О КУРДСКОМ ВОПРОСЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О КУРДСКОМ ВОПРОСЕ

Шапошник Н.В. 1, Попкова О.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С незапамятных времен курды населяют территории, которые сейчас входят в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Это самая многочисленная нация в мире из тех, которые не имеют собственного государства. В настоящее время курды один из самых крупных этносов мира (до 40 млн.), лишенный права на самоопределение и государственный суверенитет. Название Курдистан (буквально – «страна курдов») относится не к государству, а исключительно к этнической территории, в которой курды составляют относительное большинство населения. Очертания этой территории вследствие исторических катаклизмов неоднократно менялись. По основным этническим признакам, в первую очередь языковым, курдская нация весьма неоднородна. Роль религии в современном курдском обществе относительно невелика, особенно в сфере национальной идентификации. Подавляющее большинство курдов – мусульмане-сунниты (75% всех курдов), но суннитская ортодоксия, равно как и фундаменталистский ислам, мало популярны. Особую этноконфессиональную группу курдов образуют езиды (до 200 тыс.), исповедующие особый культ синкретического характера, вобравшие в себя, кроме элементов иудаизма, христианства и ислама, некоторые древневосточные верования. Больше всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке – около 16%, в Сирии – около 4%, в государствах бывшего СССР – около 1%1. Остальные проживают в диаспоре. Курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону.

Курдский вопрос возник в ближневосточном регионе в первой половине ХIХ в. и не теряет своей остроты и в наши дни. Даже в начале ХХI столетия остаются в наличии все фундаментальные причины, питающие эту проблему и превратившие курдский фактор на один из постоянных и очень болезненных спутников внутри- и внешнеполитической жизни ведущих государств Западной Азии. Всё это вызывает естественное стремление к детальному исследованию истории курдского народа и его национальной проблемы. Сам факт того, что в подобный межэтнический конфликт оказались вмешены сразу четыре государства Ближнего Востока, делает эту проблему международной, хотя бы в пределах этих государств. Особенно после событий 2008 года, вопрос о провозглашении независимости Курдистана, стал еще более актуален2.

Регион проживания курдов богат хромовой, медной, железной и урановой рудами. Курды живут преимущественно в горах, строят дома из неотесанного камня, а кочевые арабы-скотоводы ставят шатры из шерсти. Согласно мусульманским законам, жилища, где это только возможно, делятся на мужскую (гостевую) и женскую половины. Убранство деревенских домов весьма скромное. Живущие оседло крестьяне выращивают зерновые, бобовые, лен, хлопчатник, табак. А кочевые и полукочевые курдские племена занимаются коневодством, разводят курдючных овец, коз, ослов, быков, реже - буйволов и верблюдов. Обработкой шерсти традиционно занимаются женщины. Курдские обряды причудливы и необычайны. Курдская женщина пользуется необычайной для исламского мира свободой - она не носит паранджу, может свободно выходить из дома и разговаривать с мужчинами3.

Одеваются курды весьма живописно. Но, конечно, есть определенные особенности, зависящие от достатка, возраста, племенной и религиозной принадлежности. Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Женщины тоже носят шаровары и рубашку, поверх которых надевают безрукавку, кофту, многочисленные юбки в сборку, передник и пояс. Головной убор в форме скошенного цилиндра, обшитый сукном и украшенный монетами, сверху обвязывают разноцветными платками. Курды создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство.

