СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ СВЯЗЕЙ, УКРЕПЛЕНИЕ ДРУЖБЫ МЕЖДУ ВОИНАМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ СВЯЗЕЙ, УКРЕПЛЕНИЕ ДРУЖБЫ МЕЖДУ ВОИНАМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Закиров Б.Б. 1, Рашев Е.М. 1, Никитина Н.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На основе анализа нормативно-правовых актов, литературы по тематике работы, а также исторических документов исследованы аспекты возникновения СНГ как субъекта международных отношений, предпосылки создания ОДКБ и культурные связи государств на постсоветском пространстве.

В связи с этим объектом исследования являются направления взаимодействия стран СНГ в политической, экономической и культурной сферах.

Целью работы является изучение последствий разрыва связей между странами бывших союзных республик после распада СССР и анализ направлений взаимодействия военнослужащих стран СНГ.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении правовой базы межгосударственных отношений и направлений военного сотрудничества стран постсоветского пространства.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов работы в учебном процессе Вольского военного института материального обеспечения, других военных образовательных учреждениях при изучении дисциплины «Военная история».

Структура исследования. Исследование состоит из введения, из 5 глав («СНГ как субъект международных отношений», «Военно-политические доктрины стран СНГ», «Вооруженные силы стран СНГ: статус, боеспособность, перспективы», «Мероприятия внешней политики современной России по укреплению добрососедских взаимоотношений с государствами-участниками СНГ», заключения, списка использованных источников и приложений, для наглядности текст работы снабжен фотографиями,

1. СНГ как субъект международных отношений

1.1. История создания СНГ

Россия всегда состояла из территорий, разнородных по уровню социально-экономического и культурного развития, по административному статусу, этнической принадлежности населения. Методы присоединения наложили отпечаток на отношение к русским. Насильственное завоевание заложило традиции русофобии в Польше, на Северном Кавказе, в Прибалтике, Западной Украине, Туркмении и Узбекистане. Традиции благодарности России сложились в Армении. В ст. 4 Конституции СССР 1924 г. был заложен принцип самоопределения наций.

В СССР существовали центробежные силы. Основу их составляли:

а) этнокультурная разнородность населения;

б) национально-территориальный принцип самоопределения народов;

в)произвол союзных властей в национально-государственном строительстве;

г) историческая память о былой независимости;

д) рост экономического потенциала и самостоятельности республик;

е) процесс формирования национальных политических элит;

ж) «замороженные» этнополитические конфликты. Причиной недовольства русского населения служило также непропорциональное формирование и распределение средств союзного бюджета в пользу среднеазиатских и прибалтийских республик [3].

Национализм проявился, прежде всего, в идеологии. Демократизация, политика гласности привели к появлению националистических настроений, которые проявились сначала – в виде критики национальной политики КПСС, затем – в образовании республиканских народных фронтов – «Руха» на Украине, «Саюдиса» – в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета «Карабах» – в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989-1990 гг. они пришли к власти в большинстве республик. Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом.

Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989-1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций.

Шагом в сторону распада Союза стал переход на экономическую самостоятельность прибалтийских республик по союзному закону 27 ноября 1989 г.

Важным фактором разрушения Союза стал «парад суверенитетов» 1989-1990 гг. Начал его Верховный Совет Литвы, приняв 26 мая 1989г. декларацию «О государственном суверенитете Литвы». За ним последовали акты 11 марта 1990 г. «О восстановлении Литовского государства« и «О восстановлении конституции 1938 г.» В Латвии и Эстонии были приняты аналогичные документы. Россия приняла декларацию о суверенитете 12 июня, Молдавия – 23 июня, Украина – 16 июля, Белоруссия – 27 июля 1990 г. Армения заявила о восстановлении независимости 23 августа 1990 г. О восстановлении суверенитета Грузии объявлено в постановлениях Верховного Совета 9 марта и 20 июня 1990 г. Акт о восстановлении независимости Грузии был принят 9 апреля 1991 г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа, Таджикистан –22 августа, Казахстан –25 октября, Киргизия –15 декабря 1990 г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета [4].

Таким образом, к концу 1990 г. стало ясно, что нарушены все принципы федерации, и союзный договор 1922 г. не выполняется. Практически все республики заявили о верховенстве своих законов над союзными на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным порядком начал меняться и единый социально-политический строй жизни. Этнополитические конфликты нарушили территориальное единство Азербайджана, Грузии и Молдавии.

