КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Сучков Е.Ю. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Воспитание в военно-учебном заведении — это процесс целеустремленного и организованного взаимодействия и воздействия должностных лиц военного управления, профессорско-преподавательского состава на сознание, чувства, волю военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-боевых, психологических и профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, развития и совершенствования духовных и физических сил.

Воспитание издавна относилось к разряду самых трудных и важных дел. «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, — писал И. Кант, — а именно искусство управлять и искусство воспитывать ...».

Многократно возрастает значение воспитания в подготовке офицерского состава. Не случайно со времен Петра I воспитанию уделялось огромное внимание в русской военной школе. Наиболее характерными чертами системы воспитания здесь являлись: опора на национальные традиции и обычаи, широкое использование воинских ритуалов; умелое сочетание воинского и религи­озно-нравственного воспитания; бережное отношение к истории регулярной армии, пропаганда героического прошлого; привитие прогрессивных демокра­тических традиций во взаимоотношениях начальников и подчиненных; исполь­зование лучших традиций русской армии.

Отсутствие четкой системы воспитания в ВВУЗе и согласованности в работе основных ее звеньев в конечном счете как показывает мировой и отечественный опыт, не позволяют реализовать в полном объеме имеющийся потенциал военно-учебного заведения. А.В. Суворов писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа которая правит и руками, и ногами, и оружием — и если душа воина велика могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»

Таким образом, цель воспитания курсантов и слушателей состоит в формировании у них научного мировоззрения, готовности к освоению военной профессии, верности воинскому долгу и войсковому товариществу, дисциплинированности и на этой основе достижении высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности коллективов и способности подразделений успешно решать практические задачи учебно-воспитательного процесса.

1. Проблемы процесса воспитания курсантов и слушателей в современных условиях.

Воспитание курсантов и слушателей в ВВУЗе — это весь уклад жизни военно-учебного заведения. Это, во-первых, и точность выполнения распорядка дня, и чистота в аудиториях и казармах, на территории, и сервировка столов в столовой, и уставная организация службы суточного наряда. Одним словом, все, что окружает обучаемого на протяжении его жизни в ВВУЗе. И самое главное — личный пример отношения к службе и воинскому долгу, внешний вид, строевая подготовка, командирская требовательность и педагогический такт всех офицеров, прапорщиков и гражданского персонала ВВУЗа. Во-вторых, это конкретные мероприятия воспитательной работы, которые имеют свои специфические формы, методы и преследуют цель формирования у курсантов и слушателей тех или иных качеств, навыков, знаний, необходимых будущему офицеру.

Субъектами воспитания в военно-учебном заведении выступают: командование; отдел воспитательной работы, профессорско-преподавательский состав кафедр, командование факультетов, отделов, служб и подразделений обеспечения; общественные организации (офицерские собрания, женские советы и т. п.), а также и сами курсантские и слушательские коллективы.

Как отмечал видный русский военный теоретик М.И. Драгомиров: «Велика и почтенна роль офицера, и тягость ее не всякому под силу. Много души надо положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: Много людей прошло через мои руки, и весьма мало было между ними таких, которые оттого не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем, ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам».

Исторический анализ показывает, что спасение России наш народ всегда видел в армии, а спасение армии — в офицерах. Сегодня на офицерских кадрах, и особенно на молодом поколении офицеров, лежит огромная ответственность. Являясь носителем военных знаний, морального духа и боевых традиций, офицерский корпус всегда выступал основным, формирующим фактором боеспособности армии. Его трудами армия во все времена становилась школой духовно-нравственного развития, чести и доблести, дисциплины и здорового патрио­тизма. В современных условиях от позиции офицеров, их личного вклада в реализацию задач военного строительства зависит будущее Вооруженных Сил.

Столь высокая и ответственная миссия предполагает наличие у офицеров таких качеств, как патриотизм, профессиональная компетентность, способность взять на себя ответственность за решение сложных задач, вовремя заметить и поддержать инициативу, мобилизовать волю и энергию личного состава, умение работать с людьми и воспитывать их.

Формирование и развитие указанных качеств в немалой степени достига­ется в процессе целенаправленного, четко организованного воспитания в воен­но-учебных заведениях, где закладываются основы будущего офицерского корпуса страны, и продолжается в войсках (силах) в течение всей службы офицер­ского состава.

