ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВНУТРЕННЕ МОТИВИРОВАННОМ СОКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВНУТРЕННЕ МОТИВИРОВАННОМ СОКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ

Ошурков Е.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема лжи – одна из центральных в человеческой жизни. Ложь – противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен. Разработка учения о признаках и механизмах обеспечения лжи является одним из наиболее актуальных вопросов современной физиологии, однако ее теоретическое состояние и практическая реализация сегодня, особенно в нашей стране, недостаточна и неоднозначна.

В самом общем смысле ложь может быть определена как «удачная или неудачная осознанная попытка индивида, создать в оппоненте чувство веры в то, что воспринимается самим индивидом как не соответствующее правде». Исходя из этого, в контексте лжи можно выделить два важных аспекта – осознанность и манипулятивность. Однако в большинстве современных научных работ эти аспекты никак не учитываются. Чаще всего обследуемому дается готовый четкий план, когда он должен лгать, а когда говорить правду. Из-за этого ложь перестает быть ложью в прямом смысле этого слова - человек лжет, не опираясь на собственную внутреннюю мотивацию. И скорее всего, такая ложь, основанная на внешней, навязанной мотивации, заведомо отличается от истинной внутренне мотивированной лжи [4].

Изучение различий в мотивации лжи могло бы стать полезным при разработке методов и средств её распознавания. Ведь сегодня проблема выявления лжи тесно связана с поиском надежных, быстрых и экономически выгодных способов решения кадровых вопросов, применения полиграфа при оперативно-розыскной деятельности и в ходе уголовного и гражданского судопроизводств [3].

Наиболее просто определить, говорит человек ложь или правду можно при помощи оценки кожно-гальванической реакции (КГР), которая является одним из стандартных каналов записи в полиграфических исследованиях. С её помощью давно доказано, что сообщение заведомо ложной информации сопровождается усилением электродермальной активности. Кроме того, данная методика, характеризуется относительной легкостью регистрации и демонстративностью форм своего проявления.

Цель нашей работы – изучить показатели электродермальной активности студентов при внутренне мотивированном сокрытии информации.

Организация и методы исследования. В исследовании на добровольной основе приняло участие 20 практически здоровых студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова: девушки и юноши в возрасте 18-22 лет, у которых на момент обследования не имелось диагностированных острых или хронических заболеваний. Все обследуемые были проинформированы о цели исследования и характере применяемых стимулов.

Исследование проводилось в тихом помещении при температуре воздуха 20-22 °С. Действие различных отвлекающих факторов (громких звуков) было сведено к минимуму. Запись электродермальной активности осуществлялась в положении сидя с открытыми глазами.

В нашем исследовании для записи КГР использовались два регистрирующих электрода, которые накладывались на правую ладонь. Установка электродов происходила следующим образом: положительный электрод накладывался на кожу 2-ой фаланги среднего пальца, отрицательный электрод накладывался в продолжение 2-го межпальцевого промежутка на расстоянии 3 см от кожной складки, находящейся на уровне пястно-фаланговых суставов. Индифферентный электрод накладывался на правое предплечье. Перед наложением на кожу электроды были обработаны гелем для улучшения электропроводимости.

В течение основной части исследования обследуемому предлагалось просмотреть набор слайдов, которые были объединены в три серии. Каждая серия состояла из пар слайдов команда-цифра. Команды отличались от серии к серии. В первой серии перед слайдом с цифрой помещалась команда «Правда», во второй «Ложь», а в третьей «Правда или ложь».В зависимости от команды обследуемый должен был назвать цифру, которая шла на следующем слайде, либо же солгать, озвучив любую другую цифру. Таким образом, в первой серии слайдов обследуемый должен был всегда говорить только правду, а во второй - только ложь. Каждая из этих двух серий состояла из 5 пар слайдов и рассматривалась нами в качестве имитации внешнего мотивирования.

Третья серия содержала 15 пар слайдов. В ней обследуемый должен был сам решать, сказать ему правду, или же сказать ложь. Более того, чтобы усилить эффект внутренней мотивации, задачей обследуемого было отвечать так, чтобы постараться запутать исследователя.

Для каждого участника исследования последовательность предъявления серий была различной: однако, серия с внутренней мотивацией всегда предъявлялась либо в начале, либо в конце обследования.

Волна КГР записывалась в ответ на предъявление слайда с цифрой, в то время как слайд с командой служил для того, чтобы разделить два разных стимула между собой и дождаться стабилизации ЭДА. Переключение слайдов производилось исследователем в ручном режиме, после окончания записи волны КГР от предыдущего стимула.

Параллельно исследователем велась запись порядка стимулов вручную: описывались последовательность, в которой будут показываться серии и цифры, названные обследуемым.

Обработка результатов осуществлялась в полуавтоматическом режиме. Программа предлагала свой вариант расстановки маркеров на волне КГР, который мог быть скорректирован вручную исследователем.

Вычислялись следующие показатели вызванного кожного вегетативного потенциала (ВКВП): латентный период (ЛП), амплитуда первой фазы (А1), длительность первой фазы (S1), амплитуда второй фазы (А2), длительность восходящей части второй фазы (S2a), длительность нисходящей части второй фазы (S2b).

При статистическом анализе полученных данных, в качестве их описательной характеристики были использованы медианы (Me) и квартили (Q1-Q3). Оценка значимости различий между показателями КГР в исследуемых ситуациях проводилась с использованием критерия Манна-Уитни в программе SPSS 22.0. Отличия считались статистически значимыми при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы о равенстве генеральных средних при p

Просмотров работы: 249