РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ

Петрова О.Н. 1
1ФГБОУ ВО БашкирскийГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важным для формирования бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налог на имущество организации так же входит в консолидированный бюджет и является одним из наиболее распространенных региональных налогов.

Объектом налогообложения налога признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налогоплательщиками данного налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Для определения налоговой базы налогоплательщик рассчитывает среднюю стоимость налогооблагаемого имущества за отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев) и среднегодовую стоимость за налоговый период (календарный год).

С 1 января 2014 г. налоговая база берется в качестве налоговой базы также в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%[4].

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости, налоговая ставка не может превышать 2%(в 2015 г. для Москвы ­­— 1,7%, для иных субъектов РФ — 1,5%).

В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 следует открыть субсчет «Расчеты по налогу на имущество».

Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:

- включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);

- включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).

В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Во втором случае в бухучете следует сделать запись:

Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008)[1].

Изучив статистические данные поступления налогов в консолидированный бюджет, можно прийти к выводу, что доля поступления налога на имущество по сравнению с другими налогами мала.

Таблица 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ

Виды налогов

2014 г. млн.руб

2015 г. млн.руб

Темп, %

Налог на прибыль

1906,5

2176,5

114,2

НДПИ

2868,4

3212,2

111,9

НДФЛ

2177,20

2342,5

107,6

НДС

2138,70

2323,3

108,6

Акцизы

841,80

1063,7

126,4

Имущественные налоги

655,4

727,6

111,0

Рисунок 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ

Несмотря на это имущественное налогообложение - наиболее стабильный источник доходов бюджета на региональном и местном уровнях. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

Рассмотрим поступления налогов на имущество отдельно (Таблица 2).

Таблица 2. Поступления налогов на имущество организации

Показатели

2014 г.

2015 г.

Количество налогоплательщиков, единиц

588 333

603 294

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, млн. руб

655,4

727,6

Доходные поступления от налога на имущество организации за рассматриваемый период увеличились на 72,2 млн. руб или на 11%. Это результат увеличения числа налогоплательщиков (на 14 961 единиц больше) и объема налогооблагаемого имущества, вследствие этого увеличилась сумма налога к уплате, то есть увеличились доходы бюджета.

В процессе анализа динамики поступлений по рассматриваемым налогам становится ясно, что грамотное регулирование ставок и налоговой политики по налогу на имущество организаций может оказывать положительное влияние на формирование доходов окружного бюджета, большую часть которого составляют именно налоговые поступления.

Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело.

Необходимость налога на имущество организаций обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мулюкова, Г.Р. Автоматизированные системы управленческого учета [Текст]: / Г.Р. Мулюкова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010» / Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет, ГНУ Башкирский НИИСХ Россельхозакадемики, Башкирская выставочная компания – Уфа, 2010.– С.78–80.

2. З. Нигматуллина, Г.Р. Методика аудита учета готовой продукции [Текст]: / Г.Р. Нигматуллина/ Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2013. № 3(27).–С.138–142.

3. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи; под ред. д. э.н., проф. А. З. Дадашева. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – С. 160

4. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: URL https://www.nalog.ru/ – 22.12.2016

Просмотров работы: 965