В новых политических, экономических, духовных и социальных услови­ях, в которых находится наше государство последние 15 лет, усложнились за­дачи по воспитанию будущих офицеров. Процесс социокультурной модерниза­ции российского общества привел к закономерной смене ценностных ориенти­ров. Наша молодежь стала более раскрепощенной, инициативной, предприим­чивой. Вместе с тем за последние годы среди юношей значительно возросли проявления эгоцентрических настроений. Это вызывает определенные трудно­сти при формировании личности будущего офицера, который готовится стать защитником Отечества. Если 15—20 лет назад молодой человек, поступающий в военный вуз, ориентировался в основном на моральные и военно-корпоративные ценности (долг перед Родиной, школа жизни, мужества, шаг к мужской самостоятельности и т. д.), то сегодня из жизненных ценностей у него на первом месте — материальная заинтересованность, далее - семья, карьера, профессиональный успех и только затем — духовное развитие.

Данные социологических исследований, проведенных в вузах Министер­ства обороны Российской Федерации, показывают, что стремление получить бесплатное высшее образование отмечается у 36 % опрошенных, возможность приобрести престижную специальность — у 34 % и столько же указывают на возможность материального обеспечения своей семьи. В то же время следует отметить, что, несмотря на переживаемые Российской армией и флотом труд­ности экономического характера, изменения в системе экономических и духов­но-нравственных ценностей в обществе в качестве мотивов, определяющих вы­бор профессии офицера наиболее значимыми, по данным социологических ис­следований, являются следующие: перспективы достижения приличного поло­жения в жизни (45,7 %); возможность заняться интересным и престижным для мужчины делом (40,1 %); желание получить высшее образование (34,1 %); воз­можность получения специальных льгот и преимуществ (32 %).

Говоря о воспитании курсантов и слушателей в военно-учебных заведе­ниях, необходимо констатировать тот факт, что субъектам их воспитания при­ходится заниматься не столько собственно воспитанием, сколько перевоспита­нием будущих офицеров.

Анализ процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях позволяет сделать вывод, что в современных условиях на него ока­зывают существенное влияние ряд следующих факторов.

Во-первых, в период с 1993 по 1999 гг. была допущена серьезная недо­оценка духовной составляющей военной реформы. В результате в отношениях «армия — общество» был нарушен ряд конституционных принципов. Граждан­ский контроль над Вооруженными Силами осуществлялся профессионально неподготовленными лицами, которые исходили не из интересов национальной безопасности, а из субъективных, нередко партийных корыстных соображений и сиюминутных обстоятельств. Государственные структуры не смогли сформи­ровать законодательную базу, обеспечить гуманистический подход к военным людям, социальную защиту военнослужащих и членов их семей. В итоге были разорваны многие духовные нити, связывающие армию и общество, в том числе через систему общественных институтов, взаимодействие воинских частей с образовательными учреждениями и трудовыми коллективами. Утрачено понимание того, что армия — это часть гражданского общества в военной форме, это граждане, выполняющие свой конституционный долг в сфере обороны, это единство и монолитность всех силовых структур, что морально-психологическое состояние всех социальных слоев общества непосредственно влияет на обстановку в Вооруженных Силах, работоспособность, целеустремленность и самоотдачу командного состава.

Поток негативной информации в печатных и электронных СМИ ударил по авторитету Вооруженных Сил. Были нарушены важнейшие принципы един­ства, непрерывности и последовательности военно-патриотического воспита­ния от семьи к школе, от доармейской подготовки к призыву, воспитания в пе­риод прохождения службы и обеспечения социальных гарантий после увольнения в запас.

Принижались роль и значение воспитательной работы в Вооруженных Силах. Система воспитательной работы была разобщена. Органы воспитатель­ной работы реформировались 12 раз. Ушли наиболее подготовленные кадры. Проводимая в армии и на флоте воспитательная работа существовала и разви­валась автономно, без должного руководства со стороны органов военного управления и ее координации государственными структурами.

Только по прошествии десятилетия государство, в конце концов осознало, что дальше так продолжаться не может, и в 2000 г. были приняты первые меры к перестройке системы воспитания, морально-психологического воздействия и информационного обеспечения в Вооруженных Силах. Принципиальные поло­жения были изложены в Концепции национальной безопасности и Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству. Важнейшими направлениями в военно-патриотической и духовной сфере ста­ли: обеспечение активной морально-политической поддержки Вооруженных Сил со стороны общества, преодоление кризиса оборонного сознания, возрождение престижа военной службы и уважения к военной профессии; обеспечен достойной оплаты военной службы, реализации социальных прав военнослужащих; обеспечение соответствия общественно-политического, правового ста­туса военнослужащего высокой значимости ратного труда.

