач и функций государства существует государственный бюджет. Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления[1].

В современной практике РФ одним из важных источником формирования государственного бюджета являются налоговые поступления. Как и государственный бюджет, налоговые поступления следует планировать и прогнозировать.

Налоговое планирование  совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала. Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет (2).

В связи с введением иностранных санкций против Российской Федерации для «подрывания» ее экономической стабильности, планирование и прогнозирование налоговых поступлений играют важную роль при формировании государственного бюджета.

В данной работе мы рассмотрим планирование и прогнозирование такого налога, как налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог регламентируется главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации и является федеральным налогом.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации(3).

Объектами налогообложения являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

  • полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации.

Налоговой базой является:

1) количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля;

2) стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья. (4).

Ниже приведена таблица, в которой показана состав и структура налоговых поступлений налога и сборов за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет РФ за 2011- 2015 года.

Таблица 1 Состав налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ

Показатель

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

налог на добычу полезных ископаемых

1406,3

2042,5

2459,4

2575,8

2904,2

3226,8

в том числе:

           

Нефть

1266,8

1845,8

2132,6

2190,2

2463,6

2703,5

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

85,1

136,3

257,4

311,7

357,2

346,5

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

9,4

6,4

9,8

12,6

16,0

80,5

*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

Из данной таблицы видно, что в основном данный налог уплачивают за нефть, в малых суммах за природный газ, и совсем незначительных за газовый конденсат. Также можно рассмотреть, как из года в год сумма налоговых поступлений стремительно растет, что связано с развитием добывающей промышленности. В 2015 году уплаченная сумма налога на добычу полезных ископаемых выросла более чем в 2 раза, с 1406,3 тыс. руб. до 3226,8 тыс. руб.

Далее рассмотрим, какой удельный вес составляет НДПИ в отношении всего поступивших в консолидированный бюджет РФ денег.

Таблица 2 Структура налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ

Показатель

Удельный вес, %

2010

2011

2012

2013

2014

2015

налог на добычу полезных ископаемых

18,4

21,0

22,5

22,8

23,0

23,5

в том числе:

           

нефть

16,5

19,0

19,5

19,3

19,5

19,7

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

1,1

1,4

2,3

2,8

2,8

2,5

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

По данным из таблицы 2 можно сделать вывод, что налоговые поступления в бюджет от НДПИ составляют значительную часть. Начиная с 2010 года, налог на добычу полезных ископаемых имеет положительную тенденцию и с каждым годом его доля в формировании консолидированного бюджета РФ растет.

Итак приступим к самому прогнозированию и планированию. Для рационального построения прогнозов поступления налогов в бюджет РФ необходимо использовать статистическое изучение динамики. Для этого определи тренд. Одним из широко применяемых методов выявления и описания основной тенденции (тренда) динамического ряда является метод аналитического выравнивания. На основе данного метода мы будем выявлять тенденцию налоговых доходов бюджета по НДПИ и валового внутреннего продукта.

Расчет налоговых доходов по статье налога на добычу полезных ископаемых лучше всего проводить по уравнению параболы: =1763,25+210,91t+19,13t2 и учетом ошибки равной 64,3 млн. руб.

Таблица 3 Прогноз налоговых поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых

Годы

t

=1763,25+210,91t+19,13t2

Доверительный интервал

Верхняя граница

Нижняя граница

2016

6

3717,4

3781,7

3653,1

2017

7

4177,0

4241,3

4112,7

2018

8

4674,9

4739,1

4610,6

2019

9

5211,0

5275,3

5146,7

2020

10

5785,4

5849,6

5721,1

Прогноз свидетельствует о том, что величина налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых за период с 2016 по 2020 гг. увеличится с 3717,4 до 5785,4 млн. руб. Оптимистический прогноз говорит о том, что данная величина возрастет с 3781,7 до 5849,6 млн. руб., а пессимистический – с 3653,1 до 5721,1 млн. руб.

По построенному тренду ожидается что налоговые доходы в государственный бюджет от добычи полезных ископаемых за последующие 5 лет вырастит почти в 2 раза. С одной стороны это хорошо, потому что означает развитие и рост производительности в добывающей промышленности, и повышение экономической активности в данной сфере. Но с другой стороны, такое возрастание в добыче полезных ископаемых может плохо сказаться на окружающей среде из-за истощения земли и ее дальнейшей эрозии, а также производственных отходов, которые выбрасывают в атмосферу и гидросферу при переработке полезных ископаемых.

Список использованных источников:

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой РФ 17.07.1998г. (ред. от 15.02.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2) Барулин С.В. Налоговый менеджмент [Текст]: учебное пособие/ С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко.– М.:Дашков и Ко, 2012.–.260с.

3)Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 19 июля 2000 года: (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4) Ефимова М.Р. Общая теория статистики [Текст]: Учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румяцев. – Москва: ИНФРА-М, 2013.- 416 с.

5) Сайт федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/

Просмотров работы: 677