ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

Мостовенко А.В. 1
1Ивановский государственный политехнический университете
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление недвижимостью в жилищной сфере осуществляется в целях получения социального и коммерческого эффекта от обеспечения жителей муниципального образования жилыми помещениями, сохранения и восстановления жилищного фонда, снижения издержек на его содержание. Объектом управления является жилищный фонд: жилые дома и жилые помещения (часть дома, квартира, комната), предназначенные и пригодные для проживания, благоустроенные применительно к условиям муниципального образования, отвечающие санитарным, техническим нормам и требованиям. Специфика жилья как объекта управления практически исключает правомочия по владению и пользованию жилищным фондом из круга прав муниципального образования как собственника, так как владение и пользование жилыми помещениями осуществляется отдельными физическими и юридическими лицами на договорной основе. В зависимости от целевого назначения муниципальный жилищный фонд подразделяется на четыре группы: 1) социальный жилищный фонд — совокупность всех жилых домов, жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма; 2) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых домов, жилых помещений, используемых гражданами-собственниками для личного проживания, проживания членов их семей или иных лиц; 3) коммерческий жилищный фонд — совокупность жилых домов, жилых помещений, используемых для извлечения дохода и с этой целью передаваемых во владение и (или) пользование на основании срочного возмездного договора коммерческого найма или аренды; 4) специализированный жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан для постоянного или временного проживания: общежития, дома-интернаты, находящиеся в ведении органов народного образования и социальной защиты, дома маневренного жилищного фонда, которые используются в случаях неотложного расселения в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий (до получения нового жилья, на время ремонта или реконструкции ранее занимаемого жилого помещения). Законодательство ставит достаточно жесткие рамки по целевому использованию жилых помещений, запрещая размещение в них промышленного производства и коммерческих организаций. Исключение составляют помещения, используемые для ведения индивидуальной предпринимательской и творческой деятельности, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан. Тем самым, арендовать офис у собственника в Москве, СПб в жилищных фондах не представляется возможным, для этого используется коммерческая недвижимость. Офисы, предприятия непромышленного характера, учреждения и организации могут размещаться в жилых помещениях только после перевода в нежилые, поэтому собственник недвижимости вправе обратиться с заявлением в городскую администрацию об изменении целевого назначения жилого дома или помещения. В организации управления недвижимостью в жилищной сфере можно выделить два направления — социальное и коммерческое, которые, как правило, реализуются разными структурными подразделениями местной администрации. В самостоятельный блок выделены вопросы социального использования жилья: обеспечение жилищных прав граждан в целом, обеспечение жильем по договорам социального найма, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выполнение жилищных программ, предоставление жилищных субсидий, организация переселения из ветхого жилишного фонда, подлежащего сносу, реконструкции или капитальному ремонту, и т.д. Путем коммерческого использования муниципального жилищного фонда происходит перенесение на пользователя части бремени собственника по содержанию имущества. Это предполагает передачу жилья (в основном новостроек) по договорам коммерческого найма, аренды с выкупом, купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, а также создание «доходных» домов.

Жилищный фонд муниципального образования (городского округа) включает: частный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности гражданам, а также юридическим лицам — частным организациям; смешанный жилищный фонд, находящийся в общей собственности (юридических и физических лиц, жилищных, жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников); государственный жилищный фонд, находящийся в ведении государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию. В управлении недвижимостью в жилищной сфере крупных муниципальных образований участвуют: комитеты и управления социальной защиты населения — в части начисления и предоставления льгот и жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и контроля за выплатой; жилищные комитеты и управления — в части учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения и предоставления муниципального жилья, контроля за его использованием и приватизацией; комитеты и управления ЖКХ — в части обеспечения технической эксплуатации и разработки нормативной документации по переходу на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг; комитеты и управления муниципальным имуществом — в части передачи в аренду муниципального жилищного фонда, покупки объектов жилищного и нежилого фонда у юридических и физических лиц, организации и проведения торгов по продаже объектов муниципального жилищного фонда, передачи и приемки в собственность объектов недвижимости жилищной сферы от ведомств и других собственников, оформления имущественных прав, распоряжения нежилыми помещениями в домах муниципального жилищного фонда; строительные комитеты и департаменты — в части планирования и организации строительства нового жилья на территории муниципального образования, в том числе по муниципальному заказу.