В итоге государству удалось не только разобрать «завалы» проблем, но и добиться некоторых положительных результатов. Принят целый ряд важней­ших законодательных актов и документов, определяющих структуру взаимоот­ношений между государственными органами, обществом и военной организа­цией страны. Сформирована система гражданского контроля над Вооруженны­ми Силами, соответствующая требованиям демократической политической системы.

Как результат сегодня профессия офицера пока еще сохраняет свою при­влекательность для российской молодежи. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что большая ее часть — выходцы из социально незащищенных семей. Но есть и положительная тенденция — рост удельного веса тех курсан­тов военных вузов, кто в качестве мотива, определившего выбор профессии офицера, называет желание продлить семейную династию. Во многом это обу­словливается тем, что среди курсантов-выпускников более трети (42,3 %) яв­ляются выходцами из семей военнослужащих. Поэтому, анализируя социаль­ную среду, в которой происходит формирование личности будущего офицера, необходимо отметить, что получение высшего образования в нынешних усло­виях для этой части молодых людей нередко является единственной реальной возможностью достойно устроиться в жизни.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в обществе еще продол­жаются падение престижа военной службы, антиармейские настроения, форми­рование, в том числе и через средства массовой информации, культа насилия, бездуховности, стяжательства, западнопоклонничества, широкий разгул нарко­мании и пьянства в молодежной среде, которые, безусловно, оказывают нега­тивное влияние на курсанта до поступления в ВВУЗ и во время учебы в нем. Следовательно, противопоставить этому влиянию можно только умелый, кро­потливый, целенаправленный процесс воспитания.

Во-вторых, вековые традиции российского офицерского корпуса предполагают наличие таких личностных качеств, как офицерская честь, безусловно следование воинскому долгу, готовность к самопожертвованию во имя Родины. Система дошкольного и школьного воспитания подобные качества у молоды людей сейчас не воспитывает. В большинстве семей будущее детей также соотноситься прежде всего с достижением ими материального благополучия, которого в полной мере воинская служба в наши дни не дает.

С каждым годом возрастает количество молодых офицеров, увольняющихся в запас уже в течение первого года службы. Государство безвозвратно теряет огромные денежные средства, затраченные на их обучение.

Отношение к продолжению военной службы после окончания ВВУЗа во многом определяется морально-психологическими качествами отбираемы абитуриентов для военных вузов. Социальное расслоение общества привело тому, что в среде слушателей и курсантов происходит разделение на тех, кт хочет всю свою сознательную жизнь посвятить служению Родине, и тех, кт мечтает получить диплом, но о службе в Вооруженных Силах вовсе не думает.

Если проанализировать результаты проводимых Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации опросов, то можно сделать вывод, что сегодня значительная часть курсантов-выпускников находится в состоянии неопределенности своего дальнейшего выбора. Только каждый трети выпускник (31,5 %) намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения (34,9 %), либо отложил: принятие решения к окончанию срока первого контракта (12 %), а 5,3 % кур сайтов твердо намерены уволиться при первой возможности.

Под воздействием негативных факторов произошла ценностная переориентация сознания военнослужащих. Мотив «защищать Отечество и ради этого выполнять свой долг» вытесняется перспективой достижения высокого материального положения любой ценой. Эта «рокировка» в структуре ценностных ориентации во многом объясняет тот факт, что часть офицеров, особенно молодых, и курсантов военно-учебных заведений не только готовы расстаться со своими погонами, но и всерьез рассматривают возможность продолжения службы в качестве наемника в вооруженных силах других государств, ино­странных воинских формированиях и «горячих точках».

В-третьих, воспитать достойного гражданина-патриота может только гражданин-патриот, т. е. человек, обладающий высоким личным достоинством, пользующийся уважением государства в лице его представителей — команди­ров и начальников. На сегодняшний день мы имеем очень мало таких воспита­телей. Противоречия между уровнем подготовки преподавательского состава курсовых офицеров и растущей сложностью воспитательных задач являются не исключением, а правилом.