Основным противником сохранения СССР были национальные политические элиты прибалтийских, славянских, закавказских республик и Молдавии. То, о чем не решались говорить официальные лица, открыто говорили интеллигенты.

Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990 г. российское руководство начало борьбу за осуществление суверенитета республики. Были созданы в течение лета 1990 г. и в 1991 г. необходимые высшие и центральные органы управления – Центральный банк, Пенсионный фонд, Министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства [5].

Необходимость пересмотра союзного договора 1922 г. была очевидна. Проекты, подготовленные Верховным Советом СССР, не устраивали республиканских политиков. С 23 апреля 1991 г. в резиденции Горбачева в Ново-Огарево начались переговоры делегаций союзных республик и представителей союзного центра по договору о Союзе Суверенных Советских Республик. Новый договор предполагал существенное расширение полномочий республик, в том числе и суверенизацию автономных республик. В исключительном ведении Союза остались бы оборона, внешняя политика и охрана границ, связь, информация, службы космическая, гидрометеорологическая, стандартизации, геодезии и картографии, охрана общественного порядка. Собственность отошла бы к республикам. Договор 20 августа согласились подписать 9 республик из 15: РСФСР, УССР, БССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и Азербайджанская ССР.

Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, несмотря на их согласие подписать проект договора, ни консервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19-22 августа 1991 г. привел к резкому усилению позиций Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия – 21 августа, Украина – 24 августа, Беларусь – 25 августа, Молдова – 27 августа, Азербайджан – 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан – 31 августа, Таджикистан – 9 сентября, Туркмения – 27 октября. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев [6].

Беловежские соглашения 1991 г. и их последствия

8 декабря в Беловежской пуще (Вискули) Шушкевич (Белоруссия), Ельцин (Россия) и Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Стороны констатировали, что СССР как субъект международного права прекращает свое существование и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содружество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командования стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР.

Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев задержался в Москве. Б.Н. Ельцин информировал президента США Д. Буша, С. Шушкевич – М.С. Горбачева.

Горбачев пытался сохранить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. В Белоруссии и на Украине 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922 г. о создании СССР.

Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря. Президенты Азербайджанской Республики Муталибов, Республики Армения Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шушкевич, президенты Республики Казахстан Назарбаев, Республики Кыргызстан Акаев, Республики Молдова Снегур, Российской Федерации Ельцин, Республики Таджикистан Набиев, Республики Туркменистан Ниязов, Республики Узбекистан Каримов, Украины Кравчук приняли декларацию об образовании Содружества Независимых Государств, прекращении существования СССР и протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанный 8 декабря Беларусью, Россией и Украиной. Алма-Атинская декларация невелика по объему. Независимые государства – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, заявили о следующем:

Взаимодействие участников Содружества должно осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждалась приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование.

В Декларации обращает на себя внимание стремление участников Содружества избежать любой формы зависимости или давления со стороны сильнейшего участника Соглашения – Российской Федерации, а также подчеркнутое нежелание иметь какую-либо надгосударственную структуру.

Главы стран СНГ сразу же приняли ряд неотложных решений, касающийся взаимных отношений и международного статуса своих стран. Особым решением они поддержали право Российской Федерации на преемственность места СССР в международных организациях и конста­тировали, что Беларусь, РСФСР и Украина окажут другим государствам Содружества помощь в решении вопросов их членства в ООН и других международных организациях. Тогда же было достигнуто Соглашение о координационных институтах СНГ. Ими стали Совет глав государств и Совет глав правительств. [8].

Созданный и одобренный сторонами в 1993 г. Устав СНГ отразил состояние взаимоотношений стран Содружества в период наибольшего отталкивания, стремления новых независимых государств подчеркнуть обретенную суверенность прав.

Устав состоит из преамбулы и девяти разделов. В преамбуле отмечается, что причина объединения стран в СНГ – «историческая общность своих народов и сложившиеся между ними связи», что государства объединяются в соответствии с нормами международного права для того, чтобы обеспечить общими усилиями «экономический и социальный прогресс своих народов».

