ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

Дмитриенко А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе своего развития и познания окружающего мира, человек прибегает к использованию системы внутренних средств: образов, понятий, представлений, среди которых неотъемлемую роль играет «Я-концепция», т.е. представления человека о самом себе.

Основы «Я-концепции» закладываются ещё в младшем школьном возрасте, однако некоторые используемые для её формирования приёмы и подходы, недостаточно теоретически и практически разработаны, что и доказывает актуальность выбранной темы.

О формировании «Я-концепции» неоднократно говорили многие учёные прошлого и настоящего: У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова, А. Менегетти, Л.С. Выготский, Б. П. Вышеславцев, А. А. Потебня, В. И. Слободчиков,

И В. Егоров отмечает, что «Я-концепция» - это система представлений человека о себе, которая включает три составляющих. Первая составляющая–это слова, к которым мы прибегаем для описания своего характера, качеств личности. Например «общительный», «доброжелательный», «терпеливый». Часто эту составляющую называют образ «Я». Вторая составляющая – эмоциональная оценка того представления, которое мы имеем о себе. Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [1].

Младший школьный возраст это один из начальных, но в то же время решающих этапов в плане формирования и развития «Я-концепции» человека. В младшем школьном возрасте у ребёнка формируются основные познавательные процессы, а так же появляются новообразования, такие как рефлексия и интроспекция, которые в свою очередь приводят к тому, что у ребёнка меняется взгляд на себя, своих сверстников и на окружающий мир в целом. В формировании «Я-концепции» младшего школьника в процессе обучения главенствующую роль занимает оценка результатов учебной деятельности. Вся система оценочных отношений к себе и другим людям складывается именно от осознания ребёнком собственных успехов и достижений и способностей в том или ином виде деятельности. Можно сделать вывод о том, что оценка учебной деятельности является источником для возникновения адекватной или неадекватной самооценки. Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть формирование у младших школьников положительной «Я-концепции». Показателями положительной «Я-концепции» личности являются: проявление интереса, оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверенность в себе, принятие на себя той или иной ответственности. Один из приемов формирования положительной «Я-концепции» является создание ситуации успеха. Как утверждал А. С. Белкин «с психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворении от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности совпал с её ожиданиями, надеждами либо превзошёл их» [2]. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [3].

На основании этого состояние имеет место быть формирование устойчивых чувств удовлетворения, формирование новых более сильных мотивов деятельности, возникновение желания сделать ещё что-то, смена уровня самооценки, самоуважения. Ребёнок приобретает чувство собственного достоинства, понимает, что он стоит чего-то, как человек и тем самым закрепляет ценностное отношение к себе. Ценя себя как человека, способного созидать, ребёнок может быть замотивирован на любую деятельность, в том числе учебную. Если успех устойчив и постоянен, высвобождаются огромные скрытые до поры потенциал личности. Примером способа создания ситуации успеха будет являться создание доброжелательной обстановки. Улыбки, ожидание действий, интерес в глазах, движения одноклассников и учителя – все это снимает психическое напряжение. Учитель может подбодрить ученика словами: «Нам это важно…», «Ты всё знаешь…», «Ты обязательно справишься». Ребёнок ощущает защищённость, если чувствует радость окружающих в случае успеха, огорчение и поддержку при неудаче [4].

Ещё одним приёмом является так называется метод «Мозаика» (Э. Аронсон; Р. Славин, 1980, 1985; В.В.Андриевская, 1985). В основе этого метода лежит работа в группах, учащиеся с разной самооценкой делятся на группы по 3-4 человек, затем заранее подготовленные темы учебного предмета разбиваются на 3-4 части, в зависимости от количества человек в группе. Каждый ученик становится знатоком в своей части, затем все знатоки по определённой теме собираются вместе и обсуждают её, а потом расходятся по своим группам и обучают товарищей. У каждого члена группы образно говоря «кусочек мозаики».

Таким образом, неуверенные и стеснительные ученики могут высказаться по своей теме, сообщить своим сверстникам нечто важное, обретая при этом уверенность в своих силах, а значит, их самооценка становится положительной и всё больше закрепляется в данной позиции.

Не мало важную роль в формировании у младшего школьника «Я-концепции» играет отношение учителя к учащимся. А.К. Колеченко [5] выделил ряд правил, которые должен соблюдать педагог в процессе обучения:

- подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», опираясь на лучшее, что в нем есть, верить в возможности;

- поддерживать положительные черты ребёнка;

- ни в коем случае не сравнивать детей между собой, рекомендуется сравнивать ребёнка только с самим собой;

- способствовать развитию у детей творческих способностей;

- дать каждому ребёнку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений;

- дать понять ребёнку, что в нём нуждаются;

- стимулировать и поощрять проявления самостоятельности и творчества.

Формирование положительной Я-концепции» это долгий и кропотливый процесс, требующий немалых усилий. Конечно же, учитель не может в полной мере контролировать формирование «Я-концепции» учащегося, так как в этом процессе не участвует не только учитель и сам ребёнок, а ещё его семья и ближайшее окружение.

Литература:

  1. Егоров, И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста И.В. Егоров // Начальная школа. – 2002. – №3. – C. 17-19.

  2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 169 c.

  3. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азаров. – М.: Политиздат, 1989. – 335 c.

  4. Володина, Т.В. Пути формирования положительной «Я-концепции» у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Режим доступа : nsportal.ru/...shkola/.../2013/.../statya-puti-formirovaniya-polozhitelnoy-ya-kontseptsi

  5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб: КАРО, 2002. – 368 с.

Просмотров работы: 1180