Практика показывает, что время назиданий прошло. Слушателю и кур­санту не нужен воспитатель, читающий нотации, а требуется добрый собесед­ник и опытный наставник. В этой связи личный пример командования и профессорско-преподавательского состава, высокий профессионализм в сочетание со строгостью, требовательностью и уважением к личности воспитуемых — некоторые из необходимых критериев, которые определяют успех воспитания обучаемых в вузе.

В-четвертых, основной сферой, в которой происходит реализация, социальных установок и мотивов военной службы курсантов и слушателей, является их учеба. Процесс воспитания неотделим от процесса обучения. В зависимости от качества и организации учебного процесса у обучаемых усиливается или уменьшается стремление к овладению воинской специальностью, интерес к получению знаний, совершенствованию умений и навыков. Так, например, по данным социологических исследований, у каждого третьего опрошенного курсанта-выпускника (30,2 %) за время обучения изменилось представление о военной службе в худшую сторону. При этом 35,8% опрошенных неудовлетворенны организацией процесса обучения и военно-профессиональной подготовки в военно-учебном заведении. Большинство курсантов, четко представляя характер будущей деятельности, требуют большей отдачи и от учебного процесса. Основные причины неудовлетворенности учебой среди курсантов следующие: недостаточное количество времени, отводимое для приобретения и совершенствования практических навыков работы на технике и вооружении (52,2 %); слабое использование современных форм обучения (26,3 %); устаревшая учебно-материальная база (45,7 %); недостаточное внимание уделяется обучению практике работы с людьми (24,8 %); в целом учат тому, что не пригодится в войсках (22,6 %); не в полной мере предоставляется возможность для прояв­ления на занятиях своих способностей и инициативы (14,1 %).

Причины такой неудовлетворенности, думается, объясняются, с одной стороны, недостатками организации учебно-воспитательного процесса кон­кретного ВВУЗа, с другой — проблемами реформирования системы высшего военного образования в целом, когда в соответствии с новыми стандартами высшего образования был сделан основной упор на общеобразовательную под­готовку в ущерб специальным (военным) дисциплинам.

Неудовлетворенность организацией учебного процесса накладывает свой отпечаток на процесс воспитания и формирует у обучаемых желание отчис­литься из военного вуза, которое, например, возникало у 44 % опрошенных курсантов. Мотивы, лежащие в основе этого желания, следующие: 29 % — бед­ственное положение офицеров, 14,6 % — несовершенство организации распо­рядка дня, 10,5 % — семейные проблемы, возникшие в период учебы в ВВУЗе.

Таким образом, все вышеперечисленные и другие факторы предопреде­ляют актуальность, содержание и высоту планки требований, предъявляемых сегодня к процессу воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных за­ведениях, а также диктуют необходимость совершенствовать существующие направления, формы и методы воспитания в военном вузе.

2.Содержание процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебном заведении.

Главным звеном всестороннего развития личности обучаемого является создание системы воспитательного воздействия на него во всем учебно-воспитательном процессе. Важнейшими звеньями такой системы выступают две подсистемы: воспитание курсанта и слушателя в процессе обучения и во внеучебное время.

Анализ системы воспитательного воздействия на курсанта и слушателя в учебном процессе показывает, что к ее основным элементам относятся:

  • воспитательная программа формирования и развития личности кур­санта и слушателя в учебном процессе, непосредственная деятельность кафедр по реализации воспитательных возможностей учебных занятий;

  • взаимосвязь воспитательной программы учебного процесса с комплексным планом воспитательной работы ВВУЗа;

  • ежегодный анализ результативности системы воспитания курсантов и слушателей в учебное и внеучебное время и ее корректирование в интересах повышения эффективности формирования и развития личности.

Исследование содержания процесса воспитания в военно-учебном заве­дении показывает многогранность и сложность данного процесса. Если же еще учесть сложность самого человека, тех условий, в которых он живет и действу­ет, то можно утверждать, что нет ничего более сложного и тонкого, чем про­цесс воспитания курсанта и слушателя. «У нас считают, что любой человек, любой, кто угодно, стоит его только назначить на должность воспитателя и за­платить воспитательское жалование... может воспитывать, — писал А.С. Ма­каренко. — А между тем это работа самая трудная, в итоге, возможно, работа самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напря­жения, но и больших сил, больших способностей».

Процесс воспитания в ВВУЗе осуществляется на четырех уровнях:

- на уровне ВВУЗа;

- на уровне факультета;

  • на уровне кафедры;

  • на уровне курса (подразделения).

