ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогике успеха в отечественной науке уделял особое внимание К.Д. Ушинский, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может при­вести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». Он считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордо­сти от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться». К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения [4].

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха [2]. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее» [3].

Многие исследователи высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. В.А. Сластенин считал, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. На такой же позиции стоит И.Ф. Харламов. Этой же точки зрения поддерживается С.А. Смирнов. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности [3].

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [2]. Cитуация успеха выступает не только как возможность получить опыт учебного достижения, но еще и является шансом проявить себя с лучшей стороны. Такая ситуация рассматривается как проживание личностных побед в контексте собственной «истории» учебной деятельности. Она всегда субъективна и результат усилий оценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Благодаря успешности ребенок обретает достоинство потому, что в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. Ситуация успеха порождается удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как разновидность счастья [1].

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

В основе ожидания успеха лежат: стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию; сделать заявку на будущее. Как считают А.С. Белкин, В. Ю. Питюков, Н. Е. Щуркова, созданию ситуации успеха в учебной деятельности способствуют следующие приемы: снятие страха, авансирование, мотивирование, инструктирование, эмоционально-психологическое поглаживание, экспрессивное воздействие [1].

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны [4]. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В создании ситуации успеха целесообразно придерживаться созидательной и прогрессивной стратегий. Созидательная стратегия предусматривает постепенное улучшение исходной педагогической ситуации: сначала накапливается информация о достижениях учащихся, а затем используются приемы похвалы и одобрения. Поощрение рефлексивно-оценочной деятельности подростков приводит их к осознанию своих достоинств и закреплению успешных навыков поведения. Прогрессивная стратегия предполагает развитие мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и творческой сфер личности. Она включает в себя актуализацию мотивов учения и познавательного интереса в полимотивированной учебной деятельности [1].

Стратегия учителя осуществляется через использование определенных форм и методов.

По мнению А.С. Белкина, условиями формирования ситуации успеха подростков могут выступать:

1. Учитель должен чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения.

2. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку.

3. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

4. Организация сотрудничества, которое способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.

5. Уровень сформированности положительной мотивации к учению у учащихся [3].

Приемы направлены на повышение уверенности подростка в собственных силах, которая существенно помогает преодолевать препятствия и достигать ожидаемых результатов. Уверенность, будучи внешним выражением внутреннего благополучия, эмоционального комфорта, адекватной самооценки, является ведущей характеристикой ситуации успеха [1].

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Обязательными в этом случае должны быть словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуации успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживания радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя, у его участников, уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю ориентироваться на успех ученика и создавать специальные условия, способствующие переживанию эмоционального подъема подростками.

Список литературы

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана [Текст] / Ю.В. Андреева // Образование и наука. - №4 (93) 2012. С 39-52.

2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: «Просвещение», 2005. – 245 с.

  1. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] / А. С. Белкин. - М.: «Просвещение», 2002. – 167 с.

  2. Воробьев, Г.Г. Школа будущего начинается сегодня [Текст] / Г.Г. Воробьев. -М.: «Просвещение», 2005. – 342 с.

5

Просмотров работы: 1458