БЕЗЫМЯННАЯ ДОРОГА ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ ПО ВОЛОДАРСКОМУ РАЙОНУ Г. БРЯНСКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

БЕЗЫМЯННАЯ ДОРОГА ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ ПО ВОЛОДАРСКОМУ РАЙОНУ Г. БРЯНСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Малая Родина. В этих словах скрывается очень много. Это место, где я родился и вырос, где прошло мое детство, где я учился плавать, познавал мир. Это тот район, где всё имеет какой-то скрытый смысл. Каждый объект навеян воспоминаниями и эмоциями.

Всегда хочется узнать больше о том или ином памятнике, доме, улице. А особенно хочется провести знакомых и рассказать в каком замечательном месте они оказались.

Но, все ли могут это сделать? Знают ли сами жители улицы, где они живут? Смогут ли они сами рассказать? Вопросов много. Сразу напрашивается ответ: «НЕТ». И, невольно, начинаем испытывать чувство стыда. А ведь нужно только немного почитать, пройтись, посмотреть. И район расцветет в новом качестве.

Володарский район – один из самых молодых районов. С центральным – Советским районом, - соединяется дорогой, начинающейся от ул. Никитинской и переходящую в ул.Калинина. А сама дорога на всех картах имени не имеет. Но, сколько можно рассказать о этой «безымянной» улице.

Целью работы является составление экскурсионного маршрута.

Задачи работы определены поставленной целью:

- составить маршрут экскурсии;

- разработать текст экскурсии;

- сформировать «портфель экскурсовода».

Экскурсия проводится по территории Володарского района с выходом на ул.Калинина. Особенность маршрута – движение по обочине оживленной магистрали. Состав группы – не более 6 человек. Маршрут предназначен для учащихся старшего школьного возраста. Протяженность маршрута около 4 км. Время экскурсии 90 минут. Обязательным элементом экскурсии является «портфель экскурсовода» - альбом с фотографиями.

НИТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

Порядок движения по маршруту экскурсии:

Железнодорожный вокзал Брянск 1 [Привокзальная площадь, здание вокзала] – Бассейн «Дельфин» [Здание бассейна] – Памятник артиллеристов [памятник, мемориальная плита] – дамба [перспектива дамбы вправо и влево от остановки «бассейн»] – Октябрьский мост [путепровод через р.Десну] – Здание отдела управления образования [Здание отдела] – памятник покорителям космоса [памятник и прилегающая площадь] – сквер им. В.И.Ленина [аллея Славы, мемориальный комплекс, памятник В.И.Ленину, здание администрации] – железнодорожный вокзал Брянск 1 [окончание маршрута]

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ

Маршрут экскурсии включает остановки для знакомства с основными объектами.

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолжи-тельность

Наимено-вание подтем

Организа-ционные указания

Методи-ческие указания

Железнодо-рожный вокзал

Брянск 1

Привокзальная площадь

Здание вокзала, фонтан, памятника В.И.Ленина

15 минут

История Привокзальной слободы,

связь Брянских и московских железно-дорожников, творчество художника Решетнева

Расположить группу спиной к фонтану, лицом к фасаду здания вокзала. При смене темы – повернуть группу налево, затем еще раз налево.

Портфель экскурсовода

Фотографии зданий вокзала.

Бассейн «Дельфин»

На пересечении ул Комарова с дорогой.

Здание бассейна, микрорайон «речной»

10 минут

Деятельность ДЮСШ по плаванию, история морской школы, связь Брянска с морем

Расположить группу на пересечении с ул. Комарова. Лицам к микрорай-ону «Речной»

Рассказ, показ здания.

Портфель экскурсовода: фото моряков Брянщины.

Памятник артиллеристов [памятник, мемориальная плита]

Пересечение ул.Калинина.

Монумент воинам, освободителям г.Брянска в 1943г., мемориальная плита конструктора Иванова И.И.

10 минут

Рассказ об освобожде-

нии города Брянска в 1943г., деятельность прославленного конструктора гаубиц.

Располо-жить группу спиной к зданию Дермо –венероло-гического стационара, лицам к памятнику.

Показ перспективы ул. Калинина, рассказ

дамба

Остановка «бассейн», лицом к микрорайону «Речной»

перспектива дамбы вправо и влево от остановки «бассейн»

5 минут

Строительство дамбы, наводнение 1908 г.

Расположить группу спиной к остановке, лицом к микрорайону «Речному»

Рассказ, портфель экскурсовода: фотографии

Октябрьский мост [путепровод через р.Десну]

Остановка напротив монумента Брянскому фронту.

Октябрьский мост, монумент воинам Брянского фронта

7-10 минут

Освобождение Брянска в 1943г.,

краткая история Брянского фронта. Строительство Октябрьского моста.

