АНАЛИЗ РИСКА ЧС НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ АЗС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ РИСКА ЧС НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ АЗС

Ястребов А.Ю. 1
1Пензенский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Увеличение парка автомобилей привело к значительному увеличению потребности в автомобильном топливе и как следствие к интенсивному развитию сети автозаправочных станций (АЗС). Несмотря на кажущуюся простоту, АЗС является сложным инженерным сооружением, эксплуатация которого связана с рядом опасностей, реализация которых может привести к авариям с тяжёлыми последствиями, и с постоянно существующими воздействиями на компоненты окружающей среды (ОС) в месте размещения АЗС. В ходе исследований безопасности предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, выполнена идентификация опасностей, на основе которой оценена возможность реализации опасностей и выработаны обоснованные рекомендации по обеспечению безопасности. Эти исследования практически полностью охватывают безопасность эксплуатации АЗС как опасного производственного объекта (ОПО), анализируют последствия возможных аварий, выполняются в рамках декларирования промышленной безопасности, и состояние экологической безопасности АЗС определяется главным образом возможностью причинения при аварии максимального единовременного вреда ОС. Вопросы оценки негативного влияния АЗС в тех случаях, когда они работают в нормальном режиме и параметры загрязнения ОС не превышают установленных в нормативно-разрешительных документах, не рассматриваются, и такое состояние деятельности АЗС считается безопасным. Такой подход может считаться оправданным, когда АЗС располагается на значительном расстоянии от аналогичных объектов, и отсутствует взаимное влияние негативных процессов на состояние ОС, но в настоящее время на ряде участков автомобильных дорог области плотность размещения АЗС составляет менее 10 км. Сложившаяся схема размещения АЗС не позволяет считать их обособленными объектами, и при оценке безопасности деятельности необходимо учитывать их совместное действие на ОС. При оценке загрязнения атмосферы учитывается фоновое содержание загрязняющих веществ. Однако фоновые концентрации устанавливаются не для всей номенклатуры выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, а только для оксидов азота и углерода, содержащихся в выхлопных газах заправляющихся автомобилей. Но никак не учитывается фоновое содержание в атмосфере из источников, принадлежащих техническому оборудованию АЗС, и образующихся при работе двигателей автомобилей. Фоновые концентрации веществ, использующиеся при нормировании выбросов в атмосферу, не базируются на данных лабораторного анализа состава атмосферного воздуха в местах размещения станции, а устанавливаются на основе приближённых расчётов, в которых не отражаются особенности параметров транспортных потоков в районе АЗС. Зачастую фоновые концентрации устанавливаются по данным районов и автомобильных дорог, принятых в качестве аналогов, и в этом случае весьма далеки от действительных.

При нормировании образования и лимитов размещения отходов складывается похожая ситуация. При проектировании АЗС определяются номенклатура и количество отходов, образующихся при деятельности АЗС, и не учитываются твёрдые бытовые отходы (ТБО), образующиеся в период заправки от деятельности водителей и пассажиров обслуживаемых транспортных средств, вследствие чего установленные лимиты размещения отходов значительно превышаются. Появление на территории АЗС неучтённых отходов приводит к переполнению ёмкостей для их временного размещения и к несанкционированному их размещению на прилегающих территориях. При действии ветра отходы, имеющие небольшой удельный вес, сдуваются с мест временного размещения и также загрязняют прилегающие к АЗС территории. Подобные случаи имеют место на АЗС, располагающихся в черте населённых пунктов, и особенно часто у АЗС, размещённых на перегонах дорог. При нормировании и последующем размещении твёрдых промышленных отходов (ТПО)- это обтирочные материалы, загрязнённые нефтепродуктами, и песок, загрязнённый нефтепродуктами при ликвидации проливов углеводородных топлив, количество обтирочных материалов может быть определено по документам бухгалтерского учёта или укрупнённым нормативам, то количество загрязнённого песка никак не нормируется, что приводит к загрязнению ОС. Производство высококачественных дизельных топлив невозможно без добавки присадок различного функционального назначения, в состав которых входят сополимеры этилена с винилацетатом и сложные эфиры. Хранение и отпуск таких топлив сопровождается дополнительными экологическими нагрузками на ОС, которые не нормируется и не учитываются при оценке экологической безопасности АЗС.