В первом разделе сформулированы цели и принципы Содружества, перечислены сферы деятельности. В ст. 1 подчеркивается суверенное равенство государств-членов Содружества и прямо указывается, что оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ определяется как межгосударственное международно-правовое региональное объединение. Целью Содружества объявлено «осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях» для обеспечения экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства и осуществления прав и свобод человека. Члены СНГ обязались строить взаимоотношения на основе норм международного права, принципов уважения суверенитета, прав народов на самоопределение, нерушимости границ и территориальной целостности, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела, обеспечения прав и основных свобод человека, уважения к культурной самобытности народов.

Правовой базой межгосударственных отношений объявлены много­сторонние и двусторонние соглашения. Сотрудничество между странами осуществляется в виде связей между государственными органами, общественными объединениями и экономическими структурами.

Во втором разделе определяется членство в Содружестве. Различаются государства-учредители, подписавшие и ратифицировавшие минское соглашение 8 декабря 1991 г. и алма-атинский протокол к нему от 21 декабря 1991 г., и государства-члены, принявшие обязательства по Уставу СНГ в течение года. Членом Содружества могут стать также государства, принявшие обязательства соблюдать Устав и получившие согласие всех членов Содружества. Государства, участвующие в отдельных видах деятельности Содружества, могут присоединиться к нему на правах ассоциированных членов [4].

В третьем разделе зафиксировано, что государства-члены СНГ проводят согласованную политику в сфере безопасности, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и сил по поддержанию мира. Предусмотрены консультации и совместное применение вооруженных сил по решению СГГ.

Раздел четвертый предусматривает мирное урегулирование взаимных конфликтов.

Раздел пятый рассматривает сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях.

В шестом разделе определяются органы Содружества. По Уставу высшим органом является Совет глав государств. Органами исполнительной власти являются Совет глав правительств (СГП) и Координационно-консультативный комитет (ККК).

Местом пребывания органов Содружества, кроме СМО и СКПВ, был определен Минск. Рабочим языком Содружества признан русский.

Раздел седьмой определял рамки межпарламентского сотрудничества. Оно проводится Межпарламентской ассамблеей. Местом пребывания ассамблеи определен Санкт-Петербург.

В разделе восьмом предусмотрен порядок финансирования органов Содружества.

Рисунок 1 – Схема экономической интеграции стран на пространстве СНГ

1.2. Предпосылки создания ОДКБ

Формирование структуры органов СНГ началось в декабре 1991 г. В Алма-Ате было заявлено о создании координационных органов – Совета глав государств и Совета глав правительств, а также объединенного командования общего военно-стратегического пространства и передаче решения о применении ядерного оружия президенту РСФСР [3].

Особым соглашением о вооруженных силах и пограничных войсках было подтверждено право государств на создание собственных Вооруженных Сил и постановлено решить вопрос о порядке управления силами общего назначения.

Особым соглашением участники Содружества признали необходимость объединенного командования стратегическими силами и определили их состав. Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства предусматривало образование. Межгосударственного совета по космосу. В январе - марте были разработаны и заключены соглашения, определяющие органы управления Вооруженными Силами на переходный период до формирования собственных вооруженных сил странами-участниками СНГ [9].

На заседании 14 февраля 1992 г. в Минске было достигнуто соглашение о статусе стратегических сил. Они должны были обеспечивать безопасность всех участников Соглашения, находиться в совместной собственности, управляться командующим стратегическими силами, который подчиняется СГГ и Главнокомандующему ОВС СНГ. Туркмения и Молдова не подписали этого документа, а Украина и Азербайджан обозначили конец 1994 г. сроком выхода из Соглашения.

20 марта в Киеве был подписан ряд соглашений об управлении, которые определяли, что высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств. Он осуществляет военную политику, определяет концепцию коллективной обороны, принимает военную доктрину и ядерную стратегию, устанавливает состав и структуру Объединенных вооруженных сил, создает Главное командование, назначает Главнокомандующего и т.д. Решения ССГ по вопросам обороны принимаются на основе консенсуса. Помимо Главного командования Объединенных вооруженных сил, для координации военного строительства был образован Совет министров обороны. Соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Статус военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, порядок их применения и обеспечения их действия были определены ташкентскими протоколами от 15 мая 1992 г. [10].

На более тесное сотрудничество в области обороны пошли лишь Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан, подписав в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договор о коллективной безопасности. Договор предусматривал коллективные действия в случае агрессии против одной из стран его участников.

