ОБЛЕГЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЛЕГЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

Осипова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди всего многообразия мер стимулирования малого предпринимательства в зарубежных странах приоритетное место принадлежит именно мероприятиям налоговой политики.

Налогообложение малого бизнеса в развитых странах заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения

Наша страна существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по количеству малых предприятий на тысячу жителей. Так, в среднем в России приходится всего лишь 10 малых предприятий на тысячу человек, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Если сравнить долю вклада малого бизнеса в ВПП в России и в Европе, то данный показатель по европейским странам будет примерно в 4—5 раз больше, чем в нашей стране. Такое различие связано со многими факторами, например: инвестиционный климат страны и структура экономики в целом, а также уровень налогов.

Сложившаяся в мире практика налогообложения по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса предусматривает два наиболее общих подхода:

- на фоне национальной налоговой системы «по умолчанию», введение системы налоговых льгот для малых предприятий по нескольким крупным налогам

-введение особых режимов налогообложения малого предпринимательства.

Рассмотрим на примере малых предприятий в США. Развитию малого бизнеса в США уделяется особое внимание. И для того, чтобы это развитие происходило более эффективно, существует ряд стимулов и льгот, которые облегчают налоговое бремя на малые предприятия. Например, использование более низкой процентной ставки для подоходного налога, в зависимости от размера налогооблагаемой прибыли (ставка варьируется в размере 15-25%). Также у предпринимателя есть возможность приобрести лицензию на занятие определенным видом деятельности. При невысоком доходе, стоимость такой лицензии небольшая, но она заменяет местные налоги и сборы.

Далее рассмотрим налогообложение малого бизнеса в некоторых европейских странах.

Во Франции налоговым законодательство предусмотрены специальные налоговые режимы, согласно которым применяются упрощенные и вмененные налоги, а также есть возможность использовать упрощенные налоговый режим декларирования прибыли. Также только созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на первые 2 года. Особое внимание государство уделяет тем, кто хочет создать малый бизнес в экономически слабо развитых районах, на такие предприятия распространяются скидки и они освобождаются от уплаты налогов в социальные фонды.

Помимо нашей страны, специальные налоговые режимы применяются еще в таких странах как: Мексика (Мехико), Чили (Сантьяго), Бразилия (Рио-де-Жанейро) и Грузия (Тбилиси).

В Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и Гонконге предприниматели не уплачивают налог на имущество.

Таблица 1 Основные мероприятия по предоставле­нию налоговых льгот для малых предприятий, в разви­тых индустриальных странах

Страна

Предоставляемые налоговые льготы малому бизнесу

Великобритания

Дифференцированные ставки налога на при­быль и НДС (размер ставки зависит от вели­чины дохода); пониженные ставки налога на социальные расходы; ускоренная амортиза­ция; уменьшенный корпоративный налог.

Германия

долговременные кредиты (на 15 лет) под не­высокий процент (5-8 %).

США

Налог на прибыль организаций уменьшают на 50 % - так называемый «бонус первого года»; государство погашает около 90% кредитов, взятых хозяйствующими субъектами на раз­витие малого бизнеса в первые три года де­ятельности организации; дифференцирован­ные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода).

Япония

Малое предприятие имеет право на льготный кредит, юридическую и техническую под­держку, оказываемую в специально создан­ных центрах; дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки за­висит от величины дохода).

Если проанализировать зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса в контексте налогообложения, то следует выделить такие основные его формы:

- снижение налоговых ставок. В первую очередь, это касается основных налогов, из которых складывается центральный бюджет страны: налог на прибыль, на имущество компаний и т.д.;

-прогрессивная шкала налогообложения. Применяется в таких странах, как США, Англия, Швейцария, Бельгия, Австрия.

-освобождение от НДС малых фирм с незначительным оборотом. Данная мера популярна во Франции, в Англии, Швеции, Чехии, Германии. Это касается, в основном компаний с небольшим оборотом, работающих на упрощенной системе налогообложения. Могут иметь место также определенные льготы, как в Великобритании;

-ведение специальных налоговых режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Данная мера довольно активно применяется как в западных странах (Испания, Франция), так и в развивающихся (к примеру, в странах СНГ), Латинской Америки и т.п.;

-установление порога необлагаемого минимума прибыли. Например, частные корпорации в Канаде получают налоговую скидку, уменьшающую федеральный налог на доходы на 16%, в случае если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не более $200 000. Япония также активно практикует установление необлагаемого минимума прибыли.

-налоговые льготы для малых фирм, которые придерживаются инновационного пути развития. Так, например, в Японии уже давно введены налоговые льготы до 50% фирмам, которые производят продукцию на базе новых технологий, что способствует привлечению инвестиций и высококвалифицированных специалистов;

- налоговые послабления при уплате налогов и сборов социального значения. Следует при этом подчеркнуть, что ставки социальных налогов в развитых странах, уплачиваемые как работниками, так и работодателями, в том числе и индивидуальными предпринимателями, в большинстве своем достаточно высоки;

- налоговые льготы, которые направлены на эффективное обновление основных производственных фондов.

-налоговая политика, которая ориентирована на поддержку отдельных групп предпринимателей, направлений их деятельности или отраслей предпринимательства.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.

Проблемы можно решить, проведя грамотную реформу существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого можно использовать успешный опыт других стран. Также важно повышать уровень знаний самих предпринимателей в сфере налогообложения. Только при таких условиях российский малый бизнес сможет развиваться и быть конкурентоспособным.

К примеру, Российскому субъекту можно воспользоваться специальными налоговыми режимами: упрощенной системой налогообложения (УСН) либо системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Однако практика показывает, что данные налоговые режимы оптимальны для малых предприятий, которые работают непосредственно с населением. А сами оптимизирующие эффекты работы на данных специальных режимах не достаточно велики: предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль, на имущество и НДС, вместо которых платят 6% налога при объекте налогообложении «доходы» и 15% при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в диапазоне от 5 до 15%.

Эффективность такой системы зависит как и от самих мер поддержки бизнеса, так и от социально-экономических особенностей развития данной страны. Опыт зарубежных стран в области поддержки малых предприятий, а также особенности условий существования малого бизнеса в нашей стране показал, что в России система государственной поддержки бизнеса далека от совершенства. В данном случае, часть зарубежного опыта поддержки малого бизнеса может быть адаптирована к российским условиям. К примеру:

1) введение дифференциации налогообложения хозяйствующих субъектов в зависимости от его функций и вклада в производство стоимости, например, снижение налогов и социальных взносов для предприятий высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей экономики.

2) необходимо существенное снижение налоговой нагрузки на малые обрабатывающие и инновационные предприятия.

3) предлагается сократить объем отчета, представляемого в Федеральные налоговые службы до нескольких страниц, как это принято в Швеции. Это позволит упростить и удешевить учет, уменьшить административное давление и, соответственно, улучшить предпринимательский климат в целом.

Следует учитывать, что использование конкретных форм государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса, имеющих место в зарубежных странах, без какой-либо адаптации к российской специфике, едва ли можно назвать разумным, т.к. они не дадут аналогичного эффекта в нашей стране в силу различия экономических и социальных условий. В то же время, изучение зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства видится необходимым, т.к. на основании обобщения изученных механизмов поддержки бизнеса становится возможным разработка программ стимулирования малого предпринимательства.

Анализируя предпосылки формиро­вания сильного малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что, секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается в эф­фективной и результативной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпри­нимательства. Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают занять место на рынке, укрепиться и развиться малым предприятиям.

Просмотров работы: 1200