ЗАЩИТА ВОЙСК ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАЩИТА ВОЙСК ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федюшин К.О. 1, Шориков Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Данная работа посвящена изучению морально-психологического обеспечения войск. Как уже всем давно известно, ход и исход любого сражения, вооруженного конфликта или локальной войны в решающей степени определяется тем, насколько мобилизованы и на что направлены духовные, моральные, психологические силы и возможности воинов. Ещё в древности наиболее талантливые полководцы понимали, что достичь победы над противником можно не только оружием, но и путем целенаправленного воздействия на сознание, волю и чувства воина, для этого они стремились использовать различные методы и средства информационно-психологического влияния с целью подъема и поддержания высокого морально-боевого духа войск. В настоящее же время реалии современной военно-политической обстановки в мире и сложившееся геополитическое положение России на мировой арене ставят перед органами военного управления, командирами подразделений и частей задачи повышения эффективности управления информационно-психологическим противодействием; воспитания у личного состава бдительности, невосприимчивости к враждебной идеологии; защиты системы связи, коммуникаций и автоматизированных систем управления; перекрытия каналов проникновения противника в информационные сети, ресурсы и духовно-психологическую сферу подчиненных военнослужащих, подразделений и частей; разработки новых способов, приемов и средств ведения информационно-психологической борьбы. Именно этот факт и предопределяет актуальность и важность темы данной курсовой работы.

Целью написания этой работы является выяснение того, как можно усовершенствовать систему защиты личного состава подразделения от информационно-психологического воздействия противника.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд таких задач, как:

  1. Определение сущности и содержания управления морально-психологическим обеспечением.

  2. Выявление особенностей морально-психологического обеспечения в мирное и военное время.

  3. Рассмотрение защиты войск от информационного и психологического воздействия как составной части морально-психологического обеспечения.

1.Сущность и содержание морально-психологического обеспечения повседневной деятельности личного состава в ходе подготовки и ведения боевых действий.

Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооружённых Сил представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими, воспитательными органами, штабами, другими органами военного управления и должностными лицами по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск, необходимого для успешной подготовки и проведения операции.

Сущность морально-психологического обеспечения заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения боевых действий Вооружённых Сил, их боеспособности и боевой готовности. Понятие сущности морально-психологического обеспечения содержится в древней классической формулировке: максимальное укрепление морального духа своих войск и максимальное снижение морального духа противника - есть необходимое условие достижения победы. Эта простая, многократно высказанная и проверенная практикой истина, на данный момент не потеряла своей актуальности.

Сущность и содержание информационно-психологического противоборства в современной войне.

Уровень обороноспособности страны во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил, права и обязанности государственных органов и граждан в сфере обороны, порядок применения вооруженных сил, в том числе их информационно-психологическую безопасность и другие вопросы. Наличие информационно-психологического оружия в арсенале передовых государств, преследующих стратегическую идею побеждать, не вступая в бой и не применяя разрушительных силовых методов ведения войны, ставит в разряд приоритетных деятельность государственных органов и органов военного управления по защите военнослужащих от информационно - психологического воздействия.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России 9 сентября 2000 г., объектами обеспечения информационной безопасности в сфере обороны, в частности, определяет: информационную инфраструктуру центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. В Доктрине главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны определены: систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач, совершенствование структуры органов системы обеспечения информационной безопасности и координация их взаимодействия.

Среди внутренних угроз информационно-психологической безопасности отмечаются: дестабилизация военно-политической обстановки в регионах и местах дислокации войск; кризисные явления в социально-экономической сфере государства; несовершенство законодательной базы информационной деятельности в обществе и Вооруженных Силах; нарушения информационного режима жизнедеятельности личного состава и работы информационных систем.

Внешние угрозы информационно - психологической безопасности составляют: враждебная деятельность сил и средств информационно-психологической борьбы противника; вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия; подрывная деятельность разведок и спецслужб зарубежных государств; манипулирование массовым сознанием зарубежными и отечественными средствами массовой информации.

