ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РАС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РАС

Маковская М.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эмоции сопровождают человека в течение всей его жизни. Они оказывают огромное влияние на его мысли и деятельность, являясь неотъемлемой частью повседневности. От эмоционального состояния зависит самочувствие и здоровье человека [2].

Эмоции человека находят свое отражение в лицевой экспрессии (мимике), через которую происходит передача эмоций между людьми, и которая является основным средством невербального общения. Каждый человек способен «считывать» эмоции окружающих по их мимике, трансформировать и преобразовывать их в свои собственные. Но вопрос о том, какие именно факторы влияют на восприятие эмоций и силу эмоционального отклика, который формируется в ответ на восприятие лицевой экспрессии, до сих пор остается открытым [1].

Измерить эмоциональный отклик и, тем самым, оценить эмоциональное состояние человека можно при помощи кожно-гальванической реакции (КГР)- показателя электропроводимости. Определение кожно-гальванической реакции является электрофизиологическим методом исследования психики, основанным на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма в ответ на раздражение. Давно доказано, что любые процессы, происходящие внутри организма, а также локальные внешние изменения, оказывают влияние на электрокожную проводимость. При этом выраженность волн электродермальной активности (ЭДА) пропорциональна интенсивности внутреннего переживания, что является наиболее привлекательным в КГР с практической точки зрения [4].

Цель нашей работы – сравнить показатели электродермальной активности студентов при восприятии лицевой экспрессии людей разных рас.

Организация и методы исследования. В исследовании на добровольной основе приняло участие 20 практически здоровых студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова: девушки и юноши в возрасте 18-22 лет, у которых на момент обследования не имелось диагностированных острых или хронических заболеваний. Все обследуемые были проинформированы о цели исследования и характере применяемых стимулов.

В нашем исследовании для записи КГР использовались два регистрирующих электрода, которые накладывались на правую ладонь. Установка электродов происходила следующим образом: положительный электрод накладывался на кожу 2-ой фаланги среднего пальца, отрицательный электрод накладывался в продолжение 2-го межпальцевого промежутка на расстоянии 3 см от кожной складки, находящейся на уровне пястно-фаланговых суставов. Индифферентный электрод накладывался на правое предплечье. Перед наложением на кожу электроды были обработаны гелем для обеспечения лучшей проводимости.

В течение основной части исследования обследуемому предлагалось просмотреть ряд черно-белых фотографий, взятых из стандартизованной базы для изучения восприятия лицевой экспрессии (Nim Stim Face Stimulus Set). Изображения выводились на экран монитора компьютера, находящегося на расстоянии 55-65 см от глаз респондента. На фотографиях были изображены лица взрослых мужчин и женщин на белом фоне. Нами было выбрано по 2 представителя разного пола каждой из трех рас: европеоидной, негроидной и монголоидной. Фотография каждого человека встречалась дважды – в первом случае человек выражал положительную эмоцию – радость, во втором отрицательную – страх. Таким образом, каждый обследуемый просматривал 24 фотографии, которые появлялись перед ним в случайном порядке. Для каждого обследуемого порядок предъявления был разным, без возможности предугадать следующую расу, эмоцию или пол лица на фото.

Каждая фотография чередовалась с нейтральным серым изображением для стабилизации волны ЭДА. Переключение стимула на нейтральный фон производилось исследователем в ручном режиме, после окончания записи волны КГР от предыдущего стимула. Новое изображение включалось только после стабилизации ЭДА. Параллельно исследователем велась запись порядка стимулов вручную: описывались пол, раса, эмоция каждого лица на фото, а также порядковый номер стимула для каждого респондента.

Обработка результатов КГР осуществлялась в полуавтоматическом режиме с возможностью корректирования расстановки маркеров вручную. Для анализа не брались кривые с низкой амплитудой волны и отсутствием некоторых элементов, а также волны с серьезными артефактами.

Для отобранных кривых вычислялись следующие показатели вызванного кожного вегетативного потенциала (ВКВП): латентный период (ЛП); амплитуда первой фазы (А1), амплитуда второй фазы (А2), длительность первой фазы (S1), длительность восходящей части второй фазы (S2а), длительность нисходящей части второй фазы (S2b).

При статистическом анализе полученных данных в качестве их описательной характеристики были использованы медианы (Me) и квартили (Q1-Q3). Оценка значимости различий между показателями КГР в исследуемых ситуациях проводилась с использованием критерия Манна-Уитни в программе SPSS 21.0. Отличия считались статистически значимыми при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы о равенстве генеральных средних p

Просмотров работы: 824