ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально - культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Начиная с середины XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры. Во-вторых, была создана качественно новая в технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность её функционирования. В-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в том числе в отрасли социальной инфраструктуры.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

Строительство социальных объектов – одна из стратегических задач государства. Рост жилищного строительства спровоцировал активизацию спроса на социальную инфраструктуру. Создание социальной инфраструктуры – дело дорогостоящее, и бюджетных средств не хватает на решение этих проблем. Застройщикам невыгодно строить социальные объекты за счет собственных средств. Решение проблемы возможно при помощи использования механизма государственно-частного партнерства. Предложенные результаты исследования представляют интерес для органов государственной власти в целях создания правовой и организационной основы привлечения частного бизнеса в реализацию социально-значимых проектов на взаимовыгодной основе.

Одним из ключевых приоритетов государственной политики является повышение качества жизни своих граждан. Важнейшим направлением в данной сфере выступает строительство социально значимых объектов инфраструктуры.

В первую очередь необходимо удовлетворить интересы проживающих в населенных пунктах жителей, что и находит отражение в существующей градостроительной политике развития городов и других населенных пунктов Российской Федерации. К сожалению, в существующей практике застройки населенных пунктов одной из серьезнейших проблем являются непропорциональные объемы сдачи в эксплуатацию построенного жилья с объемами ввода объектов социального значения (детские дошкольные учреждения, школы, объекты досуга и быта, больницы и т.п.).

В течение 2014 года на территории России за счет всех источников финансирования построено более 1 124 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 84,2 млн кв. м. Достигнутый на сегодня уровень жилищного строительства по количеству введенного в эксплуатацию жилья является наибольшим за всю историю Российской Федерации.

Казань в последние годы стабильно вводит порядка 2 450 тыс. кв. м общей площади в год. Если рассматривать относительный прирост показателя по Казань(Татарстан), то можно увидеть сложную динамику, но в целом Татарстан идет практически параллельно развитию РФ

Современное общество требует строительства социальных объектов в том же темпе, что и строительство жилого фонда, однако на практике это условие не выполняется. Такое несоответствие в первую очередь связано с ограниченными возможностями бюджетов. Однако существующая застройка и вновь возводимое жилье без введения социальных объектов ухудшает качество жизни населения.

Власти постоянно ужесточают требования к застройщикам жилья по обеспечению застраиваемых территорий социальной инфраструктурой, и эти требования должны выполняться. Необходимо отметить, что потребности общества также выросли, и коммерческая ценность жилья с социальной инфраструктурой значительно выше, чем без нее. При выборе будущего жилья покупатели не ограничиваются только квадратными метрами жилой площади, а еще оценивают окружающую территорию по наличию парковок, детских садиков, магазинов и прочей инфраструктуры.

На текущий момент решение перечисленных проблем возможно только на стыке между государством и частным бизнесом. Государственные стратегии и программы, которые ориентированы на использование только бюджетных средств, не позволяют местным органам власти эффективно, с высоким качеством, а главное в указанные сроки решать эти задачи. Обратившись к мировому опыту, в качестве альтернативы бюджетному способу финансирования можно предложить использование государственно-частного партнерства (ГЧП).

Схемы государственно-частного партнерства в настоящее время используются достаточно широко. Наиболее часто в мировой практике ГЧП применяется при строительстве и реконструкции дорог, в здравоохранении, образовании, коммунальной сфере.

Характеристика и особенности развития социальной инфраструктуры:

В наиболее общем виде социальная инфраструктура делится на две части: социально-бытовую и социально-духовную. Социально-бытовая инфраструктура включает такие звенья, как торговля, общественное питание, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения. В составе социально-духовной инфраструктуры выделяются: просвещение, культура и искусство, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, охрана окружающей среды, массовая информация и т.п. Если бытовая инфраструктура служит условием воспроизводства человека вообще, то социально-духовная непосредственно и наиболее активно проявляет себя в обеспечении профессиональной подготовки, формировании моральных, интеллектуальных качеств и здоровья людей. Социальная инфраструктура носит ярко выраженный территориальный характер, так как она связана с обслуживанием человека, который проживает в поселениях городского и сельского типа и должен быть обеспечен необходимыми условиями для физического и духовного развития.