В сфере современной деятельности органов военного управления по сохранению высокой морально-психологической устойчивости войск (сил), именуемой с 1992 года морально-психологическим обеспечением, важной составляющей является информационно-психологическое противоборство. Информационно-психологическое противоборство - это одно из направлений информационно-пропагандистской работы, организуемой в системе морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Оно направляется на нейтрализацию информационно - психологического воздействия со стороны противника, нанесение ему упреждающего морально-психологического поражения, деморализацию его войск и населения. В этих целях, как показывает практика, в районах дислокации наших войск, привлекаемых для участия в силовых операциях в ходе внешних или внутренних конфликтов, организуется работа по анализу социально-политической ситуации, национально-этнической и криминогенной обстановки; обобщению данных о возможностях противника осуществлять информационно-психологическое воздействие на наши войска и прогнозированию его последствий; оказанию противодействия и подготовке собственных информационно-психологических акций в отношении противника.

Вышесказанное позволяет отметить два неразрывных направления деятельности органов военного управления противоборствующих сторон при организации информационно-психологического противоборства: информационно - психологическое воздействие на противника и население района конфликта; защита своих войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника. В рамках обозначенных направлений информационно-психологического противоборства как одной из ключевых форм современного разрешения противоречий конфликтующих сторон целесообразно подробнее рассмотреть содержательную и организационную стороны каждого из них в отдельности.

Рассмотрение информационно - психологического воздействия как одного из направлений информационно-психологического противоборства конфликтующих сторон логично начать с определения основных понятий в этой отрасли (сфере) управленческой деятельности органов военного управления. Среди ученых и практиков до недавнего времени распространенными понятиями здесь считались следующие: психологическая борьба, психологические операции, психологическое противоборство. С 2010 года США и НАТО, к примеру, в своей терминологии стали чаще использовать такие понятия: информационная война, информационные операции, информационно-психологическое воздействие и другие. Уточним некоторые из упомянутых понятий.

Информационная война - особая, не прикрытая форма информационного противоборства, предполагающая вмешательство во внутренние дела государства, населения и вооруженных сил других стран; попрание суверенитета, культуры народов и разжигание недоверия и вражды между ними; прямая политико-психологическая подготовка к настоящей войне, а также форма решения задач по дестабилизации экономики как в мирное, так и в военное время.

Информационное противоборство - формально легитимное комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противника, на его военно-политическое руководство, армию и население, с целью ослабления и нейтрализации деятельности противника и достижения превосходства в этой сфере.

Информационно-психологическое воздействие - воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

История развития теории и практики информационно-психологического воздействия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заблуждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в собственные силы, отчаяния и т.п., насчитывает не одно столетие. В древние времена для этого использовались устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или мечами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками и диверсантами, листовки и т.п.

Целями информационно-психологического воздействия на противника чаще всего ставятся: подрыв морального духа, негативное воздействие на морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных категорий военнослужащих и населения противника.

В начале XX века практика информационно-психологического воздействия на противника получила научное развитие в передовых странах мира. В армиях ряда стран появились специальные структуры и органы. В США, к примеру, в этих целях был образован Комитет общественной информации, в Великобритании - служба пропаганды среди войск и населения противника, в Германии - специальный отдел генерального штаба, во Франции - служба пропаганды и т.п. В интересах деятельности названных органов стали осуществляться научные разработки и проводиться эксперименты в этой области, создаваться новые средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей.

Заметную роль в идеологическом противоборстве сторон сыграла подрывная деятельность в сфере политики, экономики и в военном деле в годы Второй мировой войны. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Германии и ее сателлитов, было задействовано 740px полиграфических мощностей Великобритании.

Еще недавно весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обозначался в большинстве стран термином «психологические операции» (сокращенно ПсО). В настоящее время, учитывая важность скрытности всех мероприятий, направленных на снижение морально-психологического состояния противоборствующей стороны, термин «психологические операции» специалистами был заменен на термин «информационные операции» (сокращенно ИО). Под информационными операциями в целом принято понимать проводимую в мирное или военное время плановую информационно-пропагандистскую деятельность, рассчитанную на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории, с тем чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей.

