МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛИНЕЙНОЙ СВАРКЕ ТРЕНИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЛИНЕЙНОЙ СВАРКЕ ТРЕНИЕМ

Гатиятуллин И.М. 1
1ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире интенсивно развивается авиационная промышленность, в частности изготовление газотурбинных двигателей нового поколения, отличающихся более улучшенными массово-техническими характеристиками и с применением таких технологий изготовления, которые позволяют достичь лучшего качества, увеличивающие ресурс двигателя. Одной из таких технологий является линейная сварка трением.

Линейная сварка трением (ЛСТ) является критической технологией, представляющей из себя, получение неразъемного соединения в результате нагрева поверхностей трением, вследствие возвратно-поступательного движения деталей относительно друг друга и приложением ковочного давления по окончанию процесса. ЛСТ относительно молодой процесс, требующий проведения исследований для выпуска готовой серийной продукции. Для успешного освоения процесса сварки и работы на специализированном оборудовании необходимо подготавливать специалистов, обладающих требуемыми компетенциями.

Обучение этой категории людей должно проводиться с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение». Согласно ФГОС ВО выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Общекультурные компетенции вырабатываются посредством изучения общих дисциплин, преподаваемых во всех специальностях, независимо техническое оно или нет. К основным таким дисциплинам относятся история России, философия, экономика, право, английский язык и физкультура. В течение освоения материала происходит формирование мировоззренческой и гражданской позиции бакалавра, становится возможным применение знаний в вопросах экономики и права, студент получает всестороннее развитие не только умственных, но и физических способностей. Для того чтобы успешно получить вышеприведенные компетенции, студент должен посещать лекции, семинарские и практические занятия. При помощи учебной нагрузки бакалавр получает навыки работы в команде, выступления перед публикой, проявление инициативы в работе, учит осуществлять подготовку к поставленному вопросу и формирование грамотного ответа на него, с возможностью отстаивания своей точки зрения. Общекультурные компетенции очень важны при дальнейшей работе на предприятии, так как будущий специалист получает необходимые знания, умения и навыки для успешной социальной адаптации на рабочем месте.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются с изучением непосредственно самой отрасли «Машиностроение» и конкретно специальности выпускника, в данном случае сварочное производство. Ниже приведены перечни данных компетенций.

Общепрофессиональные компетенции[1]:

  • умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1);

  • осознание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОПК-2);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОПК-3);

  • умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; умением применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении (ОПК-4);

  • способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5).

Так как область линейной сварки трением находится на стадии исследования, то целесообразно получить профессиональную компетенцию на научно-исследовательскую деятельность для развития и дальнейшего внедрения технологии сварки.

Научно-исследовательская деятельность[1]:

  • способностью к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-1);

  • умением обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-2);

  • способностью принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения (ПК-3);

  • способностью участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-4).

Для получения приведенных компетенций студент на базе знаний общих предметов должен глубоко изучить ответвления отрасли «Машиностроения» для понимания технологии производства изделия и непосредственно само сварочное производство. Также необходимы практические занятия и лабораторные работы, в ходе которых, студент находит применения полученных знаний в прикладном характере, максимально приближенных к производству. Важным этапом подготовки является самостоятельная работа над заданиями в виде расчетно-графической или курсовой работы, где бакалавр учится самостоятельно находить решения типовых и нестандартных задач, учится мыслить творчески.

После получения необходимых знаний, студенту нужно дать на исследование реальные задачи по линейной сварке трением, Такой этап называется научно-исследовательская работа студента (НИРС). Цели на НИРС должно выдавать предприятие, занимающееся производством продукции при помощи ЛСТ. В течение НИРС студент проводит эксперименты и моделирует реальные процессы ЛСТ, например определение составляющих энергетического баланса и напряженно-деформируемое состояние. В соответствии с целью исследования, бакалавр по окончанию НИРС получает результаты, которые описывает в статье и представляет в виде доклада на научной конференции.

Для полного понимания процесса ЛСТ, студентам необходимо организовывать экскурсии на предприятие с подробной демонстрацией и объяснением работы оборудования; технологией подготовки под сварку, сварки и операций после сварки; изготавливаемой продукции.

После окончания обучения по программе бакалавра направления «Машиностроение», человек будет способен непосредственно приступить к своим должностным обязанностям, в приведенном случае области линейной сварки трением.

Литература:

  1. ФГОС ВПО по направлению 150700 Машиностроение (квалификация (степень) бакалавр). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/15/20111115151302.pdf (Дата обращения: 15.12.2016)

  2. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика: учебник для вузов.– 3-е изд., доп. –М.: Машиностроение, 2013. – 640с.

  3. Медведев А.Ю., Никифоров Р.В., Супов А.В. Определение составляющих энергетического баланса при линейной сварке трением // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – № 1-2. – С. 78-82.

Просмотров работы: 457