ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО СВОИМИ РУКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО СВОИМИ РУКАМИ

Брантов А.А. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность

В настоящее время двухколесные транспортные средства (велосипеды, мотоциклы, мопеды, мотороллеры) пользуются большой популярностью во всем мире. Но при этом количество краж составляет большой процент. Во всем мире применяется много способов охраны данного имущества. Следует рассмотреть наиболее популярные из них.

Средства механической защиты двухколесного транспорта

Наиболее популярными средствами механической защиты являются цепи и тросы [1]. Данные средства предназначены для того, чтобы отпугнуть потенциальных угонщиков, а также защитить мотоцикл от моментального спонтанного угона. Механическая защита должна отпугнуть угонщиков, и показать, что быстро угнать мотоцикл не получится. Однако, тросы и цепи могут сохранить ваш транспорт лишь во время кратковременных стоянок. Оставлять мотоцикл на ночь, пользуясь только этими противоугонными средствами, категорически не рекомендуется.

Плюсами данных средств является относительно низкая цена. Также тросы очень компактны. Двухметровый трос, свернутый в спираль очень мало места, но зато в развернутом виде им можно обхватить 2 колеса или колесо и часть рамы. Также данные средства являются отличным дополнением к мотосигнализации.

Электронная сигнализация

Данная система не предотвращает сам угон, а лишь сигнализирует о том, что ваш мотоцикл в данный момент угоняют. Это осуществляется разными способами: с помощью сирены; с помощью сигнала на пейджер; передачей СМС на телефон [2].

Положительный момент этой системы в том, что вы максимально оперативно получаете информацию о совершающемся угоне. Если повезёт, можно попытаться предотвратить его. Ну или сообщить в полицию. Плюс, если срабатывает сирена, то действия угонщиков привлекают внимание окружающих. Иногда это угонщиков отпугивает.

Главный минус в том, что, собственно, сам угон данная система никак не предотвращает.

Надо понимать, что автомобильная сигнализация для мотоцикла подойдёт далеко не каждая. И дело не только в том, что в авто она крепится в салоне и под капотом и защищена от дождя и грязи. Главное то, что её элементы по размеру намного больше. В мотоцикл блоки авто сигнализации могут просто не поместиться.

Стоимость сигнализации колеблется от совсем копеечных за пару тысяч до 15-20 тысяч рублей с различными функциями.

GPS/GSM маяки

Собственно, это тоже не противоугонное средство. Это последняя надежда на то, что после покражи удастся-таки найти мотоцикл. Некоторые модели, имеющие датчики удара/движения, могут с помощью СМС сигнализировать о начале процесса угона, как сигнализация [3].

Собственно, устройство маяка (рис.1) простое: в маленькой пластиковой коробочке размещается GPS и GSM модули (с помощью GPS определяются точные координаты и скорость, а с помощью GSM отправляется информация владельцу, и могут определяться приблизительные координаты по сотовым вышкам), а также батарейка и различные датчики, если предусмотрены в конкретной модели.

Рис.1. GPS/GSM маяк

Устройство (нормальное) автономно. Брать маяк, подключаемый к бортовой сети бессмысленно. Нормальные воры проводку мотоцикла знают хорошо. Лишние провода питания находятся быстро. По ним мгновенно вычисляется и деактивируется маячок.

В соответствии с настройками оно раз в несколько часов (в сутки/в неделю/в месяц) шлёт на заданный номер СМС с информацией по состоянию мотоцикла. В зависимости от модели и предварительных настроек там могут быть координаты, скорость, высота над уровнем моря, ссылки на Google или яндекс карты и т.п. Главный плюс такого устройства в том, что оно даёт реальные шансы на нахождение мотоцикла, т.к. работает сразу по двум каналам. Плюс, из-за того, что оно большую часть времени не активно, найти его можно только визуально. Минус состоит в том, что в силу особенности конструкции мотоцикла спрятать его надёжно на мотоцикле трудно (как и блоки сигнализации). Особенно без того, чтобы разобрать половину мотоцикла. Даже при небольших размерах (как правило полтора-два спичечных коробка) коробочку можно поместить в очень ограниченное количество мест, большинство которых наверняка известны угонщикам. И российские, и зарубежные аналоги стоят в среднем 3-5 тысяч в зависимости от заложенных в модель функций.

Итак, рассмотрев различные способы охраны двухколесных средств, можно сделать вывод о том, что у каждого из них есть как свои плюсы, так и минусы. Наиболее эффективно использовать средства механической защиты одновременно с электронными.