Значительная часть вредных компонентов накапливается на территориях резервуарных парков АЗС и полотне дороги и прилегающих территориях на высоте до полутора метров. Именно до этой отметки поднимаются тяжелые токсичные фракции, которыми дышат люди.

Отрицательное влияние АЗС на ОС, по сравнению с другими хранилищами нефтепродуктов, проявляется в большей мере. Это связано с тем, что, с одной стороны, выбросы происходят из источников высотой 2-3 м от поверхности земли, а с другой – преимущественное количество АЗС размещается в населенных пунктах с высокой плотностью застройки и значительной концентрацией автотранспорта.

Основными отрицательными экологическими аспектами эксплуатации АЗС являются: загрязнение воздуха, привносимое за счет испарения топлива; загрязнение воды, привносимое за счет пролива топлива, и его смыв за счет атмосферных осадков, а также стоков, образующихся после мойки оборудования и территории АЗС.

Ливневые сточные воды с поверхности площадок АЗС являются мощным источником загрязнения водных бассейнов в городской местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисляющимися органическими веществами. Поступление со стоками тяжелых металлов и токсичных веществ резко ограничивает потребление и использование водных ресурсов.

Таким образом, опасность загрязнения ОС при эксплуатации АЗС в настоящее время недооценивается, и вопрос обеспечения экологической безопасности АЗС нуждается в дальнейшем изучении.

1 Задачи и цели оценки риска

Оценка величины риска является универсальным инструментом для оценки опасности предприятий различного профиля. Результаты этих оценок используют для разработки различных документов для предприятий. Каждое предприятие, отнесенное к категории ОПО должно иметь «Паспорт безопасности опасного производственного объекта».

Паспорт безопасности ОПО – АЗС №241 – разрабатывается в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13.11.2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов, инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».

Состав и структура Паспорта безопасности определены приказом МЧС России от 4.11.2004 года № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Паспорт безопасности разрабатывается для решения следующих задач:

• определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (ЧС) для персонала ОПО и проживающего вблизи населения;

• определение возможности возникновения ЧС на ОПО;

• оценки возможных последствий ЧС на ОПО;

• оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних ОПО;

• оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на ОПО;

• разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на ОПО.

В этом паспорте безопасности отнесение аварийной ситуации к категории чрезвычайной осуществлялось в соответствие с приказом МЧС России №329 от 08.07.2004 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

Выполнение заложенных в паспорте безопасности мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС позволит в большинстве случаев значительно снизить ущерб, наносимый возможными ЧС на ОПО, жизни и здоровью обслуживающего персонала и населению, народному хозяйству, ОС.

Анализ риска аварий на ОПО является составной частью управления промышленной безопасностью. Анализ риска заключается в систематическом использовании всей доступной информации для идентификации опасностей и оценки риска возможных нежелательных событий.

Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности ОПО, экспертизе промышленной безопасности, обосновании технических решений по обеспечению безопасности, страховании, экономическом анализе безопасности по критериям «стоимость-безопасность-выгода», оценке воздействия хозяйственной деятельности на ОС и при других процедурах, связанных с анализом безопасности.

Основные задачи анализа риска аварий на ОПО заключаются в предоставлении лицам, принимающим решения:

• объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО;

• сведений о наиболее опасных, «слабых» местах с точки зрения безопасности;

• обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.

Процесс проведения анализа риска включает следующие основные этапы:

• планирование и организацию работ на ОПО;

• идентификацию опасностей;

• оценку риска;

• разработку рекомендаций по уменьшению риска.

