Согласно проведенным исследованиям изучение морфологических и функциональных особенностей организма детей первых классов является актуальной задачей физиологии, так как перестройки организма создают напряжение на физиологические системы, обеспечивающие адаптацию к условиям среды [1].
Процесс адаптации ребенка к школьному режиму, успешность обучения в значительной степени зависят от состояния его здоровья, уровня морфологического и функционального развития. Сочетание климатических факторов и современной экологической ситуации в Архангельской области оказывает отрицательное воздействие на темпы морфофункционального развития и состояния здоровья детей [2].
По сравнению с жителями промышленных регионов население сельской местности оказывается в более благополучном экологическом положении. Сельская местность в гораздо большей степени сохраняет особенности естественного ландшафта с его микроклиматическими условиями и в настоящее время часто служит последним пристанищем для остатков дикой флоры и фауны [3].
Адаптация к эколого-климатическим и социальным факторам осуществляется на основе слаженных нервных, гуморальных и информационных механизмов, обеспечивающих гомеостаз. Важную роль в осуществлении данных механизмов играет физическое развитие, которое является индикатором приспособительных реакций [1].
Одним из направлений в изучении психофизиологических механизмов развития является исследование характеристик сенсомоторных реакций. Параметры зрительно-моторных реакций могут быть использованы для оценки адаптационных возможностей организма детей, а также готовности центральной нервной системы для начала систематического обучения в школе и прогнозирования возможных отклонений в состоянии нервно-психического здоровья [4].
Цель данного исследования заключалась в изучении особенностей морфологических и функциональных показателей детей первых классов поселка Коноша Архангельской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Определить морфофизиологические показатели детей 7 лет.
2.Определить особенности простой зрительно-моторной реакции первоклассников.
3. Выявить наличие половых различий по установленным параметрам.
Необходимо систематически продолжать данные исследования с целью длительного мониторинга состояния здоровья детского населения.
Материалы и методы исследования
К исследованию привлекались 7-летние учащиеся первых классов средней общеобразовательной школы посёлка Коноша Архангельской области. Было обследовано 49 человек (24 девочки и 25 мальчиков). Исследование проводилось с согласия родителей и классных руководителей. На момент исследования все дети были здоровы. Для оценки морфофункциональной зрелости использовались антропометрические данные [5]. У обследуемых определялись такие показатели, как: длина и масса тела, окружность грудной клетки (ОГК), обхват талии (ОТ) и динамометрия правой и левой кисти.
Для определения функциональных возможностей центральной нервной системы (ЦНС) по ее основным функциональным характеристикам (возбудимость, реактивность, подвижность, устойчивость реагирования) проводили тест зрительно - моторной реакции по Т. Д. Лоскутовой, основанный на анализе временных показателей простой сенсомоторной реакции [1]. Для определения параметров сенсомоторной реакции у детей использовали программно-аппаратный комплекс BioMouse – Физиолог. Методика предназначена для исследования основных нервных процессов. Сущность методики простой зрительно-моторной реакции заключается в определении времени простой зрительно-моторной реакции на световой стимул. В качестве раздражителя был выбран стимул по типу «светофор» со временем экспозиции 2-4 мс в количестве 50 предъявлений. Предлагается максимально быстро реагировать на появление стимула нажатием кнопки, стараясь при этом не допускать ошибок. Анализ статистических показателей времени простой зрительно-моторной реакции позволяет оценить, кроме абсолютного времени реакции, ее устойчивость, стабильность, вероятность ошибок, срывов [6].
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с помощью программ «Microsoft Excel 2010» и «IBM SPSS Statistics 20». Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали критерий t-Стьюдента. Статистически значимыми считались различия при величине ошибки p≤0,05.
Результаты исследования и обсуждение
При оценке антропометрических данных были выявлены достоверные различия между мальчиками и девочками. Показатели представлены в таблице 1 в виде медианы (Ме) и квартилей (25 – 75%).
Таблица 1. Антропометрические параметры у детей первых классов (Me/25-75%/)
Показатель |
Девочки |
Мальчики |
Р |
Длина тела, см |
129,50124,00-136,00 |
130,00128,00-132,25 |
0,826 |
Масса тела, кг |
27,0023,25-33,75 |
28,0025,50-29,75 |
0,968 |
Сила правой руки |
8,007,00-9,75 |
10,009,00-12,00 |
0,000215 |
Сила левой руки |
7,006,00-8,00 |
10,008,00-11,50 |
0,000036 |
Окружность грудной клетки, см |
60,0059,63-62,00 |
62,0061,00-65,00 |
0,004 |
Обхват талии, см |
57,0055,00-58,75 |
60,0057,00-61,50 |
0,006 |
По длине и массе тела достоверных различий между девочками и мальчиками не выявлено. По длине тела дети превышают установленные нормативные значения на 7,26% мальчики, на 6,72% девочки (рис. 1).
Рисунок 1. Длина тела у детей 7 лет посёлка Коноша
Длина тела характеризует состояние пластических процессов в организме. В период 7 лет происходит быстрый ростовой скачок, в результате дальнейшего развития темпы роста замедляются.
Масса тела характеризует развитие костно-мышечного аппарата, подкожной жировой клетчатки и внутренних органов. По массе тела дети превышают установленные нормативные значения [4] на 22,27% мальчики, на 15,93% девочки (рис. 2).
Рисунок 2. Масса тела у детей 7 лет посёлка Коноша
Превышение должных значений по массе тела может быть связано с нарушением режима питания и снижением уровня физической нагрузки.
Обычно в питании детей с избыточной массой тела и ожирением преобладают легкоусвояемые углеводы (хлебобулочные изделия, сладкие десерты) и твердые жиры (фаст-фуд), сладкие напитки (соки, газировка, чаи) при недостаточном употреблении клетчатки, белка, воды. При этом большинство детей ведут малоподвижный образ жизни (не играют в подвижные игры, не занимаются спортом, не посещают уроки физкультуры), много времени проводят у телевизора или компьютера, испытывают интенсивную умственную нагрузку, способствующую гиподинамии [77].
Были выявлены достоверные различия между девочками и мальчиками (р