2. Операции с недвижимостью в жилищной сфере

1. Дарение и наследование жилья

В соответствии с действующим законодательством дарение это соглашение, по которому одна сторона передает бесплатно другой стороне имущество в собственность. Понятно, что даритель должен быть при этом собственником квартиры, дома. Дарение оформляется соответствующим договором, который должен быть нотариально удостоверен. Такое удостоверение возможно только при наличии письменного согласия собственников, если таковые имеются. После нотариального удостоверения договора и фактической передачи квартиры (дома) новому владельцу договор регистрируется в бюро технической инвентаризации. Правовое регулирование сделок по дарению недвижимости, включая жилые помещения, осуществляется в соответствии с гл. 32 части второй ГК РФ, в которой определены:

- сущность договора дарения;

- форма договора дарения;

- право определяемого на отказ от принятия дара;

- право на отказ от исполнителя договора дарения;

- порядок отмены дарения и случаи, когда отмена дарения (отказ от исполнителя договора дарения) невозможна.

Наследование:

Под наследованием понимают переход гражданских прав и обязанностей умершего гражданина (наследователя) к его правопреемникам (наследникам). Порядок наследования жилого помещения по завещанию определен гл. 62 ГК РФ. Отметим, прежде всего, что основанием для наследования жилого помещения может служить отнюдь не всякое завещание. Указанный документ и условия его подготовки (оформления) должны отвечать требованиям законодательства, которые распространяются:

- на правомочность гражданина в совершении завещания, обусловленную его дееспособностью; - индивидуальность завещания, которое ни при каких обстоятельствах не может совершаться от имени двух и более граждан; - личный характер завещания, которое должно совершаться гражданином без участия каких-либо представителей (в т.ч. и с подтвержденными полномочиями). Вместе с тем ГК РФ предоставляет гражданам право на неограниченное количество изменений и отмен завещания. При внесении изменений (отмене) завещания с соблюдением предусмотренного на этот счет порядка ранее совершенное завещание утрачивает свою силу. При этом допускается совершение отдельных завещаний в отношении различного наследуемого имущества. Отметим также, что в соответствии с принципом свободы завещания гражданин вправе завещать любое законно принадлежащее ему имущество, в т.ч. жилое помещение, любым другим гражданам. В то же время свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве, предусмотренными ст. 1149 ГК РФ.

Основные правила, определяющие форму и порядок совершения завещания, установлены в ст. 1124 - 1125 ГК РФ и сводятся к следующему: 1. В общем случае завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Составление завещания в простой письменной форме допускается только при наступлении чрезвычайных обстоятельств, в которых оказался гражданин. 2. В случае, когда в соответствии с установленными правилами при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу является обязательным присутствие свидетеля, отсутствие свидетеля при совершении указанных действий влечет за собой недействительность завещания, а несоответствие свидетеля установленным требованиям может впоследствии повлечь признание завещания недействительным. 3. В общем случае в завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения, а также что именно из принадлежащего наследодателю имущества и кому именно завещано. Сведения о наследуемом и наследниках должны обеспечивать однозначную идентификацию указанных в завещании имущества и граждан. 4. Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. Перечень завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным, определен ст. 1127 ГК РФ. 5. Завещание, записанное нотариусом со слов завещателя, до его подписания должно быть полностью прочитано завещателем в присутствии нотариуса. Если завещатель не в состоянии лично прочитать завещание, его текст оглашается для него нотариусом, о чем на завещании делается соответствующая надпись с указанием причин, по которым завещатель не мог лично прочитать завещание. 6. Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание по просьбе завещателя, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина. 7. При составлении и нотариальном удостоверении завещания по желанию завещателя может присутствовать свидетель. Если завещание составляется и удостоверяется в присутствии свидетеля, оно должно быть им подписано и на завещании должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

8. Нотариус обязан предупредить свидетеля, а также гражданина, подписывающего завещание вместо завещателя, о необходимости соблюдать тайну завещания. 9. При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание положений ГК РФ об обязательной доле в наследстве и сделать об этом на завещании соответствующую надпись. 10. В случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.

