РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные тенденции развития дошкольного образования ориентируют на всемерное обогащение и развитие субъективного опыта детей, превращая его в опыт социокультурный. В этом плане важное место занимает психологическая работа, направленная на управление эмоциональной сферой.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок-дошкольник очень восприимчив, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

В истории отечественной и зарубежной психологии проблема развития социальных эмоций рассматривалась с различных позиций. Представители эндогенетической концепции (Ч. Дарвин, У. Джеймс, К. Изард, Н. Ланге) считали развитие эмоций биологически обусловленным процессом и отсюда весьма ограниченно показали роль педагогических влияний. Высшей точкой развития эмоциональной сферы, по их мнению, служит ранний возраст.

Представители экзогенетической концепции (А. Белик, Э. Берн, М. Льюис) абсолютизировали значение социального фактора в воспитании эмоций. Ведущее место отводили социализирующим влияниям, окружающей среде в целом.

Отечественные исследователи в рамках двухфакторной концепции (П.Г. Бельский, П.П. Блонский) признавали значимость как средовых влияний, так и наследственной предрасположенности (наследственно передаваемых программ эмоций).

По мнению Г.М. Бреслава, группа социальных эмоций, характеризующая эмоциональные взаимоотношения с другими людьми и сравнительную оценку себя (и своих действий) в социальном контексте с точки зрения других людей (и их действий) или тех ценностей, которые разделяются другими, являются ключевыми [3].

Все социальные эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к его поступкам. Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. В.С. Мухина отмечала, что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание на основных эмоциях: радость, грусть, страх, удивление, злость. Данные исследований доказывают возможность дифференциации детьми именно этих эмоциональных состояний [4].

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые формы социальных эмоций – сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку, необходимые для совместной деятельности. В отечественной психологии и педагогике данные формы социальных эмоций трактуются в следующих значениях. Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие— комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Данный комплекс социальных эмоций многие исследователи рассматривают в качестве различных форм протекания эмпатийных переживаний. Определенное значение трех ведущих социальных эмоций позволяет интерпретировать эмпатию как продукт социализации личности, рассматривая ее как «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека».

В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович группа эмоций, направленных, в основном на себя, но имеющих отношение к взаимоотношениям с другими людьми и соответствием поведения нормам морали, то есть социальным контролем определяются как социальные эмоции, что подразумевает представленность других людей (в очной и заочной форме) в содержании этих эмоциональных явлений, предметом которых является скорее сам человек, но в связи с другими [1].

Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.

Развитие высших человеческих социальных эмоций происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Исследования А.Д. Кошелевой, Я.3. Неверович позволили обнаружить зависимость развития у детей дошкольного возраста социальных эмоций, положительного эмоционального отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества, симпатии к малышам от характера осуществляемой ими деятельности. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не по неведению и не по злой воле, а потому, что они не ориентированы на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Если деятельность организуется таким образом, что ее осуществление объективно требует кооперации и взаимопомощи, а достижение значимой цели, предполагает объединение усилий всех участников, то создаются благоприятные условия для возникновения общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между членами детской группы. При этом сохраняется актуальность поиска эффективных психологических условий, способствующих развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Игра-драматизация, по мнению А. Д. Кошелевой, является одним из видов творческих игр, наиболее эффективно способствующих развитию социальных эмоций [2].

Формирование социальных эмоций может успешно происходить при достаточном уровне социализации, так именно в этом возрасте ребенок должен общаться не только с родными и близкими для него людьми (родители, родственники), но и с доселе незнакомыми ему социальными элементами (ребята в детском саду, или ином, социальном кругу в котором ребенок еще не был). Именно социальные эмоции формируются под действием воспитания, а также влияют на приобретение большинства социальных ценностей, понятия социальных норм и социальных требований. Развитие социальных эмоций предполагает не только усвоение норм и требований социального общества, но, а также и выработку отношений ко всем полученным знаниям. Так если проще говорить, то появляется необходимость не только в том, чтобы понять все нормы, но, а также принять их и стараться наиболее точным образом следовать.

Таким образом, социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей. Эмоции являются непосредственными переживаниями, отражающие значимость действующих на ребёнка явлений и ситуаций.

Список литературы

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2008.

  2. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Психическое развитие ребенка. М., 2006.

  3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2006.

Просмотров работы: 794