На уровне ВВУЗа, факультета должны создаваться необходимые организационные условия для осуществления эффективного воспитания курсантов на курсах и на кафедрах. При этом в основу содержания воспитания должно быть положено эффективное влияние на мотивацию курсантов и слушателей в интересах решения задач, стоящих перед учебным коллективом. Задачи воспитания должны согласовываться с задачами, решаемыми курсантскими и слушательскими подразделениями.

На уровне кафедры (особенно кафедр гуманитарных и социально- экономических дисциплин, а также педагогики и психологии) осуществляете вооружение курсантов и слушателей философскими, политологическими, историческими, социологическими, правовыми, экономическими, культурологическими и другими знаниями, формируются у них научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения.

Кафедра является центром воспитания курсантов и слушателей в учебном процессе. В соответствии с требованиями к учебному процессу она определяет основные задачи воспитания по каждой учебной дисциплине, разрабатывает воспитательную программу по учебной дисциплине, которая показывает возможность практической реализации целей не только обучения, но и воспитания курсанта и слушателя в процессе ее изучения. Программа учитывает содержание каждой темы и воспитательные возможности вида занятия, места его проведения. В соответствии с воспитательной программой кафедр по отдельным дисциплинам составляется воспитательная программа учебного процесса ВВУЗа в целом.

Необходимо помнить, что кафедра имеет свои воспитательные возможности, так как каждая тема учебной дисциплины, форма занятия имеют специфические возможности воспитательного воздействия. Исходя из этого, определение воспитательной цели ориентирует преподавателя на поиск путей ее практической реализации в ходе занятия. Воспитательная цель занятия определяется преподавателем в соответствии с рекомендациями воспитательной программы изучаемой дисциплины.

Определив цели занятия, преподаватель подбирает необходимый дидак­тический материал для обеспечения практической реализации задач воспита­ния. Таким материалом для достижения целей воспитания могут быть: примеры из жизни войск, личного жизненного опыта преподавателя; конкретные факты, аргументы; отрывки из художественной военно-мемуарной, специальной лите­ратуры, периодической печати и др.

Изучение опыта лучших методистов вузов показывает, что целесообразно иметь по каждой теме отдельную папку, в которой сосредоточивается наиболее интересный материал. Это поможет преподавателю разнообразить содержание и методические приемы проведения занятия, облегчит подготовку к нему.

Повышению воспитательной роли каждого учебного занятия способству­ет следующее:

- четкий ритм, высокая напряженность учебного процесса (они активи­зируют выработку у обучаемых навыков организованности, собранности, целе­устремленности, закаляют волю и характер, формируют убеждения в необхо­димости строжайшего соблюдения воинской дисциплины);

- тесная связь теории с практикой (при этом дидактический материал следует подбирать такой, который непосредственно связан с практической ра­ботой обучаемых);

- широкое использование на занятиях методов активного обучения, спо­собствующих творческой познавательной деятельности слушателей и курсан­тов.

На уровне курса осуществляется непосредственное воспитание курсантов и слушателей через реализацию воспитательных возможностей их повседнев­ной жизнедеятельности. Специфика воспитания здесь состоит в том, что обуча­емый должен формироваться как военный человек.

Особенно велика в процессе воспитания курсантов и слушателей роль офицера-воспитателя, которая объясняется не только его постоянной близостью к людям, знанием их проблем и участием в их решении, но и тем немаловаж­ным обстоятельством, что именно в подразделении курсанты и слушатели мо­гут получить до 45—50 % необходимых практических умений и навыков. Будущему офицеру, прежде чем руководить, обучать и воспитывать подчиненных, необходимо знать особенности работы сержантов, актива, а также формы и методы массовой воспитательной работы.

С учетом вышесказанного требуется самое серьезное внимание уделять процессу подбора офицеров на должности курсовых офицеров (начальников курса, офицеров-воспитателей).

Впервые воспитатели в русской армии появились в кадетских корпусах во время царствования Екатерины П. 11 сентября 1766 г. императрица утвердила Устав сухопутного кадетского корпуса, согласно которому вводились должно­сти офицеров-воспитателей. Устав, подписанный рукой Екатерины, гласил: «Избегать при назначении в должности по воспитательной части людей чванливых, педантичных (ибо педантство есть пагуба воспитанию). Кротость, обходительность, ласковость, опытность в воинском деле и собственное трудолюбие — вот те качества, которые следует искать в характере всех воспитателей и начальствующих лиц».