Правила, регулирующие связанные с этим переходом отношения, составляют отдельный институт гражданского права наследственное право (ст. 524-564 Гражданского кодекса).

2. Рента и пожизненное содержание с иждивением собственников жилых помещений

По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность жилое помещение, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное недвижимое имущество периодически выплачивать получателю ренты определенную сумму или предоставлять иные средства на его содержание. Передача прав собственности на жилье может быть как возмездной - по правилам купли-продажи, так и безвозмездной - в форме дарения. Получатель ренты в обеспечение обязательства приобретает право залога на переданное недвижимое имущество. Субъектами договора ренты являются:

получатель - граждане и некоммерческие организации, если это соответствует целям их деятельности (для постоянной ренты);

плательщик - граждане и юридические лица.

Существует три вида ренты: постоянная (бессрочная), пожизненная и пожизненное содержание с иждивением, которые отличаются по срокам, форме и размеру выплат.

Пожизненная рента может быть установлена в пользу нескольких граждан, доли которых в праве на получение ренты считаются равными, если иное не предусмотрено договором. В случае смерти одного из получателей ренты его доля переходит к пережившим его получателям, а в случае смерти последнего обязательство выплаты ренты прекращается.

Закон разрешает передавать не только жилой дом, но и иные виды недвижимости. Он не требует, чтобы получатель ренты обязательно был нетрудоспособным, допускает, что плательщиком ренты может быть и юридическое лицо, не запрещают гражданину уже имеющему в собственности квартиру, жилой дом, стать плательщиком ренты и получать от получателя ренты в собственность еще одну квартиру, жилой дом. В тоже время в законе подчеркнуто, что получателям ренты в договоре пожизненного содержания с иждивением может быть только гражданин. В договоре пожизненной ренты допускается только денежная форма рентных платежей, а в договоре пожизненной ренты с иждивением рента представляется в форме обеспечения потребностей получателя ренты в жилище, питании, одежде. А если необходимо в силу состояния его здоровья - также и в уходе за ним. Договором может быть предусмотрена оплата плательщиком пожизненного содержания с иждивением и ритуальных услуг. Таким образом, характер данного договора предполагает, что виды и объем содержания, даже если они четко оговорены договором, не могут рассматриваться в качестве неизменных величин. В то же время в договоре обязательно должны быть прописаны две цифры: стоимость всего объема пожизненного содержания, соизмеримая стоимость передаваемого плательщику ренты недвижимого имущества и стоимость содержания за один месяц. Если данное условие отсутствует, договор не считается заключенным.

Основной признак для разграничения договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением состоит в особом характере отношений между получателем ренты и лицом, представляющем пожизненное содержание с иждивением. Этот особый характер обусловлен социальной сущностью и назначением договора пожизненного содержания с иждивением.

Так, необходимость в уходе может возникнуть после заключения договора. Но как только она возникает, то становится обязанностью плательщика ренты и должна быть исполнена с учетом сложившихся обстоятельств к обычно предъявляемым требованиям. В соответствии со ст. 602 ГК РФ, в обязанность плательщика ренты может включаться обеспечение получателю ренты потребностей последнего, которые заключаются:

- в жилище, которое должно отвечать требованиям, установленным жилищным законодательством.

3. Перевод жилых помещений в нежилой фонд и наоборот

Перевод жилых помещений в нежилые чаще всего осуществляется для улучшения бытового обслуживания населения, например размещение магазина, парикмахерской или ателье. Нежилые строения в жилые нередко переводят дачники, члены садоводческих товариществ.

Перевод жилого помещения в нежилое и наоборот допускается на условиях соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительного кодекса РФ в случае реконструкции или капитального ремонта здания. Распоряжение, связанное с переводом жилых помещений в нежилой фонд, рассматривается межведомственной комиссией административного округа, а перевод в нежилой фонд жилых домов осуществляется по постановлению Правительства Москвы . К заявлению о переводе жилых помещений в нежилые прилагается:

• технический паспорт или выписка из него, подготовленные БТИ;

• заключение центра Госсанэпиднадзора о возможности изменения функционального назначения помещений (домов);

• заключение органа Госпожнадзора;

• техническое заключение организации, обеспечивающей содержание (эксплуатацию) помещений (домов).