Противоугонные средства, наиболее популярные на мировом рынке

Самую значительную роль на рынке мотосигнализаций играет фирма “Starline” [4]. Продукция данной фирмы варьируется от средств механической защиты (различные цепи, тросы) до самых современных охранных систем. Следует рассмотреть наиболее популярные и эффективные охранные системы, производимые фирмой “Starline”.

Сигнализация мото Starline V63

Сигнализация Starline Moto V63- инновационная охранная система с диалоговым кодом для защиты мототранспорта (мотоциклов, квадроциклов, мопедов)

Охранный комплекс для защиты мототранспорта с несканируемым диалоговым кодом, защитой багажа, ударопрочным брелком. Дальность оповещения до 1200 м. Рассчитан на работу в условиях экстремальных городских помех.

GSM маяк StarLine M17

Данный поисковой маяк предназначен для определения точных координат объекта, местоположение которого необходимо контролировать.

Может быть размещен на любом транспортном средстве. Малые размеры маяка позволяют установить его в самых неожиданных и скрытных местах, где отыскать его будет очень сложно. Поскольку устройство большую часть времени находится в “спящем” режиме, его практически невозможно обнаружить сканерами эфира и детекторами GSM-сигнала. Наличие встроенного микрофона позволяет прослушать по телефону окружающую обстановку. Маяк оснащен встроенным датчиком движения, с помощью которого он может определять начало движения или переворот охраняемого объекта и информировать об этом владельца SMS-сообщением.

Таблица 1. Сравнительный анализ по технико-экономическим показателям противоугонных устройств

Название системы (прибора)

Стоимость, руб.

Хранение данных

Дополнительные опции

Определение месотполож.

Звуковая сигнализ.

световая

StarlineMotoV63

11500

нет

Подключение GSM-маяка

нет

да

да

GSM маяк StarLine M17

6500

да

нет

да

нет

нет

Рассмотрев, различные приспособления для защиты мототранспорта от угона, было решено создать систему сигнализации своими руками.

Простейшая система сигнализации на основе микроамперметра магнитоэлектрического типа

В качестве чувствительного элемента системы сигнализации был использован бывший в эксплуатации микроамперметр. Микроамперметр имеет хорошую систему подвески стрелки (малый момент трения), в нем есть магнитоэлектрический преобразователь углового перемещения в электрический сигнал, пропорциональный углу поворота.

Добавив груз на конец стрелки (рис.2), мы превращаем микроамперметр в простейший акселерометр. В момент начала движения мотоцикла (угона) маятник (стрелка) отклоняется, и в катушке микроамперметра наводится ЭДС. Сигнал с катушки микроамперметра усиливается и нормируется компаратором DA1 (рис. 3). При этом загорается светодиод VD. В качестве источника питания применён элемент питания крона 9 В.

На данном макете сигнализации мы наглядно увидели физику процесса и убедились в работоспособности системы.

Рис.2. Общий вид макета противоугонной системы

Для повышения эффекта психологического воздействия на угонщика целесообразно добавить звуковую сигнализацию.

Рис.3. Принципиальная электрическая схема сигнализации

Заключение

Практическое применение данной системы будет возможно после разработки и изготовления компактного защитного корпуса устройства. Однако, применение старых крупногабаритных микроамперметров в качестве акселерометров экономически нецелесообразно, по той причине, что на рынке имеется большой ассортимент недорогих и малогабаритных микромеханических (МЭМС) акселерометров [5].

Созданная на базе МЭМС акселерометров противоугонная система будет иметь невысокую стоимость, малые габариты и вес.

Список литературы:

1. Противоугонная цепь с сигнализацией 120 см. (Съемный замок) [Электронный ресурс]. URL: http://scootermag.ru/product/protivougonnaja-cep-s-signalizaciej-120-sm-semnyj-zamok/ (дата обращения: 16.02.2017).

2. Электронная сигнализация [Электронный ресурс]. URL: http://www.moto-safety.ru/articles/49-anti-theftL(дата обращения: 16.02.2017).

3. GSM маяк StarLine M17 [Электронный ресурс]. URL: http://motorov.net/catalog/item/%D0%9Codul_-gsm-star-line-m17/(дата обращения: 16.02.2017).

4. Сигнализации Starline [Электронный ресурс].URL: http://ultrastar.ru/764/39882 (дата обращения: 16.02.2017).

5. МЭМС акселерометры [Электронный ресурс].URL: http://www.sovtest.ru/news/publications/sovremennye-mems_giroskopy-i-akselerometry (дата обращения: 16.02.2017).

Просмотров работы: 448