Одним из актуальных вопросов в детской спортивной физиологии является изучение влияния спортивных физических нагрузок на особенности онтогенетического развития детей и подростков с целью достижения адекватного уровня функционирования систем жизнеобеспечения и минимизации физиологической «цены» адаптации.
Современный спортивный бадминтон можно отнести к наиболее динамичным видам спорта, который по современным статистическим данным является одной из сложных тактических и техничных игр, входит в тройку самых тяжелых по физическим нагрузкам на организм спортсмена [3]. Напряженный режим игровой деятельности бадминтонистов приводит к значительному напряжению механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы.
Возможность использования адаптационного потенциала как меры функциональных состояний организма с целью правильного дозирования физических нагрузок и оценки эффективности их влияния на уровень здоровья делает эту методику весьма привлекательной для использования в практике. Таким образом, актуальная задача повышения физической подготовленности учащихся и оптимизации физических нагрузок может быть решена на основе использования критериев донозологической диагностики, в частности, в результате развития методики измерения адаптационного потенциала применительно к школьникам различного возраста [4].
В проблеме оценки адаптации дискуссия об использовании наиболее информативных показателей продолжается [1;2]. Авторами Баевским Р.М. и Берсеневой А.П. был предложен физиологический показатель – адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы как интегральный показатель уровня адаптивности организма человека в целом. Адаптационный потенциал (АП) рассчитывается по формуле:
АП = (0,011 x ЧСС + 0,014 x САД x 0,008 x ДАД + 0,014 x возраст + 0,009 x масса тела - 0.009 x рост) – 0,27; в баллах. (1)
Индивидуальные величины АП распределяются по четырем уровням, установленным для детей М.В. Антроповой с соавторами: удовлетворительная адаптация – не более 1,90 балла; напряжение механизмов адаптации – от 1,91 до 2,09 балла; неудовлетворительная адаптация – от 2,10 до 2,29 балла; срыв адаптации – от 2,29 и более баллов [1].
Цель данного исследования: выявить особенности адаптационных возможностей девочек 9-10 лет, занимающихся бадминтоном.
Задачи:
1.Определить показатели адаптационного потенциала девочек-бадминтонисток и не спортсменок.
2.Оценить и сравнить показатели адаптационного потенциала школьниц, занимающихся и не занимающихся спортом.
Организация исследования: в исследовании принимали участие девочки в возрасте 9-10 лет в количестве 88 человек. Из них 39 школьниц занимаются в детско-юношеской спортивной школе № 6 г. Архангельска на отделении бадминтона и 49 девочек обучается в общеобразовательной школе № 62 г. Архангельска и не занимаются спортом. Выбор детей данного возрастного периода для проведения исследования обусловлен тем, что у детей в 9 лет процесс адаптации к школе завершён, а 10-летние школьники не вступили в фазу пубертатного периода. Таким образом, влияние других факторов на результаты исследования сведено к минимуму.
Для характеристики адаптивных возможностей школьниц мы провели лонгитюдинальное исследование особенностей показателя адаптационного потенциала (АП). В ходе исследования установлено достоверное отличие значений АП между обследуемыми группами в 9 и 10 лет (p=0,001) (рис.1).
Рисунок 1 – Показатели АП (адаптационного потенциала)(Me)
Анализ динамики показателя АП у спортсменок выявил его снижение по величине, но достоверных отличий не выявлено (табл.1).У девочек, не занимающихся спортом, показатель АП в динамике не изменился (табл.1).
Таблица 1- Показатели адаптационного потенциала обследованных девочек
Показатель |
Девочки, занимающиеся бадминтоном |
Девочки, не занимающиеся спортом |
Достоверность отличий |
|||||||||||
Me(Q1-Q3) |
Me(Q1-Q3) |
|||||||||||||
АП (усл. ед.) |
9 лет |
10 лет |
9 лет |
10 лет |
9 лет |
10 лет |
||||||||
1,50 (1,38-1,61) |
1,46 (1,39-1,66) |
0,759 |
1,68 (1,59-1,75) |
1,68 (1,59-1,74) |
0,925 |
0,001 |
0,001 |
Анализ индивидуальных значений показателя АП выявил, в возрасте 9 лет у девочек обеих групп наблюдается удовлетворительная адаптация. В возрасте 10 лет у бадминтонисток наблюдается удовлетворительная адаптация, в то время как у не занимающихся спортом девочек, выявлено напряжение адаптации (рис.2).
Рисунок 2 – Соотношение девочек (%) по индивидуальным
величинам АП в 10 лет
Таким образом, анализ показателей АП указывает на более благоприятное функционирование сердечно-сосудистой системы у девочек, занимающихся спортом. Этот факт позволяет сделать вывод о благоприятном воздействии систематических занятий бадминтоном на адаптивные возможности девочек и на правильное дозирование физических нагрузок тренерами, поскольку напряжения и срывов адаптации не выявлено.
Литература:
Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет // Физиология человека. 2000. – Т.26. - №1. – С.56-61.
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 235с.
Зайцева Л.С. Сравнительный анализ соревновательной деятельности бадминтонисток разной квалификации // Сборник трудов молодых ученых и студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – М.: РГУФК, 2006. – С. 4–11.
Сивакова Н.Н. Прогностическая оценка адаптационного потенциала системы кровообращения для оптимизации физических нагрузок: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. биолог. наук; Ставропольский государственный университет. – Москва, 1997. –21с.
1Научный руководитель: Соколова Людмила Владимировна – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии человека САФУ имени М.В. Ломоносова.