Подростковый возраст является одним из основных возрастных этапов в процессе социализации. Именно в подростковый период в человеке формируются такие качества, которые передаются в его будущее. В этом возрасте человек на генетическом уровне более открыт социальным воздействиям, энергично и быстро меняется.
Процесс профессиональной социализации - это, «с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны – процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие» [2]. Только на данном этапе у подростка формируются ключевые, профессиональные взгляды и навыки. В связи с этим чаще всего именно от правильности начала в условиях обучения в профессиональном образовательном учреждении зависит успех всей дальнейшей профессиональной карьеры выпускника. В связи с этим проблема профессиональной социализации подростка особенно актуальна в наши дни.
Проблемами социализации занимались такие ученые как: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, А. С. Макаренко, Д. Сухомлинский, А. В. Мудрик и другие.
Анализ изученных нами источников показал, что в России реализуются различные программы, направленные на социализацию подростков. Человек проходит процесс социализации на протяжении всей своей жизни, однако, стоит отметить, что период детства и юности является наиболее благоприятным временем для данного процесса. Все программы направлены на:
формирование социальной компетентности подростка [10];
обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [7];
выявление и освоение новых педагогических технологий работы с воспитанниками в рамках школы [4];
обеспечение единства обучения и воспитания, формирование профессионально-личностной готовности выпускника к труду в постоянно изменяющихся экономических условиях [6];
координацию усилий администрации, коллектива преподавателей, органов студенческого самоуправления, руководителей творческих, студенческих объединений для нормальной адаптации и адекватного развития обучающихся, их личности в обществе, в государстве, в мире [8];
социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их постинтернатная адаптация [9];
Изученные программы преследуют такие цели как:
обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий;
обретение воспитанниками способности владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития [3];
На наш взгляд самой полной программой, разработанной именно в рамках среднего профессионального образования, является «Абитуриент – Студент – Профессионал» 2014-2016 гг. Программа направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование профессионально-личностной готовности выпускника к труду в постоянно изменяющихся экономических условиях. Она позволяет сформировать единое воспитательное пространство в широкоформатном контексте актуальных проблем духовно-нравственного становления подрастающих поколений граждан новой России [6].
Самой полной программой в Республике Алтай является программа воспитания и социализации обучающихся на основе «Средней общеобразовательной школы № 10 города Горно-Алтайска». Данная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [5].
На основе проанализированных программ социализации подростков в России и Республике Алтай нами была составлена «Программа социализации подростков в условиях среднего профессионального образования». Целью данной программы является организация деятельности компонентов психолого – педагогической работы с подростками, а так же создание благоприятных условий для социализации подростков не только в профессиональной организации, но и в других сферах деятельности, где подросток взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Программа социализации подростков в условиях СПО способствует:
успешному вхождению подростка в социальную среду;
формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе;
развитию у подростка личностных ориентиров, норм здорового и безопасного образа жизни, а так же ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.
Программа включает следующие этапы работы:
Предварительный этап. Здесь мы сформировали группу испытуемых, а так же провели диагностику подростков по методикам:
Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича;
«Смысложизненные ориентации» адаптирован Д.А. Леонтьевым, СЖО.
Исследование проводилось в Сельскохозяйственном колледже Горно-Алтайского государственного университета. В исследовании принаняли участие студенты различных групп в количестве 51 человек.
В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» у студентов преобладают терминальные ценности, среди них наиболее значимыми являются такие ценности как счастливая семейная жизнь, потребность в здоровье и наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей преобладают воспитанность, независимость и честность.
Здесь можно выделить такие личностные характеристики подростков как стремление к достижению целей, хорошие манеры, искренность, способность действовать самостоятельно, решительно. Необходимо отметить, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье и стремятся к счастливой семейной жизни, т.е. им в большей степени важны взаимоотношения с близкими людьми.
Подростки не уделили внимание таким терминальным ценностям как интересная работа, красота природы и искусства, общественное признание, продуктивная жизнь, уверенность в себе и таким инструментальным ценностям как терпимость, жизнерадостность, исполнительность и непримиримость к недостаткам в себе и других.
У подростков увеличена потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Для данных студентов характерна неотъемлемая связь счастливой семейной жизни, которая основана на любви и здоровье.
В результате тестирования по методике «Смысложизненные ориентации» 41,2 % студентов являются гедонистами (т.е. стремятся к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегают страданий), живут сегодняшним днем и 58,8 % не удовлетворены своей жизнью в настоящем.
