УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Нифантова Е.В. 1, Копосова Т.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время, вопрос о начале обучения детей с шести или с семилетнего возраста, остро стоит вопрос о формировании школьной зрелости первоклассников и анализе причин, которые вызывают трудности при обучении. В первом классе закладывается основа отношения ребенка к обучению и школе. Возникшие в первом классе трудности имеют тенденцию к накапливанию (возрастанию), и в конечном итоге у ребенка могут развиться комплекс неполноценности, вегетососудистая дистония, асоциальное поведение, и другие негативные последствия [1,2].

Такие дети вызывают беспокойство у учителей, но при традиционной системе обучения из них обычно формируются группы двоечников и второгодников. Традиционная система обучения не способна обеспечить соответствующего уровня развития детей, так как практически не имеет возможности учитывать индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка [3].

Объект исследования: школьная зрелость у современных детей шести – семилетнего возраста.

Предмет исследования: особенности физического и психического развития ребенка, обучаемого в первом классе.

Цель исследования: определить уровень школьной зрелости у современных первоклассников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы явления школьной зрелости у детей шести - семи лет.

2. Охарактеризовать физические и психологические процессы происходящие при формировании школьной зрелости

3. Изучить особенности возрастной зрелости у современных первоклассников.

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, тест Керна – Йрасека, состоящего из трех заданий: 1) выполнение рисунка человека «Нарисуй дядю»; 2) срисовывание фразы из трех слов типа «Он ел суп»; 3) срисовывание группы точек (из 10).

Школьная зрелость — это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка [4]. Исследования в возрастной психофизиологии помогли найти зависимость становления психофизиологических функций от возрастных изменений организма [5].

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня) и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения [4].

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в общеобразовательной начальной школе. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него затруднительным. В случае, если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере, в начале обучения) они должны оказывать своему ребёнку существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе, может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка [4].

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение поступать в школу, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе [4].

Для проведения нашего исследования были привлечены дети первых классов школы №50 г. Архангельска. Было обследовано 42 первоклассника из них 21 мальчик и 21 девочка. Тест проводился с каждым ребенком индивидуально. По тому, как ребенок выполнил тест Керна - Йрасека, можно получить представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, способности к подражанию, степень развития тонких движений мышц кисти ведущей руки, умении считать, понимать инструкцию, и о многих других школьно значимых показателях.

Среди обследуемых нами первоклассников, «незрелых», т.е. неготовых к систематическому обучению в школе детей нами не обнаружено (таблица 1), но процентное соотношение по уровню школьной зрелости среди мальчиков и девочек не одинаково. Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что девочки более успешно справились с выполнением заданий теста Керна-Йрасека (общий балл 3,71) по сравнению с мальчиками (общий балл – 5, 33).

Таблица 1

Уровень школьной зрелости

пол

Число детей

зрелые

Средне-зрелые

незрелые

М

21

28,6

71,4

0

Ж

21

85,6

14,4

0

Исходя из полученных результатов проведенных нами исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Среди обследуемых нами учащихся первых классов нет учеников, с низким уровнем школьной зрелости.

2. Все задания по тесту Керна-Йрасека девочки выполнили более качественно, чем мальчики, что позволяет сделать вывод о том, что уровень школьной зрелости у девочек выше, чем у мальчиков.

3. Все первоклассники независимо от пола при выполнении третьего задания теста «Срисовывания группы точек» вместо точек рисовали кружочки, что свидетельствует о недостаточной зрелости сложно координированных движений мышц кисти ведущей руки, недостаточного уровня развития моторики мелких мышц кисти.

Список литературы

1. Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина, Л.В. Морозова, Л.В.Соколова. Возрастная психофизиология, Архангельск: САФУ, 2015.

2. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

3. Т.С. Копосова, Н.В. Звягина, Л.В. Морозова. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, Архангельск, Изд-во Поморского университета, 1997

4. Е.В. Мурашова. Ваш непонятный ребенок, 2014.

5. М.В. Антропова, М.М. Кольцова. Морфофизиологические критерии школьной зрелости, Вестник АМН СССР, 1979.

Просмотров работы: 713