Цели и задачи анализа риска на разных стадиях жизненного цикла ОПО различны. На этапе эксплуатации ОПО целью анализа риска является:

• проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

• уточнение информации об основных опасностях и рисках;

• разработка рекомендаций по организации деятельности надзорных органов;

• совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на ОПО;

• оценка эффекта изменения в организационных структурах, приемах практической работы и технического обслуживания в отношении совершенствования системы управления промышленной безопасности.

Основные задачи этапа идентификации опасностей - выявление и четкое описание всех источников опасностей и путей (сценариев) их реализации.

Основными задачами этапа оценки риска являются:

• определение частот возникновения инициирующих и всех нежелательных событий;

• оценка последствий возникновения нежелательных событий;

• обобщение оценок риска.

Основной задачей этапа разработки рекомендаций по уменьшению риска является разработка обоснованных технических и организационных мероприятий по уменьшению риска, основанных на результатах оценок риска. В выборе мероприятий решающее значение имеет общая оценка действенности и надежности мер, оказывающих влияние на риск, а так же размер затрат на их реализацию.

2 Описание ОПО и краткая характеристика его деятельности

Основным видом деятельности АЗС является прием, хранение и заправка наземных транспортных средств бензинами Аи-92, Аи-95, дизельным топливом. На территории АЗС установлены два подземных горизонтальных резервуара, V = 50 м3 каждый. Нефтепродукты поступают на АЗС в автотранспортных цистернах (АЦ). Слив топлива из АЦ в наземные резервуары осуществляется через узел слива, оборудованный герметичной сливной муфтой. Отпуск нефтепродуктов потребителям осуществляется через топливораздаточные колонки (ТРК) в баки автомобилей.

Зачистка резервуаров осуществляется согласно графику – один раз в два года.

Внутреннее и наружное освещение АЗС осуществляется с помощью люминесцентных ламп.

На полигон ТБО вывозят следующие виды отходов: мусор от уборки территории; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; осадок с очистных сооружений ливневых стоков; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); песок, загрязненный бензином (количество бензина 15% и более); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (фиброил).

Источником водоснабжения является сети городского водопровода. Водоотведение осуществляется в городскую канализацию.

Пылегазоочистного оборудования на предприятии нет.

Основными опасностями на АЗС при нормальном режиме работы являются: переполнение резервуаров при сливе нефтепродуктов из АЦ; разъединение соединительных трубопроводов «резервуар - АЦ»; переполнение топливных баков автомобилей; повреждение ТРК; коррозионный износ трубопроводов и резервуаров; выход из строя систем предотвращения перелива нефтепродуктов из резервуаров. При аварийном режиме возникают такие опасности, как разлив нефтепродуктов, возгорание нефтепродуктов, взрыв.

Объект расположен по адресу г.Пенза ул. Пр. Строителей 301; площадь участка составляет 5645м2; резервуарный парк имеет емкость 100 м3.

Основные составные элементы АЗС: резервуарный парк, площадка для заправки автотранспорта, площадка для слива топлива из АЦ, торговое помещение магазина, очистные сооружения ливневых стоков.

Основные соседние объекты: с севера на расстоянии 250 м жилой массив, с юга на расстоянии 100 м гаражный комплекс, с востока - дорога общественного пользования, с запада - дорога общественного пользования.

Поверхность территории представляет собой равнинное плато. Рельеф местности спокойный.

Грунтовые воды в зависимости от их уровня являются от слабоагрессивных до среднеагрессивных по отношению к бетону. Коррозионная агрессивность насыпных грунтов и песков по отношению к углеродистой стали, бетонным и железобетонным конструкциям принята низкая.

Общий объем единовременного хранения нефтепродуктов- 100 м3

Число дней работы в году - 365.

Число часов работы в сутки - 24.

Общее число работающих - 14 человек.

Резервуарный парк предназначен для хранения нефтепродуктов в двух двустенных подземных стальных резервуарах общей емкостью 100 м3.

Территория обеспечена противопожарными проездами, обеспечивающими доступ противопожарной техники к объекту и пожарным гидрантом.