С учетом уровней военного управления информационные операции бывают стратегическими, оперативными и тактическими. Рассмотрим основные тактические задачи информационных операций как наиболее важные и доступные большинству личного состава воюющих сторон. Как показывает современный опыт военных кампаний, первоочередными среди них являются:

- создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морального духа и боевой эффективности личного состава противника;

- убеждение военнослужащих противника сдаваться в плен;

- массированное использование имеющихся сил и средств поражения противника;

- содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунктов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции и других информационно-пропагандистских действий;

- оказание содействия проведению оперативных и стратегических информационных операций (ИО) своевременной информацией об имеющихся уязвимых местах противника на тактическом уровне;

- передача важной пропагандистской информации лицам и группам, находящимся в зоне боевых действий противника;

- создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск (войск содружества) со стороны местного населения;

- завоевание поддержки населения района боевых действий;

- борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении информационных операций;

- оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;

- поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по маскировке войск на тактическом уровне и другие.

Выполнение названных задач возложено на специальные части и подразделения (группы, батальоны, роты), находящиеся в непосредственном подчинении командования специальных операций, как правило, в Сухопутных войсках или в органах разведки. Части и подразделения информационных операций, как и сами операции, классифицируются по уровням управления соответственно. В распоряжении органов информационных операций находятся разнообразные средства информационно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства на этапе активной фазы проведения информационной операции.

К числу основных средств информационно-психологического воздействия можно отнести следующие:

1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства, а также средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Листовки выпускаются разных размеров и на различном материале. Для их распространения используются артиллерия (снаряды, мины, агитационные реактивные снаряды); авиация; воздушные баллоны; воздушные шары, плавающие водонепроницаемые контейнеры для применения на водных пространствах и другие. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности.

2. Радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства информационно-психологического воздействия особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население. Одновременно с радио и телевидением в интересах информационно-психологического воздействия могут применяться средства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника.

В последние годы специалисты информационных операций широко используют средства вхождения в боевые радиосети противника в целях сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, например, организаторы подрывных акций в ходе военных кампаний в Чечне иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой весьма успешно дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и РЭБ.

3. Использование материалов кино-, видео - и аудиопродукции, сайтов Интернета и других носителей электронной информации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие на противника.

4. Звуковещание - одно из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия на противника в рамках тактических информационных операций. Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на автомобилях, бронетанковой технике и летательных аппаратах.

5. Предметы повседневного обихода, продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки с соответствующим информационным сопровождением и другое.

6. Инновационные средства (синтезаторы (генераторы) голографических и аудиальных эффектов в атмосфере). Это сравнительно новое средство информационно - психологического воздействия, которое может найти широкое применение в практике информационных операций. По данным зарубежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения, вызывать психофизиологические изменения в организме масс людей (слепоту, диарею, потерю слуха, сознания и др.).

Современный уровень развития компьютерной техники дает возможность в рамках информационно - психологических акций подготовить для войск противника обращение голосом известного политического деятеля своей страны с призывом прекратить боевые действия, сложить оружие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.

7. В ходе осуществления информационных операций может использоваться такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как вспомогательная деятельность. Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в стане противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий.

Ярким примером вспомогательной деятельности органов информационных операций может служить официальная информационно-пропагандистская деятельность информационных служб США и стран Евросоюза по отношению к Украине и России в целях достижения своих политических, экономических и военных национальных интересов на волне кризиса в этом регионе.

Таким образом, объективным явлением современного противоборства выступает стремление конфликтующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможности войск противника. Для этого, как показывает современная действительность, в передовых странах и армиях мира еще в мирное время разрабатываются и эффективно апробируются концепции и различные программы информационно-психологического воздействия, совершенствуются силы и средства их организации, обосновываются принципы их практического применения в современных кризисных ситуациях. Умелое планирование и проведение специальных операций может стать эффективным средством достижения не только политических, но также экономических и даже военных национальных целей невоенными средствами. В этих условия актуальную значимость приобретает защита сознания и психики личного состава от информационно-психологического воздействия противника как в мирное, так и в военное время.

2. Деятельность органов военного управления по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

В соответствии с требованиями руководящих документов, документов боевого управления Министерства обороны РФ под защитой войск (сил) от информационно - психологического воздействия противника понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время командованием, штабами, органами по работе с личным составом и другими должностными лицами по предотвращению, нейтрализации (ослаблению), блокированию и устранению последствий негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и население страны.

