СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вдовцева Ю.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у младших школьников уважительного отношения происходит с учетом его возрастных, природных и индивидуальных особенностей. Выделяют следующие возрастные особенности младшего школьного возраста при формировании уважительного отношения к взрослым. У детей наблюдается готовность следовать нравственным нормам поведения. В то же время младший школьник легко поддается как хорошему, так и плохому влиянию [1, с. 35]. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Младших школьников недостаточная осознанность нравственных действий, относительная несамостоятельность нравственного поступка. Ребенок ориентирован в своих нравственных действиях на последствия поступка (наказание или поощрение). Дети рассматривают нравственность как что-то внешнее по отношению к ним [2, с. 28].

Младший школьник в своих действиях опирается на авторитет родителей, учителей, старших школьников. При этом наблюдается произвольное положительное поведение ребенка. Эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным. Необходимо развивать творческое мышление ребенка, его коммуникативные навыки.

Учитывая то, что младший школьный возраст – это период перестройки всей системы отношений ребенка с окружающей средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов активности, становления морального сознания и самосознания, формирование моральной самооценки. И. Бех утверждает, что именно в этом возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Рефлексия определяется как осознание того, как воспринимаются партнеры в общении. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии собственного поведения. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. В построении стратегии взаимодействия каждому необходимо брать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки [3, с. 63].

Анализ литературы по данной проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что формирование уважительного отношения к взрослым тесно связано с нравственными качествами личности ребенка: общения с близкими, умения жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Формирование у младших школьников уважительного отношения к взрослым является целенаправленным процессом, который предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической деятельности. Данный процесс строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого происходит формирование и развитие устойчивых нравственных свойств личности.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется отношения учащегося, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты [4, с. 42].

И.Н. Сальная отмечает, что педагог должен владеть некоторыми приемами удержания внимания учеников, методами интересной подачи материала, а также способами необычно организовать ход урока.

Во-первых, сам учитель должен одинаково принимать каждое мнение ребенка, даже если он считает, что ученик не прав. Учитель является примером для своего класса, поэтому, если он решил указать ученику на ошибку, он обязательно должен корректно объяснить ребенку, почему тот не прав и предложить свое видение ситуации. Во-вторых, учитель на классных часах может устраивать коллективные обсуждения на различные темы. Это могут быть ситуации из сказок, мультфильмов или вымышленные ситуации, сравнение каких-либо предметов и т.д. На таких обсуждениях дети не только будут учиться слушать и уважать чужое мнение, но еще и аргументировать свою позицию. В-третьих, помимо уважения к мнению сверстников, школьники должны еще уважать мнение взрослых, в особенности своих родителей. Для формирования взаимодействия между ребенком и его родителями, учитель может также организовывать классные часы и различные внеклассные мероприятия, вовлекая в их организацию и проведение всю семью [5, с. 16].

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. С.М. Ершова предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к поступкам своих товарищей, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [6, с. 53].

Формирование уважительного отношения к взрослым не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает М. Г. Яновская. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию [7, с. 25].

Результат формирования уважительного отношения к взрослым проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает А. Шемшурина. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой [8, с. 64].

Е.Б. Евладова отмечает, что задача учителей находить в содержании предметов примеры для уточнения нравственных понятий (добро, честь, долг, совесть, справедливость и т.д.) и дляформирования у младших школьников уважение к представителям разных народов, их обычаям, традициям, культурным ценностям. Педагог рассматривает эффективную форму деятельности формирования у младших школьников уважительного отношения к взрослым – беседу. В беседах-пояснениях, беседах-рассуждениях (дискуссиях), круговых беседах, основанных на диалоге, рассматриваемое понятие закрепляется в серии вопросов и заданий. Учащимся предоставляется возможность обосновать и защитить свою точку зрения. Такая форма работы учит толерантному отношению к чужому мнению, подводит учащихся к самостоятельному формулированию нравственных правил. Другой эффективной формой работы является использование сказочного жанра – самого привлекательного для младших школьников. Можно использовать следующие виды работы со сказками: прерванное чтение; иллюстрирование отрывков, демонстрирующих реализацию или нарушение того или иного права; викторины; составление и решение кроссвордов; объединение сказок в группы; инсценирование; беседы-рассуждения на основе сказочных сюжетов и др. Использование сказок позволяет повысить интерес учащихся к информации и обеспечивает практическое закрепление полученных знаний [9, с. 55].

Говоря о формировании навыков поведения и опыта нравственных поступков, нельзя не сказать о возникающих на уроках ситуациях, когда учащиеся нарушают дисциплину или, наоборот, проявляют свои лучшие качества, помогают учителю и друг другу. Педагог должен показывать свое отрицательное отношение к нарушениям дисциплины и принимать необходимые меры, показывать младшим школьникам способы разрешения конфликтов, учить их договариваться друг с другом, а также поощрять правомерное поведение учащихся.

Посещение выставок, музеев, спектаклей, участие в акциях и социальных проектах, экскурсиях по историческим и памятным местам, конкурсах и фестивалях далеко не полный перечень внешкольных мероприятий, на которых младшие школьники получают опыт применения знаний в конкретных ситуациях. Работа в общественных объединениях, посещение кружков, секций, участие в самоуправлении, художественной самодеятельности, походах особенно ценны для формирования у младших школьников опыта уважительного отношения к взрослым.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС НОО, говорится о «нравственном примере педагога». В документе указывается, что «в педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя». Высокий профессионализм педагога должен быть умножен профессионально-значимыми качествами его личности. Для формирования у младших школьников уважительного отношения к взрослым это особенно важно. Необходимо, чтобы неотъемлемыми качествами самого учителя были гуманистическая направленность личности, ответственность, справедливость, гражданственность, патриотизм, коммуникативность, социальная перцепция, позволяющая услышать, понять и принять ребенка таким, какой он есть. При этом нравственные качества педагога станут жизненными ориентирами учащихся в построении взаимоотношений друг с другом, со взрослыми, с миром.

Таким образом, анализ опыта учителей начальных классов показал, что для формирования у младших школьников уважительного отношения к взрослым используют интеллектуальные, положительные эмоциональные, практически-действенные средства, межпредметные связи, социальную и профессиональную позицию педагога. Применяя определенные формы, методы педагогической работы, формируют у младших школьников отношение к себе (честность), к другим (уважение, отзывчивость), к труду взрослых (ответственность).

Литература

  1. Зосимовский, А. В. Возрастные особенности нравственного развития детей / А. В. Зосимовский. – М., 2013. – 110 с.

  2. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимова // Классный руководитель. – 2011. – № 6. – С. 25 - 29.

  3. Бех, И.Д. Духовно-ценностное переживание учебного материала: сущность и воспитательная роль / И.Д. Бех // Педагогика и психология. – 2013. – № 1 (78). – С. 63-66.

  4. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ / А. А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2009. – 156 с.

  5. Сальная, И.В. Воспитание толерантности у младших школьников / И.В. Сальная // Современная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 15-19.

  6. Ершова, С.М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностные отношения» / С.М. Ершова //Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С .52 – 59.

  7. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З. Н. Васильева. - М.: Просвещение, 2012. – 154 с.

  8. Шемшурина, А. Основы этической культуры школьников / А. Шемшурина // Начальная школа плюс. До и После. – 2014. – № 6 – С. 64 - 65.

  9. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 55-68.

Просмотров работы: 1340