Расположить группу на остановке «По требованию» напротив монумента Брянскому фронту

Рассказ, портфель экскурсовода.

Здание отдела управления образования

Остановка около здания.

Здание .

5 минут

История Полесского поселка,

школа

искусств в районе. Система образования.

Расположить группу напротив здания

Рассказ, портфель экскурсовода: фото деятелей искусств

памятник покорителям космоса

Переход по переходу на ул. Никитинскую

памятник и прилегающая площадь

5 минут

Связь района с космосом.

Расположить группу напротив памятника

рассказ

сквер им. В.И.Ленина

Сквер, монумент, памятник В.И.Ленину

аллея Славы, мемориальный комплекс, памятник В.И.Ленину, здание администрации

8 минут

Володарцы в годы Великой отечественной войны, структура администрации

Беседа прогулка по территории парка от остановки общественного транспорта до путепровода пешеходного через жд пути.

Рассказ, показ объектов, знакомство с материалом на стендах

железнодорожный вокзал Брянск 1

Высокая платформа

Памятный комплекс – паровоз, семафор, группа путейцев, мемориальные плиты

5 минут

Брянск железнодорожный,

Расположить группу напротив памятника

рассказ

 

90-минут

     

ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Дорогие экскурсанты. Вашему вниманию представлена экскурсия по небольшому участку города Брянска.

Жизнь человека это большая дорога, связывающая людей и события. Такую дорогу предлагается пройти и нам. Общая протяженность маршрута около 4 км. На этом расстоянии от города Брянска в 1863 году было решено проложить железную дорогу. Эта дорога и дала начало району – Володарскому району города Брянска.

24 ноября 1868 года гудок первого поезда, проходящего по новой железной дороге, возвестил о рождении нового поселка Привокзальная Слобода, превратившегося в современный промышленный Володарский район.

В те далекие времена толпы любопытных собирались, чтобы своими глазами увидеть новый вид транспорта. Жители глухих деревень смотрели на паровоз, идущий по стальным путям, как на великое чудо.

В связи с развитием железнодорожного узла в 1887 года начал зарождаться и второй поселок, так называемый Полесский.

Брянский железнодорожный узел расширялся. В этом же году рельсы от Брянска пролегли к Москве. Неслучайно тогда Киевский вокзал столицы именовался Брянским.

Поскольку первые поселенцы селились в районе железнодорожного вокзала, возникали улицы Транспортная (ныне Володарского), Витебская (стала улицей Димитрова), Жиздринская (носит имя Пушкина).

Началом великого пути было строительство сухарного завода, открытие обувной фабрики, развитие узла Риго – Орловской и Полесской железных дорог, открытие первых школ и больниц, развитие транспорта и связи.

22 августа 1891 года на восточной стороне путей, где тогда еще был вокзал, а ныне расположен рынок, заложили Никольскую церковь, спроектированную начальником 12 – го участка Полесских железных дорог инженером Рейслером. По его же проекту строилась рядом с храмом и церковно – приходская школа. Возведение церкви длилось 9 лет и освещена она была в мая 1899 года.

В конце XIX века в нынешнем Володарском районе был узел железных дорог: Риго – Орловский и Полесский, Мальцовско – Радицкий вагоностроительный и сухарный заводы, пять паровых лесопилок. Вокруг них складывались разрозненные населенные пункты: Привокзальная, Полесская и Мальцовская слободы, Новая Постройка. С годами границы их сближались. В начале прошлого века Привокзальная Слобода продолжает развиваться.

Летом 1900 года вокзал перенесли на западную сторону путей, где он стоит до сих пор.

На территории Привокзальной Слободы появились обувная фабрика бельгийца Арка, металлургический завод Певзнера. В 1900 году открылась первая обычная школа, 13 октября 1902 года – железнодорожная школа, в 1907 году – женская частная гимназия.

На станции Брянск – Орловский с начала железнодорожного движения стал действовать телеграф, что позволило 8 июня 1910 года связать телефоном станцию и город. В начале 20-х годов Полесская Слобода была переименована в Толстовский поселок, Мальцовская стала носить имя Урицкого, Новая Постройка – имя Воровского.