Основными целями защиты от информационно-психологического воздействия иностранных государств (противника) являются:

- предупреждение или снижение опасности дезинформирующего и психологического влияния на военно-политическое руководство государства, военнослужащих и общество;

- обеспечение эффективного управления войсками (силами) и оружием;

- создание благоприятных условий для применения Вооруженных Сил Российской Федерации или их группировок в случае возникновения военной угрозы, внутренних и международных военных конфликтов;

- укрепление морально-психологического потенциала страны и войск (сил);

- срыв (ослабление) результатов информационно-психологического воздействия со стороны иностранных государств (противника) на население и войска (силы);

- своевременное предупреждение развития в обществе нежелательной идеологии и воздействия на сознание и психику командования, военнослужащих и населения страны.

Задачами защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника выступают:

- разъяснение решений высших органов государственной власти и военного управления, задач, стоящих перед войсками (силами);

- анализ и прогнозирование морально-психологической и информационной обстановки;

- сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав с выработкой конкретных мер по его нейтрализации;

- нейтрализация информационно - психологического воздействия противника, недопущение деморализации, морально-психологического подавления войск (сил);

- изменение в свою пользу соотношения морально-психологического состояния личного состава, поддержание его на уровне, необходимом для успешного ведения боевых действий;

- проведение информационно - психологических мероприятий, направленных на свои войска и местное население, с целью защиты от негативного информационно-психологического воздействия противника;

- профилактика распространения ложных слухов среди личного состава, предупреждение массовых негативных психических реакций;

- пресечение слухов, тревожных высказываний, противоправных действий и недопущение деморализации, дезинформации и снижения морально-психологического состояния войск.

Наиболее широкое распространение среди форм информационно-психологической защиты военнослужащих в боевой обстановке получили такие: боевое и политическое информирование; беседы в подразделениях (на заставах, блокпостах, огневых позициях) с сообщением личному составу данных о ходе боевых действий, сведений о противнике; разъяснение полученных боевых задач, наиболее целесообразных способов их выполнения. На опыте ряда последних военных кампаний с участием российских военнослужащих выявлено, что в зависимости от роста боевой активности войск наблюдалась тенденция к сокращению периодичности и увеличению общей продолжительности различных информационных мероприятий, применявшихся в боевой обстановке.

Эффективность защиты военнослужащих от информационно-психологического воздействия обеспечивается также проведением мероприятий по выявлению и перекрытию каналов его распространения. Характерными приемами решения этой задачи в боевых условиях являются: организация накопления, изучения и оценки разведывательной информации о средствах информационно-психологического воздействия противника, принципах его применения, оперативное доведение ее до личного состава; сохранение в тайне планов боевых действий войск, исключение утечки боевой информации; проведение мероприятий по перекрытию основных каналов информационно-психологического воздействия противника.

Собственно защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника предусматривает проведение ее основных организационных мероприятий в деятельности органов военного управления по следующим этапам: прогнозирование, профилактика, предупреждение, срыв и ликвидация негативных последствий.

Так, на этапе прогнозирования информационных операций (информационно-психологического воздействия) противника командирами, штабами, органами по работе с личным составом анализируются: информационная и морально-психологическая обстановка в районах дислокации войск (сил); силы, средства, рубежи и районы сосредоточения основных усилий специальных операций противника (ИО; ПсО); возможности и направленность подрывной пропаганды противника, объекты и возможные каналы потенциального воздействия; возможный уровень психогенных потерь личного состава своих войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Этап предупреждения информационно-психологического воздействия противника в деятельности командиров, штабов, должностных лиц структур по работе с личным составом предполагает: своевременное определение начала его информационно-психологического воздействия; непрерывное и целесообразное боевое и политическое информирование личного состава, разъяснение ему истинных целей, задач, тематики, методов, технических средств, а также возможных последствий информационно-психологического воздействия противника; надежное перекрытие каналов информационно-психологического воздействия противника; назначение и организацию работы подразделений (военнослужащих) по сбору и уничтожению пропагандистских материалов противника; выявление психически неустойчивых военнослужащих и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; организацию в подразделениях (частях) системы товарищеской поддержки и взаимопомощи; ознакомление военнослужащих с распространенными приемами устрашения и шантажа, применяемыми противником в целях морально-психологического подавления наших войск; разведку, подавление и уничтожение сил и средств информационно-психологической борьбы противника; оценку степени уязвимости (подверженности) своих войск (сил) информационно-психологическому воздействию противника, прогнозирование последствий и планирование мероприятий противодействия; организацию профилактических мероприятий по предупреждению среди личного состава страха, панических настроений, попыток сдачи в плен и других негативных социально-психологических проявлений у военнослужащих; наращивание информационно-психологического превосходства своих войск (сил).