Таким образом, целью перевода жилого помещения в нежилое является необходимость изменения его функционального назначения. Перевод нежилого помещения в жилое производится в случаях переоформления строений, которые приспособлены для нормального проживания в них.

Не допускается перевод жилого помещения в нежилое, во-первых, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; во-вторых, если переводимое помещение является частью жилого помещения; в-третьих, если жилое помещение используется его собственником или гражданином в качестве постоянного места проживания; в-четвертых, если переводимое помещение находится в залоге или обременено иными обязательствами перед другими лицами.

Существуют специальные условия перевода квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение. Такими условиями являются:

• расположение квартиры на первом этаже;

• в случае нахождения переводимой квартиры выше первого этажа, помещения, находящиеся непосредственно под данной квартирой, не должны являться жилыми.

Установлены условия, при которых не допускается перевод нежилых помещений в жилые. Это невозможно, если:

• помещение непригодно для постоянного проживания граждан, то есть не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам и другим требованиям законодательства;

• отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;

• право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (это может быть договор социального или коммерческого найма, залог и др.).

При решении вопросов перевода жилых помещений в нежилые никто не вправе требовать другие документы, кроме предусмотренных в законе.

Установлен срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения. Он не должен превышать сорока пяти дней со дня предоставления документов.

После принятия соответствующего решения, но не позднее чем через три рабочих дня орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю соответствующий документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. О своем решении орган местного самоуправления в течение трех дней информирует и собственников помещений, которые примыкают к переводимому помещению.

В переводимых помещениях должны соблюдаться требования техники пожарной безопасности, санитарные, экологические и другие требования, предусмотренные законодательством.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое возможен в связи с нарушениями требований закона, которые касаются условий перевода, а также определяющих порядок перевода.

Решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и наоборот должно содержать основания, по которым компетентный орган местного самоуправления отказывает заявителю. Такое решение в течение трех дней направляется заявителю, который может обжаловать его в судебном порядке.

Предусмотрена возможность компенсации убытков, которые были причинены собственнику жилища вследствие принятия органом местного самоуправления или органом исполнительной власти незаконного решения, повлекшего неправомерные действия с его квартирой или домом.

4. Перепланировка и переустройство квартир

Собственники и наймодатели довольно часто занимаются переустройством и перепланировкой жилых помещений. Под переустройством жилого помещения понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования и приборов. К этому виду работ относится устройство туалетов, ванных комнат и кухонь, установка бытовых электроплит взамен газовых плит. Обязательным условием такой работы является внесение изменений в технический паспорт помещения.

Перепланировки жилого помещения. Это изменение конфигурации квартиры, которое также необходимо внести в технический паспорт жилого помещения. К этому виду работ относится разборка (полная или частичная) несущих перегородок (исключая межквартирные), устройство проемов в стенах или заделка дверных проемов, устройство внутренних лестниц, изменение конструкции полов.

Определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов государственной власти. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений осуществляется в органах местного самоуправления. Лица, виновные в самовольном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, подвергаются административной ответственности. Самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (из расчета 100 рублей - один МРОТ).

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ. Ответственность за это правонарушение несут совершившие его совершеннолетние граждане.

Основание проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения.

Своеобразное предупреждение о том, что переустройство и (или) перепланировка должны проводиться с соблюдением требований законодательства. Однако какие законодательные акты имеются в виду, в ней не определено. В то же время указывается, что согласование планируемого переустройства или предстоящей перепланировки осуществляется с органом местного самоуправления. Свое согласие этот орган должен выразить в соответствующем решении.

Собственникам жилых помещений, которые хотят провести переустройство или перепланировку жилого помещения, необходимо представить документы в орган, осуществляющий согласование. Собственнику необязательно обращаться лично в этот орган. Эту работу за него может выполнить уполномоченное им лицо. Если жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятниками архитектуры, истории или культуры, то необходимо представить и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения в нем переустройства и (или) перепланировки. В ряде случаев не обойтись без согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма. Такой документ потребуется в том случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма. То есть такая ситуация может возникнуть, когда инициирует проведение переустройства или перепланировки наниматель, а наймодатель не возражает против этого. Но такое согласие должны высказать и временно отсутствующие члены семьи нанимателя.

