К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение особенностей формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой определяется тем значением, которое в современных условиях общественной жизни приобретает умение человека владеть своим речевым поведением. Возрастает общественная потребность в как можно раннем приобщении каждого члена социума к сложной практике сознательного речевого поведения.

В дошкольном возрасте у детей формируются определённые нормы речевого поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения.

Этими нормами дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их отношения с людьми. Правила, в силу своей конкретности, становятся доступными ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Усвоение моральных требований предполагает согласование интересов дошкольника с интересами других людей. Для того, чтобы стать регуляторами поведения, речевые правила должны быть приняты личностью, пережиты. Только при этом условии они способствуют развитию нравственных взаимоотношений. Дошкольный возраст является переходным от внешнего формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.

В исследованиях С.С. Бычковой говориться, что усваивая лексику речевого этикета лексику, ребенок присваивает часть речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той речевой среды, в которой он находится. Введение лексических формул этикета в общую систему речевого общения дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на нравственный мир ребенка, ведь общеизвестно, что слово образовывает душу [1,45].

Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение. Развитие речевого этикета определяется как процесс овладения нормами и правилами речевого поведения в различных ситуациях речевого общения, выражающееся в расширении круга формул речевого этикета в соответствии с разнообразными речевыми ситуациями.

Под обучением речевому этикету Л.Н. Павлова раскрывает процесс, направленный на формирование потребности в установлении положительных контактов, воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

В педагогической литературе предлагаются различные средства и методы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и художественное слово.

Н.В. Гавриш, Г.Я. Кудрина, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольнокова, О.С. Ушакова, Л.Г.Шадрина указывают в своих исследованиях на роль художественной литературы в процессе воспитания и обучения, они отмечают, что литература является средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, формирует оценки, нормы социального поведения.

В некоторых работах художественное слово рекомендуется использовать для формирования у детей понимания и осознанного отношения к правилам речевого этикета (Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.Н. Павлова и др.). Однако возможности и методика использования художественной литературы с этой целью в теории и практике раскрыты явно недостаточно.

Теоретический анализ литературы позволил выявить ряд противоречий: между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные ценности; умениями общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитым социальным и эмоциональным интеллектом, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, сформированной готовностью к совместной деятельности со сверстниками и недостаточной готовностью к решению этой задачи педагогами дошкольных образовательных учреждений [2,23]; между существующей расположенностью старшего дошкольного возраста к овладению речевой культурой и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;

Следовательно, проблема состоит в определении содержания и психолого-педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Бычкова С.С. Формированиеﺍ умеﺍния общеﺍния со свеﺍрстниками у старших дошкольников. М., 2013.

  2. Усачеﺍв А. А. Программа развития и обучеﺍния дошкольника. Этикеﺍт: еﺍсли вы собрались в гости: 5–7 леﺍт. М., 2002.

Просмотров работы: 418