ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ

Сидорова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для составления психолого-педагогической характеристики дошкольников с функциональной дислалией мы обратились к работам ведущих специалистов в области возрастной патопсихологии. В книге «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии Стребелевой Е.А. раскрываются особенности детей дошкольного возраста и пути их диагностирования. Она пишет: «Дошкольное детство – важный период в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника» [3].

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи, как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления [1].

В учебном пособии Р.И. Лалаеваой, С.Н. Шаховской «Логопатопсихология» отмечается, что в некоторых случаях, у детей с различными формами речевых нарушений, имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это, в разной степени, проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи, в определенной мере, влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются [4].

Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей.

Дети с полиморфной дислалией:

- имеют нормальный интеллект, работоспособность, мыслительные процессы также в норме, за исключением редких случаев задержки психического развития. Иногда встречаются дислалики с чертами инфантилизма;

- выраженных патологических изменений эмоционально-волевой сферы и характера не встречается. Поведение и настроение детей с функциональной дислалией, на занятиях правильные, за исключением отдельных случаев. Дети охотно занимаются с логопедом, стараясь избавиться от своего дефекта;

- отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме;

- наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения;

- мышление, внимание в норме. Дети активны, подвижны, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой;

- в строении артикуляционного аппарата нарушений не отмечается;

- сон спокойный, без ночных страхов и сновидений;

- гигиенические навыки вырабатываются быстро и стойко удерживаются;

- не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи, изменения дыхания не типичны, фонационные расстройства не отмечаются. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует;

- дети-дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией ускоренный темп речи. Характерным признаком является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. Страдает артикуляция только согласных звуков. Фонематический слух, в большинстве случаев, снижен.

Через 1-3 месяца работы с логопедом, дети-дислалики дают хорошие результаты. У них восстанавливаются дефектные звуки. Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений. Прогноз у детей с функциональной дислалией благоприятный [2].

Изучив психолого-педагогические особенности детей с функциональной дислалией, можно сделать вывод о том, что значительных нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Но наблюдаются нарушения памяти и внимания, что напрямую связано с нарушением звукопроизносительной стороны речи.

Библиография:

1. Гребенникова, О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] / О. В. Гребенникова // электр. журн. Психологические исследования. 2009. – Режим доступа: http://psystudy.ru. – (дата обращения: 08.11.2015).

2. Мартынова, Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / С. С. Ляпидевский. – М.: Просвещение, 1967. – 152 с.

3.Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: / Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

4. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2011. – 462 с.

Просмотров работы: 3443