Запрещено требовать от заявителей какие-либо дополнительные документы, кроме перечисленных в Законе. Эти запреты адресованы органам, которые осуществляют согласование документов о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. По принятии документов заявителю выдается расписка с указанием их перечня и даты принятия.

Орган, осуществляющий согласование должен принять положительное или отрицательное решение в течение 45 дней, начиная со дня обращения заявителя в этот орган. Принятое решение отправляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня после его принятия. Только выданный органом, осуществляющим согласование, документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

3. Сущность, принципы и содержание системного подхода к управлению объектами недвижимости.

Система профессионального подхода к управлению недвижимостью начинается в Англии XV-XVI веков, именно тогда была впервые сформирована первая государственная служба специально уполномоченных чиновников по межеванию земельных участков, регистрации объектов земельной собственности и прав на них. Появление такой службы стало необходимостью в связи с тем, что земля в те времена была основой жизнедеятельности человека и главным источником дохода, а отсутствие законно обоснованных границ земельных участков создавало массу проблем и конфликтов. Тогда же получило широкое применение понятие "сервейинг" (от англ. Survey - межевание, обмер, инспектирование), представляющее собой реализацию системного подхода к анализу, развитию и управлению земельным участком, или объектом недвижимости. Развитие рынка требовало новых квалифицированных специалистов в этой области, и в 1868 году в Лондоне был основан институт по подготовке сервейеров. В 1881 году этому учебному заведению было присвоено звание "Королевский институт полномочных оценщиков" (Royal Institution of Chartered Surveyors). С тех пор до настоящего времени сервейеры занимаются всем комплексом работ, связанных с недвижимостью. Они владеют всей необходимой информацией по городскому планированию, подготовке и внедрению проектов по застройке, реконструкции и модернизации зданий, принимают участие в оценке, продаже, аренде и управлении коммерческой недвижимостью.

В России слово "сервейер" встречается значительно реже, чем общепринятое понятие "девелопер" (от англ. Development - развитие, рост, улучшение, усовершенствование). Под этим понятием подразумеваются качественные преобразования, которые обеспечивают рост стоимости объекта недвижимости по сравнению с первоначальной. Эти изменения могут быть кардинальными (застройка пустующего участка), или совсем незаметными (перевод помещений из жилого фонда в нежилой), но именно они являются признаком и необходимым условием девелопмента.

В русском языке этот вид деятельности принято называть "профессиональным управлением недвижимостью". С появлением рыночных отношений в России возрождается класс собственников коммерческой недвижимости. В начале 90-х ими стали директора акционированных предприятий, успешные риэлтеры, крупные бизнесмены, вложившие свободные средства в недвижимость с целью защиты капитала от инфляции. Став собственниками, все они столкнулись с множеством проблем, главной из которых стало отсутствие квалифицированных кадров. Хозяйственные службы, или другие, специально созданные подразделения, на которые обычно возлагалось управление, не имели специалистов, способных правильно определить проблему объекта, провести маркетинг, разработать концепцию развития, рассчитать долгосрочный прогноз рынка аренды и пр. В то время в России не существовало учебных заведений, обучающих управлению коммерческой недвижимостью. Лишь в 1995 году Институт Управления Недвижимостью Национальной Ассоциации Риэлтеров США (Institute of Real Estate Management - IREM) совместно с Восточно-европейским фондом недвижимости впервые провел пробный недельный курс. В США членами IREM является лишь 9% всех управляющих, но именно они считаются наиболее квалифицированными, под их управлением находится 43% недвижимости. А в 1997 году Российская Гильдия Риэлтеров выиграла гранд и запустила программу в России. После успешного завершения курса слушатели становятся членами IREM и получают квалификацию CPM (Certified Property Manager - Сертифицированный управляющий собственностью). Эта квалификация является наиболее универсальной и востребованной не только в России, но и на Западе. Постоянное внедрение новых проектов обязывает компании управляющие объектами недвижимости компанию предусматривать обязательное наличие подразделений, отвечающих за объекты, переданных ей в управление.