Более широкую поддержку получили договоры, направленные на поддержку ядерного щита и системы ПВО. Соглашение от 6 июля 1992 г. закрепило сохранение единой системы ПРО, военно-космических сил и единого командования ими. Молдова эти договоры не подписала. Украина не вошла в систему ПВО.

В течение 1992 г. был упорядочен режим охраны границ и созданы соответствующие органы координации.

Первым из уставных органов Содружества перестал существовать Главкомат ОВС после фактического распада Объединенных вооруженных сил Содружества. Было принято решение о реорганизации Главкомата ОВС в Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ, который стал рабочим органом Совета министров обороны [4].

Реальное военное сотрудничество протекает в рамках Договора о коллективной безопасности, вступившего в силу 20 апреля 1994 г. и продленного в 1999 г. на новый срок. Фактически это договор об оборо­нительном союзе. В 1999 г. вышли из Договора Азербайджан, Грузия и Узбекистан (вновь вошел в 2006 г.).

Другим направлением военного сотрудничества является поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. Организующим это направление институтом остаются Коллективные силы по поддержанию мира.

4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Коллективные силы оперативного реагирования – это совместные военные силы стран-участников ОДКБ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. [11]. На сегодняшний день членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) являются: Республика Армения (с 15 мая 1992 г.), Республика Беларусь (с 31 декабря 1993 г.), Республика Казахстан (с 15 мая 1992 г.), Кыргызская Республика (с 15 мая 1992 г.), Российская Федерация (с 15 мая 1992 г.), Республика Таджикистан (с 15 мая 1992 г.), Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 г. по 2 апреля 1999 г. и с 16 августа 2006.

Задачи КСОР: отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Для военнослужащих КСОР российской стороной была разработана, произведена и в конце 2009 г. поставлена на снабжение универсальная всепогодная система одежды 11.

2. Военно-политические доктрины стран СНГ

У всех стран СНГ отсутствуют агрессивные военно-политические доктрины. Основу всех доктрин составляет оборонительная доктрина: основной задачей ставится обеспечение собственной безопасности, за исключением Азербайджана и Армении, конфликтующими по поводу Нагорного Карабаха.

Страны СНГ стремятся сотрудничать с военными объединениями. Нейтралитет объявил только Туркменистан. Смерть Ниязова не сказалась на смене внешнеполитического курса.

Азербайджан официально отказался от силового решения карабахского конфликта. В Молдавии ситуация выглядит похожим образом. Кроме Грузии, ни одна страна не готовит свои вооруженные силы для решения подобных задач.

Поддержание высокого уровня вооруженных сил для сохранения территориальной целостности осуществляет Украина, Грузия, Белоруссия [11].

Большинство стран постсоветского пространства не опираются только на свои силы. Они или входят в какие-либо блоки, или стремятся к вступлению в них. Желанием вступить в НАТО обладают Украина, Грузия, Молдавия.

Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения в своей военной деятельности ориентируются на Россию. Некоторые из этих стран не входят в ДКБ, но имеют с Россией двусторонние соглашения.

3. Вооруженные Силы стран СНГ: статус, боеспособность, перспективы

Страны Содружества изначально выразили стремление иметь собственные Вооруженные Силы, Объединенное командование предполагалось как временное до создания национальных сил. Украина объявила о создании национальных Вооруженных Сил с 3 января 1992 г. Прочие члены Содружества организовали управление военных ведомств к лету 1993 г. Главкомат ОВС СНГ, выполнявший с февраля 1992 г. координирующие функции при разделе вооружений, был упразднен. Далеко не всем странам удалось создать боеспособные воинские части. Учреждения военного образования, предприятия ВПК остались в основном в России и на Украине. Большая часть подразделений не имеет опыта, необходимой подготовки, мало пригодна к реальным боевым действиям. О соотношении вооруженных сил можно приблизительно судить по их численности. В 2000-2001 гг. численность армий стран постсоветского пространства составляла:

Россия – 1004 тыс. чел.

Беларусь – 81 тыс., стратегическую охрану страны осуществляет РФ. Существуют ВВС, хорошо оснащена система ПВО. Статус российских войск в Белоруссии определяется участием в Договоре о коллективной безопасности и договором о создании Союзного государства. Стороны формируют объединенную группировку численностью до 300 тыс. чел., создают общий оборонно-промышленный комплекс, РЛС в Ганцевичах передана России на 25 лет без компенсации. Стороны сотрудничают в охране границ, в ПВО.