На этапе срыва информационно-психологического воздействия (информационных операций) противника органами военного управления, как правило, предусматриваются: своевременная разведка, уничтожение сил и средств информационно-психологического воздействия противника; оперативный сбор, анализ и уничтожение пропагандистских материалов противника; решительное пресечение паники и слухов, изоляция военнослужащих (подразделений), подвергшихся деморализации; постоянное изучение морально-психологического состояния личного состава, проведение мероприятий по формированию морально-психологического превосходства своих войск (сил); непрерывное информирование военнослужащих об изменениях обстановки, о применении противником новых видов оружия и средств информационно-психологического воздействия; усиление информационно-психологического взаимодействия (своих органов информационно-психологической борьбы, разведки, РЭБ, связи, морально-психологического обеспечения) на войска (силы) противника.

На этапе ликвидации последствий информационно-психологического воздействия противника деятельность командиров, штабов и органов по работе с личным составом предполагает: выявление военнослужащих (подразделений), подвергшихся деморализации, диагностику их состояния и оказание им психологической помощи; выявление причин дезорганизации среди личного состава и их устранение; привлечение к ответственности распространителей деморализующих слухов, паникеров и др.; анализ и оценку результатов, причин эффективности информационно-психологических операций противника, наиболее слабых мест в системе защиты своих войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника; восстановление организованности и боеспособности подразделений (частей); оптимизацию всей системы противодействия информационно-психологическим акциям противника.

Выводы.

Обобщенный анализ современного опыта информационно-психологического противоборства конфликтующих сторон, организации защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника позволяет сделать некоторые выводы и заключения.

Во-первых, боевые действия войск в современной войне будут сопровождаться применением со стороны противника широкого арсенала сил, средств и способов информационно-психологического воздействия. Приемы, методы и формы информационно-психологических акций противника на различных этапах военной кампании будут постоянно обновляться и совершенствоваться.

В этих условиях успех выполнения боевых задач подразделениями и частями будет определяться устойчивостью и защищенностью психики наших военнослужащих от информационно-психологического воздействия противника.

Во-вторых, важнейшим условием обеспечения высокой морально - психологической устойчивости личного состава выступает активная, целеустремленная деятельность всех органов военного управления по организации защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника. Главной ее задачей является сохранение боеспособности и высокой боевой активности, недопущение деморализации личного состава.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

2. Об упорядочении общения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации со средствами массовой информации. Директива министра обороны Российской Федерации № Д-21 от 27 декабря 1997 года.

3. Наставление по обеспечению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации. Ч. 2 (морально-психологическое обеспечение). - М.: Воениздат, 2004.

4. Военная политика стран НАТО на Балканах и обеспечение безопасности России на рубеже XX - XXI вв. Монография Института военной истории. - М.: Академический проект, 2006.

5. Караяни А., Зинченко Ю. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. - М.: МГУ, 2007.

6. Крысько В. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - Минск, 1999.

7. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск (сил): Учебник под редакцией профессора Фоменко П.П. - Екатеринбург, 2013.

8. Опыт организации морально-психологического обеспечения ОГВ (с) в период ведения боевых действий по вытеснению незаконных вооруженных формирований с территории Дагестана. М.: ГУВР ВС РФ, 1999.

9. Репко С. Война и пропаганда (XV - XX вв.) ч. 2 М.: Новости, 2000.

10. Словарь-справочник основных терминов и понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): учебное пособие под редакцией профессора Чертополоха А.А. - М.: ВУ, 2010.

 

Просмотров работы: 2816