Курды - это один из древнейших народов Передней Азии. На протяжении трех тысячелетий они сохранили свою культуру и язык, хотя никогда не объединялись под единым правительством. Первое упоминание - в клинописи в одном ряду с хеттами, сузийцами и аккадцами. В процессе своего исторического развития курды не слились, не ассимилировались с другими народами. С 30-х годов VII века курды вместе с другими народами Западной Азии подверглись массированной арабо-мусулъманской экспансии, которая изменила их историческую судьбу. Курдистан был целиком включен в состав арабских халифатов, а сами курды в своем подавляющем большинстве исламизированы. Тем самым для них надолго и прочно оказался перекрытым путь к самостоятельному национальному и государственному развитию. Однако в отличие от многих народов Западной Азии и Северной Африки, покоренных и исламизированных арабами, курды не были ассимилированы завоевателями и сохранили этническую самобытность, а стало быть, и способность к дальнейшему этнонациональному развитию. В успешном сопротивлении ассимиляции важную роль сыграли иноязычие курдов (курдский язык, принадлежащий к западно-иранской группе, в его развитых литературных и диалектных формах показал завидную стойкость и жизнеспособность перед лицом приоритетного арабского языка) и их географическая среда обитания (горы служили надежным убежищем для народа, помогая сопротивляться завоевателям). В начале XVI века вся Западная Азия была поделена между новой великой державой - Османской империей и сефевидским Ираном, оплотом шиизма в мусульманском мире. В 1514 году часть Курдистана вошла в состав Османской империи. С этого момента и до нынешних времен продолжается многовековое курдско-турецкое противостояние. До XIX века в Курдистане так и не возникли условия для образования народных движений за национальное освобождение. Борьба шла преимущественно внутри курдского общества за преобладающее влияние тех или иных феодальных кланов.

К началу 1990-х общая ситуация в Курдистане была крайне сложная и напряженная. Всемирно-исторические изменения, наступившие на рубеже 80-х - 90-х в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР, прямо и косвенно отразились на внутреннем и международном положении Курдистана, на курдском национальном движении.

К середине 2008 г. напряженность в зоне турецко-иракской границы, где ситуация порой доходила до открытых боевых столкновений, несколько ослабла в связи с тем, что при посредничестве США турецкому руководству удалось договориться с военными о прекращении военной демонстрации в Турецком Курдистане. В качестве альтернативы была выдвинута концепция экономического развития этого региона. Между тем, некоторые течения курдского национального движения в настоящее время рассматривают путь решения курдского вопроса, в основе которого находится идея о «демократическом экологическом обществе». Основным идеологом этой идеи является Абдулла Оджалан. Он считает, что семейно – клановая структура курдского общества не позволяет курдам занять свою нишу в мировой цивилизации из-за беспринципного соглашательства «как с местными деспотическими государственными режимами, так и с новыми империалистическими хозяевами». В связи с этим, звучит призыв к установлению в этническом Курдистане демократии без государства, которую называют «народной демократией». Отдельные положения концепции А. Оджалана уже начинают реализовываться на практике разделяющими его позицию курдами. Вместе с тем, в состав НКК входят сравнительно недавно созданные вооруженные группировки, деятельность которых направлена против государственных устоев стран проживания курдов. К их числу относится Партия свободной жизни Курдистана (Пейджак), созданная в 2005 г. Она состоит из курдов, проживающих в различных частях Курдистана. Эта организация не входит в состав Рабочей Партии Курдистана, но разделяет её идеологию и принципы политической практики. Реально Пейджак не имеет большого авторитета в Иранском Курдистане, поскольку она была создана не на иранской почве, а извне. Со стороны иранского руководства, Пейджак является террористической организацией стремящейся отделить территорию Иранского Курдистана от территории Ирана. Турция и ИРИ одновременно, каждая со своей стороны проводили обстрелы районов возможного пребывания боевиков Пейджак. Пейджак квалифицирует эти действия как начало нового этапа усиления нестабильности в регионе, осуждая турецко – иранское сотрудничество при участии американской разведки. Приверженцы «демократического экологического общества» ведут пропаганду и в Иракском Курдистане4.