Украина – 310 тыс., боеспособность армии ниже белорусской. Имеет военно-морской флот, численностью 16 ед. для охраны границ и поддержания престижа.

Молдова – 10,7 тыс., боеспособность низкая. Приднестровская Молдавская Республика – 5 тыс.

Грузия – 26,3 тыс., до Шеварднадзе, у каждого политического лидера были свои вооруженные формирования. При Шеварднадзе стали реструктурировать армию. За помощью в этом обратились к США, но, несмотря на их усилия, боеспособность грузинской армии все равно остается низкой. После прихода к власти Саакашвили, Грузия стала стремиться в НАТО.

Армения – 53,4 тыс., имеет 2 военных договора с РФ. На территории располагается российская военная группировка (5 тыс.).

Азербайджан – 70 тыс., при разделе вооруженных сил СССР получил значительную часть вооружения. Входил в состав ДКБ. В 1999 вышел из нее и присоединился к ГУУАМ. Азербайджан тяготеет к Турции. Стараются придерживаться ровных отношений со всеми. Не допускают антироссийских высказываний. Подчеркивают неотделимость Нагорного Карабаха.

Казахстан – 65,8 тыс., армия хорошо вооружена еще советским оружием. Новое вооружение закупают у РФ. До 90-х годов офицерами в казахской армии были преимущественно славяне. На территории РФ осуществляется подготовка казахских военных [2].

Туркмения – 17-20 тыс., Ниязов объявил о политике нейтралитета, но создал в республике полицейский режим.

Киргизия – 9,2 тыс., является членом ОДКБ и осуществляет тесное военно-техническое сотрудничество с РФ. Россия оказывает помощь техникой, а также помощь по ее обслуживанию. Армия хорошо оснащена технически. На территории страны расположены войска РФ.

Узбекистан – 74 тыс., получил свою долю советских вооружений. С 1992 г. входил в ОДКБ. В 1999 вошла в ГУУАМ. Но Каримов позже вывел страну оттуда и стал ориентироваться на РФ. Среди офицерского состава – 40% составляют контрактники из РФ. Продолжает сотрудничество с РФ в рамках системы ПВО. Является участником антитеррористического центра СНГ.

Таджикистан – 7–9 тыс. Из Таджикистана с советского времени не уходила 201-я дивизия, которая в 1993 г. получила статус миротворческих войск СНГ. С 2002 г. ведутся переговоры об аренде за 200 млн. долл. в год занимаемых военных городков как военной базы. Здесь же базируется группировка пограничных войск России. Дивизия и погранвойска образуют Российскую группу войск в Республике Таджикистан и имеют общее командование.

4. Мероприятия внешней политики современной России по укреплению добрососедских взаимоотношений с государствами-участниками СНГ

Для многих государств-участников Содружества Независимых Государств военно-политическое сотрудничество, в том числе в области обеспечения коллективной безопасности, является одной из приоритетных задач внешней политики в рамках совместной деятельности СНГ. Так, Армения рассматривает свое участие в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ) как один из важнейших элементов обеспечения безопасности страны. Киргизия видит в нем главный стратегический приоритет на ближайшие годы. Для внешней политики России приоритетным направлением является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности.

Если раньше СНГ рассматривалось как одна из форм сохранения СССР, то в ХХI веке представления российского руководства о данной организации изменились. Пришло понимание того, что курс в отношении СНГ был ошибочным. ННГ перестали рассматриваться как несамостоятельные образования, больше внимания стало уделяться деталям.

Россия заинтересована в сохранении и защите своих границ, а также обеспечении их безопасности. Россия обеспечивает миротворческую деятельность на постсоветском пространстве. Россия не поддерживает право наций на самоопределение и отдает предпочтение принципу территориальной целостности государства [7].

РФ осуществляет военное сотрудничество с ННГ для обеспечения пояса безопасности. В последнее время наметился пересмотр военно-политической концепции.

Россия стремится не допустить вхождения стран постсоветского пространства в недружественные военно-политические блоки.

Некоторые из стран не входят в ОДКБ, но поддерживают с Россией двусторонние отношения.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. Упор делается на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами-участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них строятся с учетом готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

Приоритетное значение имеют совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах-участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом [6].

