ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений [3, с. 28]. В игре формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно-ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления [5, с. 75].

Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей возникает произвольное овладение собственным поведением и действиями, основательно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает [1, с. 261].

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально - творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества. Игровая деятельность - это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.

В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей, учителей. Все эти агенты социализации действуют в одно и то же время и с разными позициями, что ставит ребенка в центр несогласованных действий.

Исходя из теоретического анализа литературы и практического опыта, мы можем выделить следующие условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

1) Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.

2) Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

3) Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей [2, с. 112].

Рассмотрим каждое условие более подробно. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования упоминается о «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».i А также имеются требования к развивающей предметно-пространственной среде, например:

- предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а также возможность для уединения;

- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.

Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься в широком и узком направлениях. В широком направлении предметно-развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребенка. В более узком направлении - это предметно-игровая среда. Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию.

Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующее условие - это организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности. Воспитатель детского сада является непосредственным агентом социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе. Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ними. - Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с педагогом, и влияет на его социальное становление [4, с. 136].

Для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность детей.

Под косвенными способами понимается стимулирование самостоятельности детей в игре при помощи бесед, рассказов, экскурсий.

В свою очередь прямые способы используются при появлении трудностей в игровой деятельности детей посредством идей, предложений, при необходимости непосредственного участия воспитателя.

Если педагог включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу. В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли, суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры.

И последнее условие - интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.

Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Но только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.

Данное условие является непосредственно направленной деятельностью педагога и его участие в процессе социализации детей. Педагог может создать программу сопровождения социализации детей в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы: развивающие игры, упражнения, тренинги, психогимнастика, рисование, беседы. Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель - развитие у ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например, развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - это отражательная деятельность. Основной источник, питающий игру ребенка, - окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие [1, с. 56].

Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит ее новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встает на позицию ребенка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребенка-дошкольника.

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 431 с.

  2. Алпатова, К.А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого»: социально-философский аспект / К.А. Алпатова. - Пятигорск, 2010. - 180 с.

  3. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник младший школьник) / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М.: Прометей, 2012. - 219 с.

  4. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 128 с.

  5. Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2014. - №1.- 510 с.

i

7

Просмотров работы: 1576