На сегодняшний день проблема максимизации прибыли остается главной проблемой для многих предпринимателей, так как получение прибыли и ее увеличение является необходимым экономическим условием успешного функционирования производства. Следовательно, для того, чтобы выяснить, каким образом производители максимизируют свою прибыль, необходимо изучить их поведение в различных ситуациях, а также выявить, какие факторы влияют на выбор оптимального объема выпуска продукции.
Экономическая прибыль – это разность между выручкой от выпуска продукции(TR) и затратами производства в денежном выражении (TC), которые включают как внешние, так и внутренние издержки.
Прибыль = TR-TC; TR= P*Q, где P - цена 1 ед. продукции, руб; Q – объем производства, шт.
На величину прибыли влияют следующие факторы: увеличение объема выпуска продукции, расширение рынка продаж, повышение качества продукции, реализация в более оптимальные сроки, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Необходимо понимать, что в условиях совершенной конкуренции, при большом количестве производителей фирмы не могут повлиять на цену, поскольку произойдет нарушение основного закона рынка: закона спроса и предложения, согласно которому складывается цена. Поэтому, конкурентная фирма может наращивать свою прибыль, только увеличивая объем продаж, что в дальнейшем приведет к росту дохода.
При увеличении объема продукции сумма резерва роста прибыли рассчитывается по формуле:, где: - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;- плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;- количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Рассмотрим процесс принятия фирмой решения об объеме на примере, представленном в таблице 1. Предприятие должно выбрать такой объем производства продукции, при котором сможет получить максимальную прибыль. Исходя из данных таблицы, фирма максимизирует прибыль, производя 4 или 5 единиц продукции, получая при этом объеме выпуска 7 рублей прибыли.
Таблица 1.
Выпуск, шт. | Валовой доход, руб. | Совокупные издержки, руб. | Средние совокупные издержки, руб. | Прибыль, руб. | Маржинальный доход, руб. | Маржинальные издержки, руб. | Изменение прибыли, руб. | ||||||
Q | TR | TC | ATC= | TR-TC | MR= | MC= | MR-MC | ||||||
0 | 0 | 3 | -3 | ||||||||||
1 | 6 | 5 | 5 | 1 | 6 | 2 | 4 | ||||||
2 | 12 | 8 | 4 | 4 | 6 | 3 | 3 | ||||||
3 | 18 | 12 | 4 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||
4 | 24 | 17 | 4,25 | 7 | 6 | 5 | 1 | ||||||
5 | 30 | 23 | 4, 6 | 7 | 6 | 6 | 0 | ||||||
6 | 36 | 30 | 5 | 6 | 6 | 7 | -1 |
Получение максимальной прибыли возможно в двух случаях:1) В ситуации, когда валовой доход в наибольшей степени превышает совокупные издержки; 2) Если предельный доход равен предельным издержкам. Выполним предельный анализ максимизации прибыли. Пусть Q – количество произведенной продукции, R(Q) – функция дохода, C(Q) – функция затрат на производство товара. Тогда прибыль от реализации товара выражается формулой: П(Q)=R(Q)-C(Q). Чтобы прибыль была максимальной при некотором значении Q, должен выполняться необходимый принцип экстремума П'(Q)=0. Следовательно, R'(Q) - C'(Q)=0, R'(Q)= C'(Q), где - предельный доход; - предельные издержки. Заметим, если хозяйствующий субъект действует в условиях совершенной конкуренции, для него характерно равенство: MR= P (d(PQ)⁄dQ=P). Получаем известное микроэкономическое утверждение: для того, чтобы максимизировать прибыль, необходимо, чтобы предельный доход был равен предельным издержкам.
1). Представим, функция прибыли фирмы задана таким образом:
П(x)=TR(x) – TC(x)= (3-x)e3-x. Необходимо найти оптимальный объём ее производства. Для начала, найдём производную данной функции:
П'= (3 - x)' e3-x + (3 - x)(e3-x)'= -e3-x - (3 - x)e3-x =(x - 4)e3-x. Критические точки функции найдем из равенства: П'= (x - 4)e3-x=0, x=4. Используя достаточное условие существования экстремума, имеем: точка минимума=4. Следовательно, в точке xэкс=4 прибыль принимает минимальное значение, и таким образом, этот объём производства не является оптимальным для фирмы.
2). Предположим, фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции стремится максимизировать прибыль. Необходимо рассчитать объём производства, если р= 36, TC(q)= q4+4q. Фирма может увеличить прибыль при следующих условиях: MR=MC и MR=P, получается: цена равна предельным издержкам. P= MC=TC'→ 36=4q3+4; q=2. Значит, при цене =36 фирма сможет предложить на продажу 2 единицы продукции. Таким образом, при развитой конкуренции фирмы осуществляют производство продукции при минимальных долгосрочных средних издержках и продают товар по цене, равной предельным издержкам, делая процесс производства более дешевым и обеспечивая наиболее рациональное распределение общественных ресурсов.
Список литературы:
1. Макаров С.И. Математика для экономистов: учебное пособие.- 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.-264 с.
2. Михайлова, Н. И. Прибыль предприятия и ее планирование. Факторы максимизации прибыли / Н. И. Михайлова // Планово-экономический отдел. -2007. -N 2. - С. 35-40.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – 2-е изд. – Москва, 2002