МЕСТО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА В СОЦИУМЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕСТО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА В СОЦИУМЕ

Алмадакова А.А., Бондаренко М.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой один из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем. Раскрытие механизмов адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения [2, с.108].

Сегодня разобраться в сущности адаптации, увидеть ее уникальность среди других способов существования человека довольно сложно. Трудности возникают, прежде всего, в связи с отсутствием общих ориентиров для описания и объяснения адаптационных процессов. Преимущественная ориентация на признаки окружающей среды привела к появлению социальной, профессиональной, климатической, школьной, вузовской и т.п. адаптации. Ориентация на уровень человеческой организации − к социально-психологической, психической, психофизиологической, физиологической адаптации [1, с.56].

Проблемами социальной адаптации занимались Т.В. Азарова, Н. Алешина, М.В. Антропова, М.В. Битянова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм [3, с. 87].

Межличностное познание в западной социальной психологии осуществляется в рамках когнитивистской ориентации.

Основной путь исследования межличностного познания и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных

социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Дружба через доверительные отношения позволяет глубже познать другого и самого себя. Дружба учит не только прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего, подростки постепенно социализируются [6, с. 41]. Им необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Начиная с подросткового периода, группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, в школе.

Школа – второе по значимости условие социальной адаптации. В школе дети и подростки получают образование на основе государственных стандартов. Полученные знания помогают им ориентироваться в социальной действительности, использовать усвоенные навыки при решении практических и теоретических задач, вырабатывать у себя социальный интеллект. Установка на образование помогает человеку проявлять социальное поведение адекватно требованиям жизни. Оно становится чрезвычайно разнообразным и динамичным. Более того, многие психические свойства личности не могут быть до конца поняты без раскрытия социальной ситуации. В ней происходит становление личности. Социальные формы поведения и установки личности – продукт социального развития [5, с. 96].

Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена, школьник не успевает за стремительным ходом событий. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Нами была разработана программа «Программа по формированию успешной адаптации личности подростка и развитие межличностного познания в социуме».

Цели нашей программы: обеспечение психолого-педагогической поддержки и сопровождения развития подростков; создание психических условий для содействия успешной адаптации в социуме подростков.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы;

  2. Развитие коммуникативных навыков со сверстниками; обучение конструктивным методам общения;

  3. Формирование адекватной самооценки, стремления к самопознанию и познанию окружающей социальной среды, расширение знаний о себе;

  4. Обучение навыкам управления собой, приемам снятия психического напряжения;

  5. Активизация у подростков процесса формирования психологической готовности к адаптации в социуме;

  6. Формирование у родителей адекватного отношения к детям, подросткам.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня социально-психологической компетентности и адаптивности у детей и подростков;

  2. Раскрытие внутренних ресурсов личности;

  3. Сформированность у подростков способности к реализации в обществе на личностном уровне.

Принципы программы:

  1. принцип связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью;

  2. последовательность и систематичность воспитательных воздействий;

  3. принципы дифференцированного подхода.

Направления работы:

Можно выделить три основных направления работы по формированию успешной адаптации личности подростка в социуме:

  1. Работа с подростками:

  • проведение анкетирований, бесед, групповых занятий;

  • совместных мероприятий.

  1. Работа с педагогическим коллективом:

  • просветительская подготовка учителей к ведению успешной адаптации подростков в школе;

  • организационно-методическая работа по формированию успешной адаптации личности подростка в социуме.

  1. Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по формированию успешной адаптации адаптации личности подростка в социуме;

  • проведение бесед

  • раздача рекомендаций для родителей.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение уровня сформированности и формирования успешной адаптации личности подростка в социуме;

  • успешное развитие межличностного познания в социальной среде

Предполагаемая программа рассчитана на 1 месяц работы в общеобразовательной школе, занятия для подростков, родителей и учителей

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология [4, с.11].

Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М., 2000. - 412 с.

  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 1988 - 245 с.

  3. Волков, Г. Д. Адаптация и ее уровни [Текст] / Г.Д. Волков. – Пермь, 1975.– 246 с.

  4. Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / И.А. Георгиева.– Л.: 1985. – 167 с.

  5. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков. – М., 1994. - 325с.

  6. Хохлова, А. П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе [Текст] // А.П. Хохлова – Ульяновск, 1981. – 368 с.

Просмотров работы: 542