Процесс налива осуществляется через ТРК потребителю. Конструкция автоматизированной системы налива позволяет управлять процессом налива с автоматическим отключением системы при достижении количества набранной дозы.

Все сооружения связаны между собой технологическими трубопроводами с узлами переключения для выполнения необходимых технологических операций.

На балансе предприятия находятся очистные сооружения ливневой канализации производительностью 10,8 м3/час. В качестве фильтрующей загрузки в очистных сооружениях используется фиброил.

АЗС общего пользования представляет собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения и отпуска автомобильных бензинов, неэтилированных Аи-92 и Аи-95, дизельное топливо в АЦ и в рабочие баки транспортных средств. АЗС построена и введена в эксплуатацию в 2001 году.

Пожарная безопасность объекта решается комплексом противопожарных мероприятий, проектируемых в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию:

  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;

  • СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»;

  • СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;

  • СНиП 21.01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

  • СНиП 2.04.01 -85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

  • ПУЭ изд. №6 1998г.;

  • других нормативных документов по строительству, по соответствующим разделам, действующих на территории РФ.

Сеть транспортных проездов обеспечивает доступ техники для тушения пожаров к ОПО. Тушение пожаров предусматривается переносными средствами и противопожарной службой города.

На территории ОПО предусмотрен запас песка в ящиках.

Резервуары для хранения нефтепродуктов оснащаются дыхательными клапанами с огневыми предохранителями. Проектными решениями в соответствии с требованиями гл. 1-7 ПУЭ по ГОСТ Р 50571 и других нормативных документов предусматриваются следующие мероприятия:

• защитное заземление (зануление) электрооборудования;

• защита от статического электричества;

• защита от заноса высокого потенциала;

• молниезащита.

3 Методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС

В настоящее время существует несколько методических подходов к определению потенциальной опасности ОПО.

Наиболее простым методическим подходом к оценке потенциальной опасности ОПО является «концепция удельной смертности» [28]. Сущность концепции заключается в оценке последствий крупной техногенной аварии посредством установления зависимости между масштабами ее последствий и массой опасного вещества, вовлеченного в аварию.

Другим подходом к оценке потенциальной опасности химически опасных объектов является методический подход по показателю, который является скалярной функцией некоторых характеристик объекта: массы и токсичности опасного вещества, расстояния от границы объекта до селитебной застройки и т.д.

Наиболее приемлемым подходом к оценке потенциальной опасности ОПО в целом и АЗС №241 в частности является определение максимальной угрозы, то есть определение наихудших сценариев развития аварии (последовательностей физических и химических процессов и явлений, составляющих суть аварии).

Определение максимальной угрозы может быть формализовано следующим образом. Пусть А = {1, ..., i , ..., N} - множество всех возможных сценариев развития аварии; В = {1, ..., j , ...,M} - множество показателей, характеризующих последствия аварии. Тогда определение наихудших сценариев развития аварии сводится к определению множества A = {i Є A, j Є B} = max Gij, где Gij - численное значение j-го показателя при реализации i-го сценария, i = 1, …, N, j = 1, …, M.

Применительно к оценке потенциальной опасности АЗС в перечень показателей, характеризующих последствия возможной аварии, могут быть включены:

• потери производственного персонала и населения;

• показатели социального ущерба;

• масштабы повреждений (разрушений) зданий, сооружений, коммуникаций и т.д. на территории и вне территории объекта.

В этот перечень могут быть включены другие, дополнительные показатели, характеризующие последствия возможной аварии:

• экономические издержки из-за прекращения функционирования объекта;

• экономические потери из-за нарушения внутриотраслевых и межотраслевых связей;

• потери соседних объектов, попадающих в зону действия поражающих факторов, и др.

Анализ приведенного выше перечня показателей, характеризующих последствия возможной аварии, позволяет констатировать следующее.