Известно, что самое важное в воспитании — его содержание, т. е. сово­купность теорий, положений, норм, знаний, традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и выступать ведущими мотивами их профессиональной деятельности. Подчеркивая место и роль в процессе воспи­тания его субъекта и объекта, следует отметить, что их взаимодействие носит характер равноправных, взаимоуважительных отношений, сотрудничества, со­творчества. Разумеется, по своему статусу, положению и другим характеристи­кам ведущей стороной в этом процессе выступают субъекты. Вместе с тем сле­дует иметь в виду, что «ведомая» сторона — объекты является центром прило­жения всех воспитательных усилий.

Причем учеными-педагогами давно доказано, что успех воспитания зави­сит от активной позиции каждого объекта воспитания, от того, как он относится к воспитательным усилиям субъектов, так как настоящее воспитание то, под­черкивал В.А. Сухомлинский, которое переходит в самовоспитание. Конечно, деятельность субъектов воспитания никогда не прекращается, но характер, объ­ем и содержание существенно меняются, когда личность начинает активно за­ниматься самосовершенствованием.

По своему содержанию процесс воспитания в ВВУЗе включает в себя следующие основные направления: государственно-патриотическое; воинское; нравственное; правовое; экономическое; эстетическое; физическое; экологиче­ское и др. Все эти направления воспитания отражают содержательную сторону единого воспитательного процесса, построенного на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защи­тить Родину. Для достижения целей воспитания используется вся совокупность средств и методов воспитательной работы.

Особое место в данной структуре принадлежит государственно-патриотическому воспитанию, сущность которого заключается в формировании у обучаемых высоких патриотических качеств, чувства гордости и ответ­ственности за свою Отчизну, ее будущее, ее безопасность.

Интересны результаты оценки состояния системы государственно-патриотического воспитания курсантами Челябинского военного авиационного института и студентами Челябинского государственного педагогического уни­верситета.

Как видим, оценка неоднозначна. Если же ее трансформировать на более широкий круг вузов страны, то можно определить основные пути повышения качества государственно-патриотического воспитания в военно-учебных заве­дениях.

Исторически доказано, что формирование и развитие патриотических ка­честв в немалой степени достигается в процессе целенаправленной, четко орга­низованной учебно-воспитательной работы в военных вузах, где закладываются основы будущего офицерского корпуса страны. В связи с этим главная задача — восстановить и сделать достоянием сегодняшней практики многовековой опыт и традиции Российской армии. В то же время нельзя допустить и утраты положительного опыта Советских Вооруженных Сил, необходимо сохранить научный и интеллектуальный потенциал, опыт, фундаментальные наработки по многим проблемам духовно-нравственной сферы воинской жизнедеятельности.

Сегодня, прежде всего, следует более серьезное внимание уделять созда­нию и поддержанию особой духовно-нравственной атмосферы в военно-учебном заведении. Здесь должны свято чтиться традиции. Попадая в стены во­енного вуза, обучаемый должен испытывать душевный трепет перед военно-учебным заведением, в котором происходит его становление как профессио­нального защитника Отечества, представителя интеллектуальной и духовной элиты нашего общества. При этом основной целью воспитания курсантов и слушателей должно стать формирование и развитие у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной лично­сти.

Государственно-патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, должно стать главным содержанием повсе­дневной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами защитника Отечества и способной вы­полнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Мировой опыт не раз подтверждал, что поколение без возвышенной цели, без героя как образца для подражания — во многом потерянное поколение. Вернуть героев Отечества в армейский строй, а через них и с их помощью вер­нуть людям любовь к своей стране, ее истории, возродить чувство гордости за принадлежность к Российской армии и ее офицерскому корпусу, уважение к избранной профессии, а значит, и к самим себе — это сегодня, пожалуй, самая актуальная задача процесса совершенствования системы воспитания в ВВУЗе.

Для достижения указанных целей в ВВУЗе требуется решение комплекса основных задач:

- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

- утверждение в сознании и чувствах обучаемых патриотических ценно­стей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому про­шлому России, к традициям, повышение престижа военной службы;

- создание эффективной системы патриотического воспитания, форми­рование готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- привитие слушателям и курсантам чувства гордости, глубокого уваже­ния и почитания символов государства — герба, флага, гимна Российской Фе­дерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания слушателей и курсантов.