Развитие социальной инфраструктуры регионов осуществляется с учетом их экономического потенциала, специфики расселения жителей, возможностей инвестирования, принятой стратегии преобразований и др. Оптимальным является достижение комплексного развития всех звеньев обслуживания населения, поскольку объекты социальной инфраструктуры имеют общий и повсеместный характер. При этом необходимо учитывать:

• особенности, влияющие на запросы населения в социальной сфере;

• потребности в строительстве новых и реконструкции действующих объектов сферы обслуживания населения.

Прогнозные расчеты проводятся не только по усредненным показателям (в расчете на душу населения, на 1000,10 тыс. чел. и т.п.), но и с учетом специфики различных социальных и демографических групп. Важное значение приобретает разработка и использование применительно к городскому и сельскому населению дифференцированных нормативов, в соответствии с которыми устанавливаются пропорции и формируются ресурсы для развития социальной инфраструктуры. Потребность в услугах и сети объектов социальной инфраструктуры в регионе обосновывается с позиций ресурсного обеспечения, развития рыночных отношений и ее отраслей.

К 1 января 2016 года на территории Троицкого и Новомосковского административных округов построили 22 детских сада, 8 школ и 8 поликлиник. И темпы социального строительства будут только расти. 2015 год уже стал рекордным по строительству социальных объектов: за этот год в Новой Москве ввели в эксплуатацию 11 детских садов, 5 школ и поликлинику на 550 посещений в смену в поселении Десеновское. В первую очередь строительство ведется в районах, где дефицит соцобъектов наиболее острый.

Именно по причине нехватки социальных объектов после присоединения к Москве новых территорий на юго-западе Подмосковья городская администрация начала пересмотр ранее заключенных инвестиционных контрактов по строительству недвижимости на этих землях. Согласно новой градостроительной политике города необходим комплексный подход к развитию территорий. Важно не просто построить новое жилье на месте старой застройки, но и параллельно возводить школы, детские сады, поликлиники, больницы, а также активно строить нежилые объекты - здания, в которых могут быть созданы новые рабочие места.К моменту присоединения на территории Новой Москвы были выданы разрешения на строительство 16,2 млн кв. метров различных объектов недвижимости, порядка 6,4 млн кв. метров составляют объекты индивидуального жилого строительства.Вопрос нехватки мест в детских садах на момент присоединения этих территорий к ТиНАО оставался особенно острым. Например, Щербинка считалась самой проблемной точкой новых территорий, поскольку в устройстве в садик нуждались 857 малышей, на втором месте по необеспеченности дошкольными учреждениями значился город Московский, на третьем - поселение Сосенское.С момента присоединения к столице «новая Москва» получила восемь новых школы. Первые из них открылись еще в 2013 году: в селе Остафьево поселения Рязановское школа рассчитана на 675 учеников, а школа в деревне Пыхтино, на ул. Авиаконструктора Петлякова, д. 17 - на 1000 детей. проведя анализ сложившейся ситуации в области строительства объектов социальной инфраструктуры, можно сделать следующие выводы:

- строительство социальных объектов должно строиться на принципах государственно-частного партнерства

- темп развития социальной инфраструктуры должен соответствовать темпам роста жилищного строительства, в противном случае инженерные системы существенно устареют

- на новых застраиваемых территориях социальная инфраструктура должна возводиться сразу с жилыми микрорайонами, что позволит повысить покупательский спрос

- необходимы механизмы государственного и общественного контроля за строительством социальных объектов, которые не позволят затягивать сроки сдачи этих объектов

- требуется создать информационную базу, содержащую информацию о строительстве объектов социальной инфраструктуры, которой будут пользоваться частные инвесторы и строить такие объекты быстрее и эффективнее

- для строительства социальной инфраструктуры можно предложить внести изменения в закон о долевом строительстве, предполагающем, что расходы на строительство объектов инфраструктуры будут отнесены на затраты инвесторов, что позволит серьезно сократить нагрузку на застройщиков (в настоящее время социальные объекты строятся за счет финансового результата после уплаты налога на прибыль)

- необходимо проработать процесс передачи объектов социальной инфраструктуры органам государственной власти, так как при безвозмездной передаче застройщики будут обязаны заплатить налог на добавленную стоимость, что приводит к существенному удорожанию социальных объектов.

Просмотров работы: 2476