Основной этап. Программа состоит из 17 занятий. Каждое занятие соответствует определенной цели. В программу входит проведение дискуссий, игр, упражнений для создания ситуаций рефлексии, а так же групповая работа, направленная на выполнение конкретных задач.
На заключительном этапе мы провели повторную диагностику подростков и сравнили ее результаты с результатами, полученными на предварительном этапе.
В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» у студентов преобладают терминальные ценности, среди них наиболее значимыми являются такие ценности как счастливая семейная жизнь, потребность в здоровье, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе и продуктивная жизнь. Среди инструментальных ценностей преобладают воспитанность, независимость, честность, терпимость и жизнерадостность.
Здесь можно выделить такие личностные характеристики подростков как стремление к достижению целей, хорошие манеры, искренность, способность действовать самостоятельно, решительно. У них отмечается внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. Подростки по-прежнему считают себя ответственными за свое здоровье и стремятся к счастливой семейной жизни, т.е. им в большей степени важны взаимоотношения с близкими людьми.
Ребята стали понимать, что они толерантны, жизнерадостны, обладают хорошим чувством юмора, планируют свою дальнейшую жизнь и хотят быть полезными окружающим их людям.
Подростки не уделили внимание таким терминальным ценностям как интересная работа, красота природы и искусства, общественное признание и таким инструментальным ценностям как исполнительность и непримиримость к недостаткам в себе и других.
В результате тестирования по методике «Смысложизненные ориентации» 62 % студентов являются гедонистами (т.е. стремятся к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегают страданий), живут сегодняшним днем и 38 % не удовлетворены своей жизнью в настоящем.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа является достаточно эффективной, так как способствовала развитию у студентов уверенности в себе, повышению своей собственной самооценки, стремлению к продуктивной жизни и ее планирование. Они стали более жизнерадостны и терпимее по отношению к окружающим людям.
В рамках занятий было запланировано знакомство студентов различных групп. Подросткам было интересно узнавать друг о друге что-то новое, они хорошо справлялись с предлагаемой им работой в группах. К концу занятий ребята стали намного сплоченнее, было заметно, что они нашли общий язык друг с другом.
Список литературы:
Каленникова, Т. Г. Словарь психолого-педагогических понятий. Для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения [Текст] / Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 28 с.
Митина, Л. М. Профессиональная социализация личности [Текст] // Проблемы профессиональной социализации личности / Л. М. Митина, Р. Л. Кричевский / под ред. Л. М. Митиной. – Кемерово, 1996. – 22 с.
Программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] / Озерская средняя школа им.Д.Тарасова. - Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/2012/05.pdf (дата обращения 02.10.2016).
Программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] / МОУ СОШ №40 город Тверь. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.school.tver.ru%2Fsystem%2Fdoc (дата обращения 4.09.15 г.).
Программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] / МБОУ СОШ № 10 г. Горно-Алтайск. - Режим доступа: http://school10gorny.edusite.ru/DswMedia/osnpr5-9kl.pdf (дата обращения 11.09.15 г.).
Программа развития воспитания и социализации обучающихся Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 «Абитуриент-Студент-Профессионал» [Электронный ресурс] / Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkigm.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F12%2FProgramma-vospitaniya-2014-16-god.pdf (дата обращения 4.09.15 г.).
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Воспитание личности ученика на лучших историко-культурных традициях России» [Электронный ресурс] / МБОУ СОШ №17 города Курска Курской области. - Режим доступа: http://kursk-sosh17.ru/vnytri-ychebn-deiatelnost/plani-i-pologenia/246-programma-soczializaczii.html (дата обращения 02.10.2016).
Программа воспитания и социализации студентов «Новый взгляд» [Электронный ресурс] / КГБПОУ «Бийский педагогический колледж».- Режим доступа: http://bpk.biisk.ru/files%20documents/Programma/Kolmakova/.pdf (дата обращения 11.09.15 г.).
Программа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их постинтернатная адаптация «Взлетная полоса» [Электронный ресурс] / Профессиональное училище № 84 г. Горно-Алтайск. - Режим доступа: http://gapu-84.ru/plohadca/14.html (дата обращения 11.09.15 г.).
Программа социализации подростков «Хорошо» [Электронный ресурс] / Информационно-методический и научно-педагогический журнал. - Режим доступа: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/psikhologo-pedagogicheskaya-podderzhka-v-obrazovanii/104-programma-sotsializatsii-podrostkov-khorosho (дата обращения 02.10.2016).
6