В любой системе региональной военной безопасности сегодня и в обозримом будущем России больше подходит роль не лидера или верховного арбитра, а основного, стабилизирующего и связующего звена.

Российская Федерация прилагает усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах-участниках СНГ общего культурного наследия. С 1995 г. действует Совет по культурному сотрудничеству стран СНГ на уровне заместителей министров культуры. Стали вновь проводиться дни культуры и памятных дат различных республик в России и, наоборот, международные выставки, фестивали театров, кино и т.д. Идет взаимное учреждение информационно-культурных центров государств. Предпринимаются шаги для поддержки единого образовательного пространства и языка межнационального общения – русского.

На более тесное взаимодействие в области культуры пошли государства-участники Таможенного союза. В Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г. предусмотрено, что стороны создают условия для сохранения и укрепления общего культурного пространства.

5. Совместные мероприятия стран СНГ в рамках ОДКБ

Советом министров обороны государств СНГ выстроена стройная система проведения международных учений и состязаний по полевой, воздушной, морской выучке военнослужащих вооруженных сил стран Содружества.

5.1. Мероприятия по оперативной и боевой подготовке войск

Важным шагом по пути совершенствования системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО стало регулярное проведение с 1999 г. на российском полигоне Ашулук коалиционных учений с боевыми стрельбами «Боевое содружество».

Для нейтрализации угроз трансграничного экстремизма и терроризма участниками ОДКБ был создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Регулярно проводятся командно-штабные тренировки КСБР, в которых принимают участие офицеры штаба этой структуры, военнослужащие национальных формирований, а также сотрудники АТЦ СНГ. Основная цель тренировок – отработка форм и методов взаимодействия силовых структур в случае проведения совместных антитеррористических мероприятий.

Начиная с 2004 г. в рамках ОДКБ ежегодно проводятся комплексные оперативно-тактические учения «Рубеж» [3].

В Вооружённых Силах государств-участников СНГ наравне с традиционными подходами в организацию боевой подготовки войск активно внедряется дух состязательности, который призван стать моральным стимулом для совершенствования военнослужащими профессионального мастерства, повышения эффективности боевой учебы.

Одним из слагаемых повышения боевого мастерства, полевой (воздушной, морской) выучки стало проведение всеармейских конкурсов (состязаний) среди военнослужащих и подразделений видов и родов войск, а также Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования в которых принимают участие команды от всех государств Содружества.

Конкурсы убедительно демонстрируют, что элементы состязательности в боевой подготовке служат делу укрепления дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между военнослужащими армий Содружества, а также способствуют популяризации армейской службы [4].

Ставшие уже традиционными ежегодные конкурсы (состязания) «Открытая вода», «Воин Содружества», «Виват, Победа!», «Лучшее журналистское произведение» (тематика ежегодно обновляется) получили новый импульс развития.

В соответствии с Решением Совета министров обороны государств – участников СНГ, в 2014 г. были проведены соревнования танковых и летных экипажей, подразделений инженерных войск («Танковый биатлон», «Авиадартс», «Открытая вода»), с международными этапами при участии команд ряда государств-участников СНГ.

В 2014 г. Министром обороны Российской Федерации принято решение о ежегодном проведении «Армейских Международных игр». Первые состязания намечено провести на территории Российской Федерации, в дальнейшем – по решению международного организационного комитета.

Для участия в Играх в 2015 г. были приглашены тридцать две команды (представителей) иностранных армий.

Замыслом Игр предусматривается проведение двенадцати международных конкурсов видов и родов Вооруженных Сил по полевой выучке на десяти полигонах Западного, Центрального и Южного военных округов РФ.

Помимо Международных армейских игр, по предложению Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан на ее территории в 2015 г. проводятся состязания: по полевой выучке среди военнослужащих Воздушно-десантных войск; разведывательных подразделений по тактико-специальной подготовке.

Порядок и условия проведения конкурсов (состязаний) определены соответствующими положениями и утверждены Советом министров обороны государств-участников СНГ.

5.2. Мероприятия в рамках образовательной деятельности

В соответствии с решением, принятым Советом министров обороны государств-участников СНГ 4 июля 2014 г., Министерством обороны Российской Федерации в марте – мае 2015 г. проведена первая Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования.

