ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ

Якупов А.М. 1, Якупова Г.Ф. 1
1УГАТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир очень динамичен и быстро развивается. В нем постоянно происходят какие-то изменения во всех сферах жизни. Эти изменения затрагивают и педагогический процесс, и участников педагогического процесса. И на данный момент педагогика находится на этапе называемой «инновационном-технологической». В инновационно-технологическом этапе предполагается, что педагогом является педагог –новатор, который способен внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии и принципы организации учебных занятий, тем самым обновляя педагогический процесс. Обновление педагогического процесса позволит внедрить в учебный процесс современные научные достижения, теория, идеи. И на данном этапе развития педагогики, в том числе и в ВУЗе, жизненно необходимым для дальнейшего развития сферы образования и науки является обновление образовательного процесса.

На данный момент вузы реализуют компетентностную модель обучения студентов, предполагающую формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков», недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) компетенция зафиксирована как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а результаты обучения – как «усвоенные знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». При таких формулировках, которые в принципе являются ключом к пониманию сущности компетенции и результатов обучения, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данным определениям от выпускника-специалиста требуется для успешной деятельности быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств и не более того.

Исходя из этого, понятие «компетенции», а также «компетентности» могут быть сформулированы следующим образом:

-компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;

компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций[1].

Исходя из определения компетенций, задачей формирования компетенций является умение учиться в течение всей жизни, умение учиться самостоятельно. Главная цель вузов- это помощь студентам в приобретении компетенций, которые будут полезны в условиях изменяющегося рынка труда и изменения мира в общем, которые позволят студенту в будущем учиться самостоятельно и помогут соответствовать современным требованиям жизни, быть мобильными и гибкими[2].

И радикальной перестройкой работы вузов становится смена парадигмы учебного процесса с его установкой на организацию эффективной самостоятельной работы студентов, в процессе которой формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность.

Под познавательной активностью понимают стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составной успешности воспитания.[3]

Под познавательной самостоятельностью понимается способность студента к самостоятельной работе и освоению материала.

Для формирования познавательной самостоятельности и активности согласно теории активизации учения Т.И. Шамовой, теории оптимизации обучения Ю.К.Бабанского, теории содержательного общения В.В. Давыдова и др. необходимо три составляющие :

  • Мотивационный компонент (осознанное побуждение к позновательской деятельности)

  • Содержательно- операционный (владение студентов ведущих знаний и способов обучения)

  • Волевой( волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

И в современном обучении роль преподавателя состоит в пробуждении в студентах познавательных инициатив. Средствами служащими для активизации эти побуждений служат: различные учебные содержания, методы и приемы обучения, формы организации обучения.

Разнообразие форм и методов эффективной самостоятельной работы студентов осуществляется на основе следующих методов и технологий: интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг, учебный форум, эссе, коллоквиум, метод кейсов, ТРИЗ, реферат, резюме, коучинг, ролевые игры, мозговой штурм и др.

Таким образом, основной целью преподавателя является в пробуждении и в мотивации позновательской деятельности с использованием различным методов и технологий, указанных выше. При этом к способу оптимизации преподавательской деятельности относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных приемов и способов обучения. И активные образовательные технологии стимулируют конструктивное мышление- студенты становятся активными участниками учебного процесса и самостоятельно конструируют знания. Это позволит студентам и в будущем быть активными и самостоятельными.

Литература:

  1. Окуловский О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 499-500

  2. Николаева Л.В. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в современном Вузе// Pedagogical Sciences, №11, 2013.

  3. Николаева Л.В. Развитие теории и практики педагогики педагогической и психологической педагогии в условиях обновления системы образования // The collection of materials of the international scientific conference, S.Peterburg.

Просмотров работы: 413