Подразделений может быть больше, а взаимоотношения между ними могут быть другими. Но отсутствие, какого либо из этих отделов значительно осложнит профессиональную деятельность управляющей компании, или повлечет дополнительные расходы на оплату услуг посредников. Поскольку о назначении большинства отделов говорит их название, остановимся только на некоторых из них:

Управляющий объектом , на основе данных маркетинга, разрабатывает стратегию и тактику развития объекта, занимается подбором арендаторов, контролирует денежные потоки, связанные с его объектом, направляет и контролирует работу служб охраны и эксплуатации.

Отдел эксплуатации - обеспечивает хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние (в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты) зданий и помещений, в которых расположены подразделения предприятия. Контролирует исправность оборудования (лифтов, освещения, систем отопления и вентиляции); принимает участие в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов предприятия (зданий, систем водоснабжения, воздухопроводов и других сооружений). Тесно сотрудничает с подрядными организациями и коммунальными службами.

Отдел капитального строительства - заключает договора на проектирование, реконструкцию и строительство объектов, находящихся в собственности, или переданных в управление управляющей компании, контролирует работу подрядных организаций, занимающихся этими видами деятельности.

Юридический отдел - постоянная работа с собственниками, арендаторами, и всевозможными государственными органами делает наличие юриста в управляющей компании просто необходимым.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

4. Характеристика сделок с недвижимым имуществом с целью принятия эффективных управленческих решений.

Сделки с недвижимостью — это взаимодействие между юридическими и/или физическими лицами, результатом которых должно стать изменение, появление или расторжение каких-либо имущественных обязанностей и прав. Основанием для заключения договора является волеизъявление физического или юридического лица, направленное на достижение той или иной цели. В настоящее время являются одной из наиболее востребованных, но в то же время одной из наиболее сложных областей права. Без должного опыта и соответствующих знаний в данной области достаточно сложно самостоятельно ориентироваться.

Все совершаемые сделки подлежат обязательной государственной регистрации (исключения в данном случае составляют краткосрочные договоры аренды, заключаемые между несколькими физическими лицами без нотариального заверения). Регистрация сделок осуществляется в Управлении Росреестра.

Рассмотрим основные виды сделок с недвижимостью:

1.Дарение.Согласно условиям этой сделки происходит безвозмездная передача недвижимого имущества одной стороны другой стороне. Отличительной особенностью данного вида сделки является отсутствие оплаты, в том числе денег или каких-либо услуг. До того момента, как будет зарегистрировано государственное право на недвижимость, даритель имеет возможность согласно условиям договора отозвать свое дарение. Основные операции: дарение земельного участка и земельной доли; дарение жилья.

2.Аренда. Согласно условиям сделки по аренде недвижимость передается одним лицом другому лицу на основании получения каких-либо благ (денежной компенсации, либо дополнительных услуг). В редких случаях договор аренды может быть составлен на безвозмездной основе, но такой договор должен быть классифицирован как договор безвозмездного пользования. Обмен (мена)

3.Обмен - осуществляется между нанимателем (собственником) и нанимателем, фиксируется договором обмена. Мена - обмен собственности на собственность (договоры мены - те же правила, что и при сделке покупки-продажи).

4.Купля-продажа. По договору купли-продажи продавец обязуется передать объект недвижимости в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот объект и уплатить за него определенную цену. Договор купли-продажи объекта недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Стоит отметить, что в настоящее время этот вид сделок является наиболее популярным и часто используемым: купля-продажа жилья в т. ч. и в рассрочку; расселение коммунальных и крупногабаритных квартир; купля-продажа земельного участка, земельного пая; купля-продажа нежилых помещений, зданий и сооружений, имущественных комплексов; расторжение договора купли-продажи.

5.Приватизация. Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд). Операции: приватизация комнат и квартир в муниципальном (государственном, ведомственном, общественном) жилом фонде; приватизация земельного участка; расторжение договора о приватизации (деприватизация).

Просмотров работы: 834