Олимпиада включала 5 видов конкурсных состязаний: по военной истории, математике, информатике, иностранному языку и военно-профессиональной подготовке. В финальном этапе олимпиады приняло участие 200 команд общей численностью около 1000 человек. В том числе 106 команд – от военно-учебных заведений Минобороны и других силовых структур Российской Федерации, 36 команд – от гражданских образовательных организаций высшего образования.

Государства-участники СНГ были представлены на олимпиаде 20 командами из республик Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Туркменистана. Особенно ценно, что в состязаниях олимпиады впервые приняли участие военнослужащие национальных военно-учебных заведений: Военно-авиационного института имени Маршала Арменака Ханферянца (г. Ереван), Военной академии Республики Беларусь (г. Минск), Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи (г. Алматы), Военного института Сил воздушной обороны имени дважды героя Т.Я. Бегельдинова (г. Актобе).

5.3. Мероприятия в сфере военно-профессионального мастерства

С 2009 г. по решению Совета министров обороны государств-участников СНГ и в соответствии с планами двустороннего сотрудничества между военными ведомствами государств-участников СНГ проводится ежегодный Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества».

Конкурс призван способствовать воспитанию высокой военно-профессиональной мотивации и социально значимой гражданской позиции военнослужащих; формированию у солдат, матросов, сержантов и старшин устойчивых морально-психологических качеств и духа состязательности; совершенствованию системы информационной и военно-рекламной деятельности органов военного управления в информационном пространстве СНГ.

Финалисты конкурса отбираются в рамках вооружённых сил стран Содружества – в видах Вооружённых Сил, родах войск (сил), командованиях, военных округах, на флотах, в главных и центральных управлениях, военных учебных заведениях. Команды-участницы состоят из четырёх военнослужащих – троих парней и одной девушки.

Парни и девушки в финале конкурса состязаются в номинациях с названиями «Профессионал», «Снайпер», «Атлет», «Эрудит», «Кавалер» («Сударыня»). По итогам лауреатам вручаются медали и дипломы конкурса, а финалисты награждаются медалями и памятными дипломами министерств, ценными подарками.

После выявления сильнейших и награждения победителей конкурса традиционно проходит гала-концерт.

Подобные соревнования начали проводить в российской армии с 2006 г. Изначально конкурс назывался «Мировой парень», в нем участвовали тогда исключительно представители сильного пола. Этот всеармейский конкурс был организован главным управлением воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации.

В 2009 г., в преддверии 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, конкурс приобрел статус международного. В том же году в нем впервые приняли участие и девушки-военнослужащие. С тех пор по ставшей уже традиции команды-участницы состоят из трех парней и одной девушки-военнослужащей, проходящих военную службу по контракту.

Все это время конкурс проводился в Российской Федерации в Москве и Московской области. Однако в 2013 г. на заседании Совета министров обороны стран СНГ было принято решение провести его в Беларуси в честь 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

VI Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества» в 2014 г. состоялся в Беларуси с 9 по 15 августа, в котором приняли участие военнослужащие из Армении, Беларуси, Казахстана и России.

Торжественная церемония открытия конкурса «Воин Содружества» прошла символично в новом здании Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, которое было открыто 3 июля в торжественной обстановке с участием президентов Республики Беларусь и Российской Федерации в честь Дня Независимости и 70-летия освобождения Беларуси.

В 2015 г. в рамках смотра военно-профессионального мастерства военнослужащих состоялся VII Международный конкурс «Воин Содружества», который прошел в Казахстане, в Жамбылской области на 40-й военной базе «Отар».

Это военно-полевое мероприятие проходило с целью укрепления дружеских связей между военнослужащими ВС государств-участников СНГ. Его задачей ставилось стимулировать высокую профессиональную подготовку военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат.

В конкурсе принимали участие военнослужащие из Казахстана, России и Беларуси, а также из Кыргызстана, вступившего в Таможенный и Евразийский экономический союзы. Также в соревнованиях были задействованы и военные из Армении, страны, которая присоединилась к ЕАЭС со 2 января 2015 г. Соревновались с представителями ВС этих стран и военнослужащие из Таджикистана-страны, которая присматривается к Евразийскому экономическому союзу, шансы вступления которой в ТС и ЕАЭС аналитики рассматривают как достаточно высокие.

Представители вооруженных сил всех перечисленных государств соревновались в военной удали по шести направлениям боевого искусства. Они показывали свои навыки в преодолении полосы препятствий, метании гранаты Ф-1 на точность и в физподготовке, приводили автомат АК-74 к нормальному бою, надевали общевойсковой защитный комплект, метали холодное оружие и стреляли по целям.

