К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Михайлюк Т.Е. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный подход к образованию по техническим направлениям закладывает в студента-технаря определенные умения аналитического и логического характера. Выпускник обладает развитыми аналитическими способностями, умением работать с технической информацией, развитым логическим и системным мышлением. Принято считать, что такой набор навыков и умений формирует специалиста, удовлетворяющего требованиям работодателя. Однако, как показывает практика, нередко возникают требования, связанные как с самим работодателем, так и со спецификой инженерно-технической специальности, которые заключаются в поиске аутентичных решений поставленных перед профессионалом задач. Поэтому, для его становления немаловажным является развитие не только конвергентной составляющей, но также и развитие креативного, творческого мышления, направленного на решение сложных технических задач. Это дает неоспоримое преимущество перед другими специалистами, напрямую влияющее на его компетентность.

Творческое мышление как особый вид интеллектуальной деятельности является совокупностью мыслительной деятельности, основывающейся на определенных правилах и конструкциях, обоснованных и логически связанных, с одной стороны, и мыслимых образов, ограниченных лишь воображением, и не имеющих смысла вне его. Такой симбиоз подобен многокритериальному поиску в бесконечном пространстве воображаемых конструкций, укладывающихся в рамки рационального отражения действительности [1].

Во время подготовки инженера-специалиста наблюдается попытка введения творческой составляющей в процесс обучения. Это проявляется прежде всего при выполнении курсовых работ, дипломного проектирования, во время подготовки к выступлениям на семинарах. Если рассмотреть набор заданий, выполняемых студентом на протяжении всего срока обучения, можно сделать вывод о том, что перед ним ставятся задачи закрытого типа, т. е. требующие поиска одного правильного решения. Несмотря на то, что процесс поиска решения таких задач может быть частично связан с его творческой деятельностью, не наблюдается тенденции закрепления приемов творческого мышления, т. к. отсутствует четкое понимание сути творческой составляющей в данном процессе. Творческий вектор в данном случае приобретает поверхностный, косвенный характер, что отражается в недопонимании самой природы творческого поиска. Как следствие, исключается осознанное оперирование его методами, что приводит к неэффективному использованию возможностей по активизации продуктивного мышления. Вместе с тем, в силу доминирования индивидуального подхода к решению поставленных задач, молодой инженер сталкивается с трудностями коллективного взаимодействия при поиске нетривиальных решений сложных технических замыслов. Это напрямую влияет на темп его адаптации в коллективе, эффективность поиска оригинальных идей, продвижение по карьерной лестнице. Как следствие, выпускник вуза имеет ограниченный набор приемов для решения задач, не относящихся к стандартным. Этот субъект становится либо несамостоятельным, требующим четких установок руководства, либо отличающимся ригидностью применяемых методов.

Процесс формирования компетенции специалиста начинается еще в школьном возрасте. В соответствии с требованиями образования ученик старших классов обязан сдавать экзамены в тестовой форме. Таким образом, процесс обучения сводится не к развитию способностей выпускника, а формированию шаблонного мышления, что в значительной степени ограничивает не только развитие дивергентного, творческого начала, но так же и конвергентного мышления, используя репродуктивное, ведь для выполнения теста достаточно запомнить соответствующие «образы» заданий и их решений. В дальнейшем, соответствующие методы мышления находят применение в студенческие годы, оказывая негативное влияние на успеваемость и становление компетентного специалиста.

Источником продуктивного мышления можно считать наличие творческих и научных кружков и секций в школьный период индивида, а также НИРС в студенческие годы. Действительно, они благотворно влияют на формирование синергетического взаимодействия познавательно-исследовательской, мыслительной и творческой деятельности. Однако статистика показывает низкую заинтересованность и готовность самих респондентов к такой деятельности [2, 3]. На первый взгляд, очевидным является отсутствие возможности принудительного формирования творческой мысли учащегося, но вместе с тем исследования показывают, что умение профессионально-творчески мыслить достижимо, и его необходимо развивать [4]. Владение теоретическими основами природы творчества позволяет прочувствовать механизмы его взаимодействия с объектами профессиональной деятельности выпускника и приобрести новое видение технических задач, как объектов не только интеллектуальной, но в большей степени творческой деятельности, требующей максимального погружения в суть проблемы и, вместе с тем, переживание инсайта [5].

Так же необходимо отметить, что формирование творческого мышления, как осознанный выбор учащегося, способствует более полному отождествлению его с будущей профессией и выбору им стратегии профессионального развития. Такой студент умеет выделять противоречия, выявлять проблемы, решать задачи нетрадиционными методами и создавать качественно новое для себя и других [6].

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к заключению, что существующие проблемы формирования гармонично развитой, цельной личности специалиста имеют фундаментальное значение для профессиональной компетентности субъекта и оказывают влияние на все сферы его деятельности.

Список литературы

  1. Верченко И.А. К вопросу о творческом мышлении студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5(1). С. 64-68.

  2. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4(16). С. 65-71.

  3. Тимофеева Е.М., Тимофеева А.С. Влияние научно-исследовательской работы студентов на качество образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11(1). С. 30-31.

  4. Бегидова С.Н., Липилина Е.Ю. Творческий потенциал личности будущего инженера. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1.

  5. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2.

  6. Нейфельд Е.В. К изучению проблем формирования творческого мышления студентов // Гаудеамус. 2005. № 7(1). С. 141-147.

Просмотров работы: 369