САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Муслимов Т.З. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние нашей действительности требует от выпускников вузов способности вовремя ориентироваться в различных областях своей профессиональной деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. Образование должно быть нацелено на умение решать практические задачи в сочетании с фундаментальным знанием, позволяющем понимать глубинные причины являющихся причиной изменений процессов. На сегодняшний день существует недостаток требований к уровню способностей выпускников технических вузов улучшать свой уровень знаний с помощью самообразования в процессе их научно-инженерной деятельности. В связи с этим как нельзя кстати приходятся слова В.И. Загвязинского о том, что самостоятельная работа студентов «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» [1] в современном быстро трансформирующемся мире.

Важно обучить студентов не простому запоминанию категорий, понятий предметной области и шаблонным алгоритмам решения задач, а пониманию природы встречаемых явлений, внутренней логики их функционирования. В конечном итоге для учащихся должно стать привычным избегать шаблонного, формального подхода к изучению материала, и наоборот задаваться вопросами об ограниченности предлагаемых интерпретаций и границах их применимости.

Конечно, следует учитывать поэтапность перехода самостоятельной работы «от простого к сложному». Если на младших курсах при освоении базовых дисциплин главное внимание должно уделяться решению стандартных задач, призванных помочь в понимании теоретического материала, то на старших – приходит время для решения нестандартных проблем, а также их постановки при выполнении дипломных работ.

Важно отметить, что по новому федеральному образовательному стандарту самостоятельная работа перестает быть вспомогательной по отношению к аудиторным занятиям и становится основополагающим элементом учебного процесса. Подлежит изменению и роль преподавателя: теперь главное – не только передать знания студентам, но и предложить методику организации познавательной деятельности [2].

Опыт показывает, что у большинства студентов эффективное выполнение самостоятельной работы вызывает многочисленные затруднения. Одним из главных условий успешного усвоения материала является систематичность и распределение учебных нагрузок во времени. То же касается и самостоятельной работы. Отсутствие таких навыков ведет к постоянному откладыванию выполнения задач, в результате чего результативность сводится к нулю и приводит к хорошо знакомой практике подготовки к экзамену в последние дни перед ним. Одним из путей решения данной проблемы является организация промежуточного контроля: например, перед каждым семинаром могут выдаваться некоторые задания для самостоятельного решения с последующим разбором их преподавателем. Это позволит не только улучшить понимание текущего материала, но и может помочь приучить студентов к подготовке перед каждым следующим практическим занятием, что в конечном итоге ведет к построению целостной картины изучаемой теории.

Принимая во внимание многообразие форм самостоятельной работы, можно обратить внимание на её индивидуальный характер, ведь каждый студент зачастую подбирает необходимую литературу (как и возможные методы, способы решения проблем) в соответствии со своими нуждами и личными предпочтениями. Вследствие такого гибкого характера осуществления подобной работы повышается ответственное отношение учащихся к результатам своей деятельности.

В статьях по данной тематике выделяется два типа самостоятельной работы: та, что выполняется под руководством преподавателя и та, что полностью осуществляется самими учащимися. Представляется целесообразным стремиться к такой организации учебного процесса, при которой идет естественный процесс перехода от первого типа ко второму. Это может обеспечить бегство от шаблонных, механических действий и достижение раскрытия творческого потенциала студентов.

Помимо углубления профессиональных знаний методики самостоятельной работы призваны развивать личностные качества учащихся, такие как инициативность, ответственность, целеустремленность.

Одним из условий успешной реализации вышеназванной работы является создание достаточной мотивации у студентов. В связи с этим может быть предложено несколько подходов, основой для которых будет служить мотивация к дальнейшей успешной профессиональной деятельности студента как выпускника вуза. Например, осознание полезности выполняемой учебной работы, в частности того, что она может быть в дальнейшем использована во время практических занятий, в методических пособиях или даже научных статьях, может существенно улучшить качество обучения. Также, уже на младших курсах преподаватель должен показать, каким образом получаемые знания могут применяться на старших курсах при выполнении дипломной работы. Другой путь – привлечение студентов к творческой научно-исследовательской, методической или конструкторской работе, непосредственно выполняемой в лабораториях или на кафедрах университета. Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях также может послужить достижению цели. Что касается методов оценки результатов, то видится эффективным применение рейтинговой системы, которая в перспективе вызовет склонность к состязательности, что само по себе будет положительным фактором в повышении успеваемости и качества знаний. Конечно, нельзя забывать о поощрениях за успешную учёбу, таких как различные стипендии, премирование и дополнительные баллы в рейтинге.

Заслуживает отдельного упоминания такой мотивационный фактор, как личность преподавателя, который может быть примером успешного профессионала и творческой личности для студента. Преподаватель в свою очередь должен способствовать раскрытию творческих способностей и самоактуализации личностей учащихся.

Литература:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация – М : Академия, 2001.– 192 с.

  2. Шевчук В.Ф., Герасимова Н.О. Самостоятельная работа студентов в техническом вузе // Вестник МГАУ им. В.П. Горячкина. – 2010. – №3 – с.38-41.

Просмотров работы: 482