В связи с этим Глава Минобороны Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов отметил: «Своим участием в военных состязаниях молодые люди снова подтверждают приверженность всего нынешнего поколения славным боевым традициям старшего поколения, ветеранам, защитившим мир от угрозы фашизма. И проводя военные учения и различные конкурсы, мы доказываем всему миру, прежде всего, свое желание жить под чистым небом мира, согласия и процветания. Эти непреходящие ценности заложены в самой идее данного конкурса. Поэтому для нас большая честь встречать наших боевых друзей из стран СНГ, делиться с ними знаниями и опытом, чувствовать дух единства и братства. И этот конкурс только одна сторона того многогранного плодотворного сотрудничества, которое за все эти годы благодаря личным усилиям глав наших государств стало важным условием развития взаимовыгодного партнерства, укрепления отношений доверия и добрососедства. Эти награды станут не только доказательством воинского искусства и мастерства, но и боевого братства всех военнослужащих стран Содружества» 1.

За годы проведения международного конкурса «Воин Содружества» он стал широко известен в Вооруженных Силах стран СНГ. Участвовать в этом испытании армейских профессионалов – большая честь и ответственность для любого военнослужащего-контрактника. Такие конкурсы способствуют развитию многостороннего партнерского военного сотрудничества в формате СНГ.

Заключение

Обеспечение национальной безопасности с учетом национальных интересов государств-участников СНГ предполагает предотвращение не только внешних и внутренних угроз, но и, прежде всего, развитие материальных и духовных ценностей общества, обеспечение прав и свобод личности, конституционного строя. Национальная безопасность каждого из государств Содружества требует разработки не только военной доктрины, но и стратегии обеспечения экономической, информационной, экологической безопасности, укрепления культурных связей между странами.

Сформированная в СНГ система Договора о коллективной безопасности (ДКБ) взяла на себя обязательство разрешать разногласия с другими государствами мирными средствами, не вступать в военные союзы и не принимать участия в группировках и действиях, направленных против того или другого из государств Содружества, использовать свои вооруженные силы исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН.

Главными задачами для государств – участников стран СНГ является сохранение мира, обеспечение стратегической стабильности, своей территориальной целостности и суверенитета, национальной и коллективной безопасности. Необходимость интегрирования военно-оборонных усилий различных государств в обеспечении своей безопасности заключается в объективном развитии военно-политической обстановки в мире.

В основу военного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности государств СНГ легли совпадение или близость их жизненно важных стратегических интересов, объективно существующее единое геостратегическое пространство, общее историческое прошлое, сохранившиеся экономические, культурные, этнические и многие другие традиционные связи, общий характер военных опасностей и угроз.

Сейчас важна политическая воля всех стран СНГ, понимание важности тесного сотрудничества в деле обеспечения безопасности каждого участника Содружества в отдельности и их общей безопасности. Необходимо предпринимать все меры по сохранению духовных связей между нашими странами, укреплять дружбу между воинами Вооруженных Сил государств-участников СНГ. От этого зависит, как будет жить, и развиваться Содружество Независимых Государств, вступившее во второе десятилетие своей истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Армия РК преподала мастер-класс партнерам по Содружеству: htpps//i.Kapital.kz.

  2. Николайчук И.А. Военное сотрудничество стран СНГ как элемент их национальной безопасности.

  3. Бекетов Н.В. Политико-экономические проблемы обеспечения безопасности Содружества Независимых Государств/Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – Март, 2009.

  4. Международное право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М., 1998.

  5. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании.-М., 1998.

  6. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.

  7. Archer C. International Organizations. 2nd ed. - L. - N.Y, 1992.

  8. Yearbook of International Organizations, 1998/99.-Munchen-New Providence-London-Paris, 1998.

  9. Егозарян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции / Ин-т социал.-полит. исслед. РАН. Под общ. ред. Карапетяна А.Р. М., 2001.

  10. Синайский А.С. Военная интеграция набирает обороты // Независимое военное обозрение. – М., 2000. – 16–22 июня.

  11. Универсальная всепогодная система одежды для военнослужащих коллективных сил оперативного реагирования: С.-Пб., БТК-групп, 2009.

Просмотров работы: 366