Для высокой эффективности и результативности функционирования си­стемы государственно-патриотического воспитания в ВВУЗе требуется обеспе­чить определенные условия, которые необходимо учитывать в практической деятельности командному и профессорско-преподавательскому составу:

  • четко определить вопросы и содержание патриотического воспитания в каждом вузе с учетом его специфики;

  • фундаментально разработать комплекс учебных и специальных про­грамм и методик по организации и проведению патриотического воспитания слушателей и курсантов;

  • активно преодолевать сложившиеся в средствах массовой информации стереотипы и комплексы негативного плана;

  • организовать исследования в сфере патриотического воспитания и ис­пользовать их результаты в практической деятельности.

Другим не менее важным направлением процесса воспитания в ВВУЗе является воинское воспитание курсантов и слушателей, которое имеет своей целью формирование профессиональных и специальных знаний, привитие мо­рально-боевых качеств, высокой воинской дисциплины.

Процесс воинского воспитания в военно-учебном заведении выполняет учебно-методическую функцию. Курсанты учатся у своих командиров и педа­гогов формам и методам воспитания, запоминают и контролируют те или иные педагогические приемы и подходы, которые впоследствии будут использовать в войсках на протяжении всей своей службы. По данным исследований, опро­сов выпускников ВВУЗов, для более 70 % слушателей и курсантов примерами являются преподаватели, ведущие с ними занятия.

Именно преподавательский состав призван быть центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. В ходе занятий и на примере работы препо­давателей обучаемые познают формы и методы работы с личным составом. При их помощи курсанты и слушатели получают около 15—20 % навыков и умений. Приоритетная роль преподавателей в воинском воспитании слушателей и кур­сантов обусловлена также рядом объективных обстоятельств:

- преподаватели — наиболее подготовленная и квалифицированная ввоспитательном плане часть офицеров (в том числе офицеров запаса или офицеров в отставке), обладающих не только широким арсеналом профессионально-педагогических знаний, но и значительным жизненным и служебным опытом, являющихся в большинстве своем примером для подражания у слушателей и курсантов;

- преподавательский состав отличается динамичностью и подвижностью в реализации воспитательных задач, именно ему принадлежит главная роль в творческой реализации передовых воспитательных технологий.

Особое значение в процессе воинского воспитания имеет деятельность нештатных офицеров-кураторов, которые назначаются из числа преподаватель­ского состава ВВУЗа. В своей работе они должны опираться на курсантские со­веты и тесно взаимодействовать с командованием курса, факультета и ВВУЗа. Офицер-куратор обязан:

- формировать и поддерживать у курсантов и слушателей моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, развивать у них качества, необходимые для выполнения воинского долга, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества;

- для реализации вышеуказанных требований активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе;

- знать нужды и запросы курсантов и слушателей, добиваться их удо­влетворения;

- добиваться, чтобы каждый обучаемый был уверен в его помощи по охране прав и законных интересов, чувствовал заботу о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства;

- знать положение дел с воинской дисциплиной, учебной успеваемостью в учебной группе;

- лично участвовать в еженедельном подведении итогов воинской дис­циплины и учебной успеваемости в закрепленной за ним учебной группе;

- организовывать культурный досуг курсантов и слушателей учебной группы и лично участвовать в его проведении;

- регулярно информировать командование курса и факультета о морально-психологической обстановке среди курсантов и слушателей учебной группы, об их нуждах, запросах, нерешенных проблемах.

Важное место в воинском воспитании занимает процесс поддержания вы­сокой воинской дисциплины. Как показывает практика, характер происшествий и преступлений в ВВУЗе мало отличается от ситуации, сложившейся в войсках. Наиболее распространенными видами правонарушений являются нарушения уставных взаимоотношений между военнослужащими (вымогательство денег курсантами у своих сослуживцев с применением физического насилия и др.); преступления в отношении гражданских лиц (кражи, грабежи и разбойные нападения в целях завладения личным имуществом граждан и организаций и др.), самовольные оставления части.

Для укрепления состояния правопорядка и воинской дисциплины в кур­сантской и слушательской среде представляется целесообразным применять следующие формы и методы:

- изменить стиль работы руководящего состава ВВУЗов в сторону отхода от преимущественно административных методов управления и направить его на усиление внимания к проблемам обучаемых, а также на учет в работе с ними воспитательных аспектов наказания;

- повысить личный пример офицеров-руководителей;

- повысить оперативность командования ВВУЗов в принятии мер к нарушителям и искоренить попытки сокрытия правонарушений;

- добиваться минимального отрыва курсантов и слушателей для выпол­нения хозяйственных и иных работ.