Прогнозирование потерь производственного персонала и населения (по степени тяжести и видам поражения) предполагает наличие детальных картограмм распределения людей (или средней плотности персонала и населения) как на объекте, так и вне его (в промышленной и селитебной застройках). Поэтому при использовании максимальной угрозы как методического подхода к оценке потенциальной опасности ОПО в качестве одного из показателей, характеризующих последствия возможной аварии, целесообразно принять ожидаемое количество погибших и пострадавших при крупной производственной аварии.

Оценить с приемлемой точностью показатели социального ущерба затруднительно, так как существующий методический аппарат ориентирован на точное знание структуры пораженных людей при крупной производственной аварии. Поэтому определяемая величина предполагаемого ущерба может носить оценочный характер.

Масштабы повреждений (разрушений) зданий, сооружений, коммуникаций на территории и вне территории промышленного объекта определяются через площади зон с определенными (фиксированными) степенями разрушения (повреждения). Это, с одной стороны, не требует подробной информации о характере промышленной и селитебной застройки, а с другой - позволяет использовать свойство инвариантности показателя к поражающим факторам различной природы.

В настоящее время общепринятых подходов к сравнению перечисленных выше показателей, характеризующих последствия возможной аварии, в рамках отдельного сценария не существует. Поэтому при оценке максимальной угрозы необходимо рассматривать все сценарии, реализация которых приводит к максимальному значению хотя бы одного из показателей. Очевидно, что при построении сценариев и при количественной оценке показателей последствий аварии должны учитываться по возможности все факторы, влияющие на тот или иной показатель последствий аварии. Такими факторами, например, могут быть:

• направление и величина дрейфа облака топливовоздушной смеси (TBC), образующегося в результате разгерметизации емкостей хранения топлива;

• время года (расстекление жилых зданий в зимнее время может потребовать эвакуации большого числа жителей);

• время суток и др.

Это позволяет оценивать эффективность тех или иных мероприятий по снижению потенциальной опасности ОПО.

Таким образом, оценка максимальной угрозы ОПО должна включать определение следующих показателей:

• ожидаемое количество погибших и пострадавших при ЧС;

• площади зон с различными степенями разрушения (повреждения) зданий, сооружений, коммуникаций, а также зон возможного заражения.

Как было отмечено выше, одним из наиболее важных показателей, характеризующих потенциальный ОПО, является частота реализации аварии. Применительно к оценке максимальной угрозы под этим показателем следует понимать частоту реализации сценариев аварии с наихудшими последствиями. Частоты реализации различных сценариев аварий обычно определяются с использованием метода деревьев отказов и метода деревьев событий.

Таким образом, использование метода определения максимальной угрозы в качестве методического подхода к оценке потенциальной опасности ОПО имеет ряд преимуществ:

• метод позволяет выявлять наихудшие для общества сценарии развития аварии и возможные последствия реализации таких сценариев. При этом определяются также такие объективные показатели последствий аварий, как ожидаемое количество погибших и пострадавших при ЧС; площади зон с различными степенями разрушения (повреждения) зданий, сооружений, коммуникаций; ожидаемое количество эвакуируемых;

• результаты использования метода позволяют оценить максимальные потребности общества в проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;

• метод чувствителен к мероприятиям по снижению потенциальной опасности ОПО и позволяет оценивать частоты реализации наихудших для общества сценариев аварии.

К недостаткам метода определения максимальной угрозы следует отнести:

• использование метода не предполагает построение и исследование полного множества возможных сценариев.

• в силу того, что показатели последствий аварии могут принимать максимальные значения при разных сценариях реализации аварии (реализация двух сценариев одновременно невозможна по определению), оценки потребностей в проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ будут априори несколько завышены.

При проведении оценки риска АЗС использовались методы количественного анализа риска, заключающиеся в определении индивидуального, потенциального (территориального), коллективного и социального рисков.

