ВЛИЯНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Солодимова Г.А. 1, Елистратова А.Г. 1
1Пензенский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В июне 1999 года ведущими европейскими странами была подписана Болонская конвенция, целью которой являлась гармонизация в системе высшего образования стран Европы. Вузы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получали образование по Болонской конвенции, считаются более перспективными и у них выше шансы на трудоустройство. В связи с тем, что Россия вошла в число участников Болонского конвенции, российские студенты имеют возможность начать обучение в одном вузе, а окончить его в другом, при этом это может быть как вуз родной страны, так и любой Европейский вуз.

Присоединение России к Болонской конвенции привело к необходимости реформирования отечественной системы образования, при этом в качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства Министерством образования и науки Российской Федерации приняты международные стандарты ISO 9001:2008, регламентирующие требования к менеджменту качества. Как показала практика, вузы, использующие системы менеджмента качества (СМК) согласно ISO 9001:2008, являются конкурентоспособными с точки зрения продвижения своих услуг на российском рынке и привлекательными для международных партнеров, что способствует экспорту образования, развитию научных связей, обеспечивает академическую и профессиональную мобильность. СМК вуза является тем инструментом, который позволяет значительно повысить эффективность координации и контроля всех процессов в вузе, повысить степень рационального использования всех видов ресурсов и значительно быстрее реагировать на указанные выше изменения.

Однако среди педагогической общественности существует мнение, что СМК настроены в основном на формализацию управления и сильно увеличивают документооборот. Следует отметить, что эффективность СМК действительно во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Но разработка документов не самоцель. Документы нужны для того, чтобы определить методы управления и развития, создать критерии для проверки системы управления. Они помогают повысить эффективность деятельности организации. Собственно стандарт ISO 9001:2008 требует минимальной документации. Глубину описания процессов и объем рабочих инструкций вуз определяет сам, а значит, и сверхбюрократию создает собственными усилиями. Подробное описание требуется только тогда, когда могут возникнуть риски при осуществлении процессов. Главное для вуза – не огромное количество бумаг, а создание четкой системы взаимодействия на горизонтальном уровне, определение требований к процессам и распределение ответственности и полномочий. СМК позволяет достичь качества, которое удовлетворит все заинтересованные стороны. Внедрение СМК в вузах направлено на решение следующих задач:

  • повышение конкурентоспособности и имиджа образовательного учреждения, а также качество услуг;

  • четкая ориентация на интересы потребителей;

  • эффективное распределение внутренних ресурсов, ответственности и полномочий персонала;

  • реальное видение достигнутых результатов и параметров процессов;

  • возможность проведения мониторинга и отслеживания улучшений;

  • использование тщательно продуманных и документально оформленных процедур при разработке учебно-методических комплексов, проведении занятий и проверке знаний;

  • снижение непродуктивных затрат времени и труда на решение множества организационных вопросов;

  • систематизация документооборота и управленческой деятельности.

Проблемы управления вузом предполагают наличие в нем менеджмента на всех уровнях. Однако СМК вуза будет тогда эффективна, когда эффективна СМК на кафедрах. Это очевидно, так как на кафедрах сосредоточен основной потенциал развития вуза. Функционирование СМК на кафедре требует меньше усилий, так как кафедра представляет собой относительно небольшой и сплоченный коллектив. Наличие СМК на кафедрах позволяет улучшить управляемость вуза, так как при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур; повысить прозрачность вуза в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций; повысить конкурентоспособность вуза за счет предоставления качественного образования и производства инновационных и востребованных бизнесом научных разработок.

Таким образом, внедрение СМК в вузах приносит множество преимуществ различных группам потребителей. Для абитуриентов и студентов – это повышение качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов-выпускников вуза, рост их спроса на рынке труда. Для работодателей – это гарантия того, что специалисты будут подготовлены с учётом постоянно изменяющихся к ним требованиями. Для руководства и сотрудников – это снижение затрат за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов; улучшение контроля над всеми сферами деятельности организации за счет полной прозрачности деятельности. Для государства - это уверенность в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных вузу бюджетных средств.

Просмотров работы: 449