ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ученые разных областей научного знания обращали свой интерес именно к подростковому этапу взросления человека. С. Холл называл его периодом «бури и натиска». М. Мид изучала влияние методов воспитания на «критичность» этого возраста, отмечая, что именно спокойное прохождение ребенком подросткового кризиса во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми, с родителями.

Современные ученые, практикующие психологи, например, Сахарова Е.В., Хломов К.Д., Варшал А.В., Слободская Е. Р., Сорокина А.Б. и др., также уделяют большое внимание в своих работах обсуждению проблем подросткового возраста, значению факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков, эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей, социализации подростков, анализу факторов изменения среды развития детей подросткового возраста. Специалисты, занимающиеся вопросами психологии семьи, отмечают, что переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей. Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Множество детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков [4].

Для нормального развития и социализации детей подросткового возраста такие социальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынуждены заботиться об этом периоде жизни человека. Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права.

Подросток – это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры. Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи [3].

Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Взрослые во взаимоотношениях с детьми чаще выступают как собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми [2].

Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок, подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [10].

Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и, напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем [1].

Почему так происходит? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что делали их родители, даже если они помнят, что сами при этом испытывали. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свое раздражение, возникающее на работе, в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций – сила.

Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то у подростков она неминуемо порождает конфликты. И как бы не хотелось взрослым, их влияние на формирование личности ребенка с годами все слабее и слабее. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и исправить ошибки, допущенные ранее практически невозможно. Хорошо если эти ошибки не были серьезными или их было не так много. Чтобы понять характер взаимоотношений подростка и родителей надо помнить, что для ребенка мать и отец могут выступать как:

  • источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

  • власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

  • образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

  • старший друг и советчик, которому можно доверить все [6].

Наилучшие взаимоотношения детей подросткового возраста с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

  • власть используется лишь в меру необходимости;

  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей тяге к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы дети вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно [7].

Однако взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Чаще всего от подростков можно услышать: «Они меня не слушают!». Наверное, эта претензия обоснована. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. К сожалению, от родителей можно часто слышать: «Я работаю, мне некогда». На первое место в данном случае выходит материальное благополучие семьи. Общение же уходит на второй план. Дети все больше отдаляются от родителей. Связь ребенка и родителя ослабевает. Как горько бывает слышать: «Я родила двоих детей и только сейчас поняла, что у меня нет ни одного. Но разве я виновата, что всю жизнь вынуждена была пахать». Обидно? Конечно. Но исправить почти ничего не возможно. Еще одна проблема – это попытка каждого родителя воспитывать ребенка по-своему. В таких случаях специалисты рекомендуют решить две задачи.

Первая задача родителей: найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача: сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка [5].

Не маловажным фактором социализации в данном возрасте является и общение со сверстниками. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С.Кона, включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», и т. д.), усложняется и образ «Я».

Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство устойчивости и эмоционального благополучия. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения с взрослыми. Однако такая нетерпимость распространяется не только на старших. Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать такую нетерпимость. Такое стереотипное видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом [9].

В заключении хотелось бы привести высказывание ливано-американского философа Джебран Халиль Джебрана: «Ваши дети - это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми» [8].

Список литературы^

1.Белолюбская, А.Ю., Барахсанова, Е.А. Роль семьи в социализации подростка [Текст] / А.Ю. Белолюбская, Е.А. Барахсанова // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации, 2015. - С. 44-45.

  1.  
    1.  
      1. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Проблемы социализации. История и современность [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 216 с.

      2. Грани социализации: образование, бизнес и гражданское общество: Итоги круглого стола: [Электронный ресурс] // Опыт социализации подростков и молодежи: политика бизнеса, государства и гражданского общества: Российско-американский круглый стол (Гарвард, 2010 г.). Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=1585#more-1585 (дата обращения: 09.11.2016).

      3. Иванова, Н. П. Социализация детей в современных условиях [Текст] / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина // Социальная педагогика. 2012. № 3. С. 109-117.

      4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2015. - 460 с.

      5. Самоуправление как путь социализации личности ребенка. [Электронный ресурс] // Науч.-практ. конф. «Педагогические проекты. Социализация детей: проблемы, опыт, перспективы» (Иркутск, 25 октября 2012 г.). – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/533312/ (дата обращения: 03.11.2016).

      6. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2014. - 408 с.

      7. Селеня, Л. П. Социализация детей и подростков в условиях городской среды[Текст] / Л. П. Селеня // Социальная политика и социология. 2011. № 7. С. 91-97.

      8. Синькевич, В.Ф. Семья, как фактор социализации личности подростка [Текст] / В.Ф. Синькевич // Социализация личности в условиях реализации государственного образовательного стандарта, 2015. - С. 171-176.

      9. Усачов, В. А. Значение семьи в процессе социализации детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-andsociology-413/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-413/20520-413-0197 (дата обращения: 03.11.2016).

7

Просмотров работы: 1931