Одной из наиболее часто употребляющейся характеристикой опасности является индивидуальный риск. Индивидуальный риск – частота поражения отдельного индивидуума (человека) в результате воздействия исследуемых факторов опасности. В общем случае количественно (численно) индивидуальный риск выражается отношением числа пострадавших людей к общему числу рискующих за определенный период времени. При этом под пострадавшим в ЧС понимается человек, заболевший, травмированный или раненный в результате поражающего воздействия источника ЧС, либо понесший материальные убытки в результате ЧС.

Индивидуальный риск во многом определяется квалификацией и готовностью индивидуума к действиям в опасной ситуации, его защищенностью. Как правило, он определяется не для каждого человека, а для групп людей, характеризующихся примерно одинаковым временем пребыванием в различных опасных зонах и использующих одинаковые средства защиты. Индивидуальный риск оценивается отдельно для персонала объекта и для населения прилегающей территории, или, при необходимости, для более узких групп, например, для рабочих различных специальностей.

Индивидуальный риск R, год-1, определяется по формуле:

(3.1)

где – Qni условная вероятность поражения человека при реализации i-й ветви логической схемы развития аварии;

Q(Ai) - вероятность реализации в течение года i-й ветви логической схемы, год-1;

n - число ветвей логической схемы развития аварии.

При расчете распределения риска по территории вокруг ОПО («картировании риска») индивидуальный риск определяется потенциальным территориальным риском и вероятностью нахождения человека в районе возможного действия опасных факторов.

Потенциальный территориальный риск – частота реализации поражающих факторов в рассматриваемой точке территории. Потенциальный территориальный, или потенциальный риск не зависит от факта нахождения объекта воздействия (человека) в данном месте пространства. Предполагается, что условная вероятность нахождения объекта воздействия равна 1 (т.е. человек находится в данной точке пространства в течение всего рассматриваемого промежутка времени). Потенциальный риск не зависит от того, находится ли ОПО в многолюдном или пустынном месте и может меняться в широком интервале. Потенциальный риск, в соответствии с названием, выражает собой потенциал максимально возможной опасности для конкретных объектов воздействия (реципиентов), находящихся в данной точке пространства.

Согласно «Методическим указаниям по разработке паспорта безопасности опасного производственного объекта», утвержденным Заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий М.И. Фалеевым от 19.08.2004 г., потенциальный риск определяется как распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории ОПО и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Как правило, потенциальный риск оказывается промежуточной мерой опасности, используемой для оценки социального и индивидуального риска при крупных авариях. Распределения потенциального риска и распределение населения в исследуемом районе позволяет получить количественную оценку социального риска для населения. Для этого определяется число пораженных при каждом сценарии от каждого источника опасности, а затем - зависимость частоты событий (F), в которых пострадало на том или ином уровне число людей, больше определенного (N), от этого определенного числа людей (социальный риск).

Социальный риск характеризует масштаб и вероятность (частоту) аварий и определяется функцией распределения людских потерь, так называемой F/N-кривой («количество погибших – частота»). В общем случае в зависимости от задач анализа под N можно понимать и общее число пострадавших, и число смертельно травмированных или другой показатель тяжести последствий. Соответственно, критерий приемлемого риска будет определяться уже не числом для отдельного события, а кривой, построенной для различных сценариев аварии с учетом их вероятности. В настоящее время общераспространенным подходом для определения приемлемости риска является использование двух кривых, когда, например, в логарифмических координатах определены F/N-кривые приемлемого и неприемлемого риска смертельного травмирования. Область между этими кривыми определяет промежуточную степень риска, вопрос о снижении которой следует решать, исходя из специфики производства и региональных условий.

Социальный риск S рассчитывается по формуле:

(3.2)

где i – число ветвей логической схемы, для которых Ni ≥ N0(N0 – ожидаемое число погибших людей, для которого оценивается социальный риск. Допускается принимать N0=10.

Если для всех ветвей логической схемы выполняется условие Ni1

А

А

А

С

1-10-2

А

А

В

С

10-2 – 10-4

А

В

-

-

10-4-10-6

А

В

С

Д

 

Просмотров работы: 2246