ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СИБЛИНГОВ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СИБЛИНГОВ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема семейных взаимоотношений актуальна в современной психологии. Семья является сложной системой общение, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.

Семья включает в себя две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений.

В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок - родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. Поэтому семья, где есть братья и сестры, взаимодействие между детьми способствует развитию личности каждого из них.

Важностью характера общения в семье для формирования многих социально значимых качеств личности и гармоничности сферы общения, а также особой ролью эмоциональных связей с матерью (или заменяющим ее лицом) в становлении основ самосознания человека и его отношения к окружающему миру (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Дж. Боулби М. Кляйн, М. Малер, А. Фрейд и др.).

Уже более полувека привязанность служит ключевым понятием психологии развития, значение которого выходит далеко за рамки раннего возраста. Показано, что глубокая эмоциональная связь, возникающая в детстве между ребенком и близким взрослым в результате общения и тесного взаимодействия, оказывает мощное, разностороннее, долгосрочное и во многом непреходящее влияние на формирование целого ряда сторон его эмоционально-личностной и коммуникативной сфер.

Однако онтогенетическое значение привязанности на разных этапах психического развития и становления личности раскрыто еще далеко не полностью. Это целиком относится к такому важному сегменту системы значимых отношений, как взаимоотношения в семье между братьями и/или сестрами, т.е. сиблингами.

«Сиблингами» (англ. «siblings», – брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).

В свою очередь сиблинговые отношения тесно связаны не только с порядком рождения (Е. И. Карпунина, И.Е. Козлова, И.А. Корепанова, Н.В. Лукьянченко, А. Адлер, У. Тоумен, З. Фрейд), но и с родительским отношением в семье. Современные исследователи практически не затрагивают особенности общения старших дошкольников с братьями и сестрами.

Возникая в раннем детстве, сиблинговое общение, как правило, перерастают в весьма продолжительные по времени, глубокие и тесные узы, впрочем, нередко противоречивые и конкурентные. Уже в детстве они обычно получают весьма разную эмоционально-смысловую окраску и, развиваясь, с течением времени образуют сложное многообразиепсихологического общения между сиблингами. В этом процессе роль внутрисемейных отношений и, прежде всего, качественных особенностей привязанности сиблингов к матери (надежной либо ненадежной) является особенно важной.

Отношения с сиблингами в многодетных семьях являются наиболее важными для младших детей старшего дошкольного возраста, значимость этих отношений для средних детей – младших школьников и, особенно, для старших детей – подростков снижается.

Отношения с другом более значимы для старших детей, чем для средних и младших детей. А стремление средних детей к общению в группе сверстников может быть обусловлено семейной ситуацией, снижением активного взаимодействия с родителями.

Соперничество между детьми, характерное для детских отношений, в меньшей степени выражено у младших детей. Соперничество более проявляется ребенком по отношению к сиблингу, следующему за ним по порядку рождения. Социально-психологические, эмоционально-личностные характеристики и взаимосвязи между изучаемыми свойствами демонстрируют значимые сферы отношений для детей. Выявленные различия показателей межличностных отношений детей из однодетных и многодетных семей являются результатом взаимодействия факторов возраста, пола, размера семьи и очередности рождения детей, которые определенным образом обуславливают изучаемые психологические переменные.

На основании проведенного эксперимента были выделены три типа отношений между сиблингами: позитивные отношения, отсутствие эмоционального контакта и отношения соперничества.

При изображении своей семьи на рисунках братья и сестры дошкольного и младшего школьного возраста подсознательно выражают конфликтные отношения внутри семьи, разделяя членов семьи или отгораживая их предметами, людьми, пространством.

Дети изображают неадекватные по размерам фигуры себя или сиблингов. В меньшей степени изолируют братьев и сестер, заключая их в замкнутые пространства, не всегда их изображают на рисунке семьи, что свидетельствует о трудностях взаимодействия, наличии конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2011.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2011.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009.

Просмотров работы: 617