1918 - в Москве открыт Брянский железнодорожный вокзалВозведение вокзала было задумано в связи с прокладкой к югу от Большой Дорогомиловской улицы путей Московско-Киево-Воронежской (позднее - Брянской) железной дороги. Работы эти продолжались с 1897 по 1900 год, в это же время параллельно было возведено и первое деревянное здание вокзала. В 1899 году руководители Общества Киево-Воронежской дороги заказали проект нового здания вокзала известному в то время архитектору Ивану Рербергу, который и выполнил его совместно со своим коллегой Вячеславом Олтаржевским. Работы по сооружению фундамента начались уже в 1913 году, а 28 мая 1914 года состоялась официальная церемония закладки будущего здания. Завершить грандиозную стройку предполагалось в кратчайшие сроки - к концу 1915 года. Однако первая мировая война помешала этим планам. Строительство Брянского (так он назывался вплоть до 1934 года, затем стал называться Киевским) вокзала было завершено только в 1917 году. Но регулярное движение поездов началось 18 февраля 1918 года. В те годы это был самый крупный вокзал в Европе. Особо выделяла его 51-метровая часовая башня. Общая площадь вокзала составила 3600 квадратных метров. Вместимость тоже была рекордной для начала ХХ века - 10 тысяч пассажиров. Со временем Киевский вокзал уступил пальму первенства Казанскому, однако до сих пор он по праву считается непревзойденным по своему великолепию.

В 20-е годы рабочие Брянского вокзала передали в дар Брянску статую В.И.Ленина. Ранее Ильич встречал пассажиров столицу, теперь он стоит на привокзальной площади.

При оформлении вокзала использовался талант брянского художника Решетнева

Еще будучи студентом, Михаил Решетнёв участвует во многих выставках в России и за рубежом. За участие в подготовке и проведении XII фестиваля молодёжи и студентов в Москве Михаил Решетнёв награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1986 году после окончания института Михаил возвращается в Брянск.

В 1989 году Решетнёв Михаил Сергеевич был принят в члены Союза художников России. Михаил Сергеевич Решетнёв - участник практически всех Областных, Зональных, Республиканских и Всероссийских выставок, где экспонировались его полотна: «В скиту», «Русь», «Основание Свенского монастыря», «Портрет Ф.И.Тютчева», «Пётр I», «В старой Руси», «Людмила», «Вечерний звон», «У стен монастыря» и другие, получившие высокую оценку специалистов и зрителей.

Основное направление в творчестве Михаил Сергеевича -историческая живопись и портрет. Им высокопрофессионально выполнены исторические полотна для экспозиций музеев Алексея Константиновича Толстого и Фёдора Ивановича Тютчева, Брянского краеведческого и Литературного музеев, для музея Фёдора Ивановича Тютчева в г. Москве.

Признанием особых заслуг Михаила Сергеевича Решетнёва в развитии изобразительного искусства стало награждение его в 2000 году премией имени А. К. Толстого «Серебряная лира».

В 2003 году Михаил Сергеевич стал победителем областного конкурса, посвященного 200-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева.

Одна из картин изображает момент битвы у села Добрыничи в 1605г. Войска Лжедмитрия 1 потерпели поражение от войск Бориса Годунова.

2. Бассейн РОСТО.

Значительную роль в оздоровлении и физическом развитии жителей города Брянска играет бассейн Учебно-спортивного Центра ДОСААФ. Тысячи взрослых и детей ежегодно обучаются здесь плаванию. Бассейн ДОСААФ был открыт 17 сентября 1985 года в честь 1000-летия основания г.Брянска.

Бассейн включает в себя три ванны:

- большая ванна размером 50м х 21м - для проведения соревнований различного уровня;

- средняя ванна 16м х 4м - для обучения детей плаванию;

- малая ванна 9м х 4м - для обучения детей плаванию.

Также в УСЦ имеются:

- тренажерный зал 9м х9м, в котором есть тренажеры на все группы мышц;

- спортивный зал 18м х 9м.

В УСЦ ДОСААФ регулярно проводятся соревнования по плаванию, подводному спорту, Спартакиады допризывной молодежи местного, областного, республиканского и международного масштабов.

Далее мы видим Морскую школу.

Связь Брянска с морем весьма древняя.

Черноморский флот – это наш, брянский флот. Первые боевые корабли Российской Империи, которых коснулись волны Черного моря, были построены в Брянске. И с тех пор история прочно сплела жизнь флота и «сухопутного» Брянска.

Да, Черноморский флот родился на Брянщине. В мае 1697-го «в Брянске на пристани Десны-реки заоцких и Севского полку городов работными, сошными и ратными людьми и подрядом 179 судов мореходных, 166 стругов запасных да бот и 52 лодки и сданы в плавный ход стольнику Александру Колтовскому». За год до этого Брянщина обеспечила кораблями отряд под началом дворянина Неплюева. Петр I писал в своем указе: «…Идти плавным походом под Очаков или в другое место с 2500 ратных людей в больших стругах, изготовленных в Брянске». Судьба первого вице-адмирала России Сенявина связана с нашими краями. Замеченный Петром Великим расторопный матрос сделал карьеру, пройдя сквозь битвы, и был направлен в Брянск куратором верфи. С собой он привез сына Алексея, которому было суждено стать адмиралом.