Ныне курдский вопрос вышел далеко за региональные рамки и стал крупной мировой проблемой, хотя стратегическое положение Курдистана, разделенного между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, и раньше постоянно привлекало внимание мировых держав. Последние же выстраивали и продолжают выстраивать свою политику в отношении курдского национального движения исходя из своих глобальных геополитических интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Наиболее ярко это проявилось в политике США. С конца 70-х гг. XX века американцы, пытаясь сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, стали разыгрывать «курдскую карту». Большое значение имеет и тот факт, что как в собственно Курдистане, так и в среде курдской диаспоры за рубежом идея национального самоопределения курдов с каждым разом приобретает все большее число сторонников. Этой идеей ныне охвачены практически все слои курдского общества, и она превращается в мощную силу, которая способна привести к большим переменам. Не подлежит сомнению, что справедливое решение курдского вопроса нуждается в настоящее время в активной поддержке международного сообщества, прежде всего в оказании давления на руководящие круги стран проживания курдов. К большому сожалению, приходится констатировать, что мировое сообщество до сих пор не выработало четкого отношения к проблеме курдов. Особенно это касается западных стран, ведущих политику «двойных стандартов»5.

Таким образом, социально-экономическим отношениям современного Курдистана присущи две главные задачи – это преодоление отсталости, с одной стороны, и неравномерность развития в отдельных его частях, с другой. Неразрешенность этих проблем отрицательно влияет на процесс национальной консолидации курдского народа и на эффективность его борьбы за свои национальные права. Единственный шанс преодолеть этот барьер – нефть, которой изобилует Иракский и Иранский Курдистан. В дальнейшем курдский вопрос, все еще далекий от урегулирования, не только не утратил актуальности, но и приобрел стратегическое измерение для региональной политики.

Вместе с тем, политические противоречия и разногласия, равно как и племенные раздоры между различными курдскими группировками и движениями внутри стран проживания курдов и на межгосударственном уровне, были и остаются одной из главных причин слабости курдского национального движения как в Турции, так и в других странах их расселения. Данное положение усугубляется тем, что идея создания независимого курдского государства не поддерживается ни одной из стран региона, потому что представляет, по их мнению, угрозу территориальной целостности указанных стран. Совершенно очевидно, что США, с одной стороны, а Турция, Ирак, Иран и Сирия, с другой, преследуют свои собственные интересы в данном регионе. При этом курды вновь оказываются заложниками большой политической игры указанных держав за сферы влияния Таким образом, курдская проблема представляется современному цивилизованному миру как не имеющая решения. В результате международное сообщество предпочитает просто закрывать на нее глаза. Однако нерешенность курдской проблемы на Ближнем и Среднем Востоке создает постоянный очаг напряженности в регионе. Поэтому без политического диалога в странах компактного проживания курдского населения установление прочного мира и стабильности не представляется возможным. Отсюда – необходимость оказания широкого международного давления на руководящие круги стран с курдским населением. Этому, однако, мешает отсутствие у мирового сообщества четкого отношения к проблемам курдов. Особенно это касается западных стран, продолжающих придерживаться двойных стандартов в отношении решения курдского вопроса.

Литература:

  1. Гасратян M. A. Патриотический союз Курдистана // Академия Наук. Институт Востоковедения. № 6, М., 2008.

  2. Жигалина, О. Курдоведение в России // ААС. 1999. № 9. С. 7.

  3. Жигалина, О.И. «Курдская угроза» Ирану и пути её предотвращения // Ближний Восток и современность. – М., 2008. – Вып. 36.

  4. Халфин Н. А. Борьба за Курдистан. М., 2004., 471с.

1 Жигалина, О.И. «Курдская угроза» Ирану и пути её предотвращения // Ближний Восток и современность. – М., 2008. – Вып. 36.

2 Гасратян M. A. Патриотический союз Курдистана // Академия Наук. Институт Востоковедения. № 6, М., 2008.

3 Касаев, Э. «Курдский вызов»: ответы международного права // Вестн. Аналитики. – М., 2009. – № 1.

4 Халфин Н. А. Борьба за Курдистан. М., 2004., с. 136

5 Жигалина, О. Курдоведение в России // ААС. 1999. № 9. С. 7.

Просмотров работы: 352