Кроме того, в ВВУЗе должна быть выработана согласованная система по формированию у курсантов и слушателей:

- положительных мотивационных профессионально-ценностных ориен­тации на предстоящую службу в целом, важность и необходимость сделать ка­рьеру, быстрейшее и эффективное освоение обязанностей по кругу первичной должности;

- структуры реалистичных притязаний на цели и условия предстоящей профессиональной деятельности;

- знаний технологии профессиональной адаптации.

При решении указанных задач, как показывает практика процесса воин­ского воспитания, эффективно могут быть использованы следующие формы и методы:

- тесная увязка каждого занятия с той или иной будущей профессио­нальной ролью;

- встречи и обмен мнениями с выпускниками;

- анализ отзывов на выпускников и обсуждение их на открытых заняти­ях с курсантами;

- приближение условий жизнедеятельности особенно курсантов-выпускников к офицерским;

- проведение на занятиях ролевых игр «Вступление в должность»;

- предварительная идентификация курсантов-выпускников по форме от­зыва методом самооценки и групповой оценки (по образному выражению самих курсантов — «примерка лейтенантских погон»);

- конкретизация заданий на практику и стажировку по проведению вос­питательной работы и обязательное отражение ее результатов (адаптивной го­товности выпускника к предстоящей профессиональной деятельности) в атте­стационных характеристиках;

- совершенствование системы распределения выпускников с учетом их подготовленности, структуры и направленности мотивации, целей на предсто­ящую службу и др.

Не менее важную роль в процессе воспитания курсантов и слушателей играют также нравственное, правовое, эстетическое, экологическое и другие виды воспитания. Они в комплексе дополняют процесс привития обучаемым необходимых нравственно-эстетических, правовых и других качеств и имеют конечной целью следующее:

- формирование у обучаемых устойчивых моральных качеств, нрав­ственных потребностей, убеждений и чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов общественной морали;

- формирование нравственно-этического статуса офицера;

- привитие курсантам и слушателям правовых знаний, правовой культу­ры, формирование у них социально-правовых отношений как нормы поведения, навыков вести правовую пропаганду и правовое воспитание личного состава;

- формирование навыков деятельности и воинской службы в новых эко­номических условиях;

- освоение курсантами и слушателями окружающего мира по законам красоты, общечеловеческих ценностей, народной культуры;

- формирование экологической культуры;

- вооружение курсантов и слушателей системой знаний по физическойкультуре и спорту, совершенствование их физических качеств.

Таким образом, эффективность функционирования системы воспитания в военно-учебном заведении во многом зависит от определенных условий. К ним можно отнести:

- знание субъектами воспитания индивидуально-психологических осо­бенностей обучаемых, их умение видеть конечную цель воспитания курсантов и слушателей, место в этом процессе ВВУЗа, факультета, кафедры, курса, пре­подаваемой науки, изучаемой темы и на этой основе обеспечение военно-профессиональной направленности воспитания;

- умение субъектов воспитания обеспечивать преемственность воспита­ния, помнить, что процесс воспитания курсанта и слушателя не начало, а про­должение процесса воспитания, и в соответствии с этим учитывать воспита­тельные аспекты как предыдущих, так и последующих периодов;

- умение субъектов воспитания подбирать необходимые формы и методы воспитательного воздействия к каждому конкретному обучаемому и обеспе­чивать в ходе его достижение воспитательных целей;

- авторитет субъекта воспитания, его личный пример, высокая требова­тельность к себе, своему внешнему виду, манере поведения.

Заключение.

Изложенные условия, формы и методы воспитания курсантов и слушате­лей в военно-учебном заведении необходимо реализовывать в комплексе. Именно комплексный подход способствует практической реализации воспита­тельных целей в ходе подготовки офицеров.

Список использованных источников и литературы

l. https://refdb.ru/look/3674697.html

2. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/774/63774/340867p page=l

3. http://www.science-education.rU/pdf/2015/l/1481.pdf.

4. http://psibook.com/research/razvitie-u-kursantov-komandnvh-uchilisch-kachestv-rukovoditelya-voinskogo-kollektiva.html

Просмотров работы: 794