Вице-адмирал Александр Клецков, командовавший Черноморским флотом с июля 2007 года по июль 2010-го – наш земляк. Он родился в климовском селе Каменский Хутор. Окончил школу, Калининградское высшее военно-морское училище и стал командиром штурманской боевой части тральщика «Алтайский комсомолец». Затем служил Отчизне и учился. Был начальником штаба Балтийской военно-морской базы, начальником штаба Балтийского флота, а потом по указу Президента возглавил Черноморский флот. Именно при Клецкове Черноморский флот стал возрождать связи с родной ему Брянщиной. В июле 2007-го официальная делегация города Брянска приняла участие в торжествах, посвященных Дню Военно-морского флота по приглашению нашего земляка. А в октябре в Брянске было подписано соглашение о сотрудничестве между Черноморским флотом РФ и Брянской городской администрацией. Тогда глава Брянской городской администрации Дмитрий Шапотько разъяснил суть соглашения: «этот документ юридически закрепит отношения Брянска с командованием Черноморского флота. Мы сможем оказывать шефскую помощь флоту, направлять туда на военную службу призывников». Тогда же, при Клецкове, брянцы привели в порядок брянские могилы наших земляков на севастопольском мемориальном кладбище. Там, в каменистой земле русского города покоятся останки более 5000 брянских ребят, погибших во время крымской войны 1853-1856 годов. В сентябре 2007-го был открыт и освещен памятник священнику Брянского пехотного полка протоиерею Василию Самуиловичу Смирнову.

В 2010 Александр Дмитриевич ушел на пенсию, а ему на смену был назначен… Правильно, наш земляк. Контр-адмирал Александр Федотенков – родом из Сельцо. Окончив сельцовскую школу №1, Александр поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени адмирала Нахимова. В 1993-м Александр Дмитриевич стал командиром подводной лодки, а в 1996-м за трехмесячный атлантический поход получил орден Мужества.Позже Федотенков командовал дивизией подводных лодок, Краснознаменной Ленинградской военно-морской базой, а командующим Черноморским флотом назначен Указом президента РФ от 23 июня 2011 года.

3. Памятник артиллеристам

1 сентября начали наступление войска левого (южного) крыла оперативной группировки. Лишь 7 сентября, когда внимание противника на этом участке фронта было привлечено к силам левого крыла, удар нанесла 50-я армия (И. В. Болдин). Она вклинилась в глубину расположения войск противника на 60-70 км, форсировав Десну выше Брянска и захватив плацдарм на западном берегу реки. Все это способствовало отвлечению внимания и ослаблению обороны немецко-фашистских войск на центральном участке операции, где силы 3-й (А. В. Горбатов) и 11-й (И. И. Федюнинский) армий развернули наступление и 13 сентября заняли железнодорожные узлы Брянск-1 и Брянск-2, вплотную подойдя к Брянску. 17 сентября войска 11-й армии при поддержке партизанских соединений форсировали Десну и после упорных боев овладели городами Брянском и Бежицей. 20 сентября началось преследование противника во всей полосе наступления. Для преследования была специально сформирована конно-механизированная группа из кавалерийских и танковых частей фронта. Развивая наступление, 50-я армия вступила на территорию Белоруссии и освободила 26 сентября город Хотимск. К 3 октября войска Брянского фронта вышли на реку Сож, форсировали её и захватили плацдарм на правом берегу реки, создав благоприятные условия для дальнейшего наступления на гомельском направлении. Войска Брянского фронта полностью выполнили поставленную задачу, успешно форсировав р. Десна и освободив Брянский промышленный район, а также значительную территорию к западу от него и часть Белоруссии. Были созданы условия для дальнейшего наступления на запад. Таким образом, был освобожден один из крупнейших районов партизанской борьбы — Брянские леса, многие партизаны, выйдя из лесов, влились в ряды Красной Армии. За боевые отличия 11 частям и соединениям были присвоены почетные наименования «Брянских», 5 — «Бежицких».

17 сентября — День освобождения — стал в Брянске Днем города. В честь генералов, возглавлявших соединения, отличившиеся при освобождении города и области, в Брянске названы улицы.

На постаменте памятника артиллеристам на улице Калинина в Советском районе Брянска увековечена память конструктора Ильи Иванова.

Уроженец Брянска, ученый, Герой Социалистического труда, генерал-лейтенант инженерно-артиллеристской службы, разработчик разных видов артиллерийских орудий Илья Иванов имел непосредственное отношение к созданию установленной на памятнике 120-милиметровой пушки.

Вице-адмирал Александр Клецков, командовавший Черноморским флотом с июля 2007 года по июль 2010-го

Контр-адмирал Александр Федотенков

Илья Иванов - Уроженец Брянска, ученый, Герой Социалистического труда, генерал-лейтенант инженерно-артиллеристской службы

Просмотров работы: 541