РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Мельникова М.Л. 1
1МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие творческого воображения младших школьников является одной из актуальных проблем на современном этапе. В процессе учебной деятельности учащиеся получают описательные сведения, которые требуют постоянного воссоздания образов, помогающих понять учебный материал, поэтому наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль играет творческое воображение. Развитие творческого воображения младших школьников способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, самосовершенствования и саморазвития личности.

Проблемой развития творческого воображения младших школьников занимались многие ученые Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, Л. С. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.

Воображение (фантазия) (англ. imagination) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Процесс воображения характерен только для человека и соответствует действительности. Воображение может быть четырех основных видов: активное; пассивное; продуктивное; репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, при его использовании, человек по собственному желанию, воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивному воображению характерно то, что в нем действительность сознательно создается человеком, а не просто механически копируется, но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Творчествоэтосоздание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творческое воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.

По мнению Л. С. Выготского творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Именно в раннем возрасте мы замечаем у детей творческие процессы, которые выражаются в играх.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, то есть оно постепенно становится произвольным. Младший школьный возраст – это такой период, когда дети переживают важный момент, начало обучения в школе, им всё интересно, они тянутся к знаниям, открывают для себя всегда что-то новое и неизвестное. Основным видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, включаясь в данный вид деятельности, у детей развиваются различные психические познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и речь, ощущение, восприятие, воображение.

Перед учителями стоит одна из важных задач развитие творческого воображения младших школьников, навыков творческой деятельности, создание новых образов и идей. Существует различные методы и приемы развития творческого воображения у учащихся. Например, в игре развиваются все необходимые ребенку для дальнейшей жизни качества, от которых, зачастую, зависит его судьба, умение общаться с другими людьми, строить отношения с самим собой, со сверстниками, взрослыми и др., достигать успехов в учебе.

Как показал анализ литературы по данной проблеме, без достаточно развитого воображения не может хорошо проходить учебная деятельность. Заучивая стих, ребенок мысленно представляет то, о чем пишет автор, на уроках окружающего мира, школьники представляют картины незнакомых ему стран. Они никогда не видели океана, извержение вулкана, не были в космосе, но обо всём этом он может иметь представление, благодаря своему творческому воображению.

Для развития у младших школьников творческого воображения, можно предложить учащимся придумать сказку, по предложенному сюжету, дополнить картину отсутствующими объектами, нарисовать рисунок по прочитанному рассказу и др., чем больше педагог будет давать заданий на развитие творческого воображения, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Продуктивным считается метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывающего для себя новые знания.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:

  • подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и др.);

  • вынашивание замысла (в изобразительной деятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает материалы и др.);

  • реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);

  • представление результата «зрителю» (например, выставка работ), данный этап для детей имеет особое значение.

В младшем школьном возрасте воображение, согласно предложенной Л. С. Выготским периодизации психического развития, является центральным психологическим новообразованием. Как отмечал Л. С. Выготский «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению!»[1].

Развитие воображения младших школьников происходит поэтапно, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения учебного материала к творческому самовыражению.

Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников является одной из основных педагогических задач, от уровня его развития во многом зависит успешность в освоении учащимися школьной программы.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  2. Маклаков, А. Г. Общая психология: Уч. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.

  3. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : АСТ, СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 868 с.

Просмотров работы: 1607