Не случайно психологи всего мира очень заинтересованы в изучение типа личности Д. Тип Д — это когда одновременно есть и депрессия, и социальные проблемы (из разряда одиночества, социальной тревожности, отсутствия социальных навыков и обязательно — способность выражать свои эмоции при общении).
Серьезно повышается:— риск ранней смерти— ССЗ и сердечных проблем именно после инфаркта— более плохим ответом на лечение ССЗ медикаментами — риск внезапной смерти»
В последнее время выделен тип личности Д , характеризующийся сочетанием таких черт личности, как "негативное реагирование " и "социальное подавление" . Под негативным реагированием понимают повышенную склонность испытывать отрицательные эмоции - такие как беспокойство , печаль, тревога и др . Социальное подавление ассоциируется со склонностью сдерживать выражение эмоций, скрытностью и низкой самооценкой. В настоящее время показано , что наличие типа Д неблагоприятно влияет как на качество жизни , так и на прогноз кардиологических больных.
Цель
Изучить распространенность типа личности Д у студентов медицинского университета 1ого курса.
Задачи исследования
1.Изучить дистрессорный тип личности 2. Провести анкетирование среди студентов 1 курса медицинского университета 3. Выявить студентов с дистрессорным типом личности Д4. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Объекты исследования
Студенты 1 курса медицинского университета
Методы работы:
- теоретический анализ литературных источников;
- анкетирование;
- статистический анализ
I. Основная часть
1.1. Понятие личности и ее структура.Что такое личность?
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.
В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.
В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека "забывчивость" является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но "раздражительность" характерна лишь для некоторых людей.
1.2.Характеристика типа личности «Д»
Профессор клинической психологии Йохан Деноллет из голландского университета в Тилбурге разработал теорию, которая гласит, что в постиндустриальном обществе появился принципиально новый психологический тип человека. Это вам не ипохондрики или экстраверты, а люди «Д». Вред от них — колоссальный, именно они портят жизнь окружающим. Но и себе тоже, отчего раньше умирают. Кто они? Если вас все вокруг бесит и раздражает, то это вы человек «Д». Так называемый дистрессорный тип. Вы настолько недовольны всем вокруг, что, когда начинает колоть сердце, к врачу не пойдете, потому что недовольны работой всех клиник. В итоге — инфаркт. Исследования профессора Деноллета показывают, что примерно каждый пятый ныне живущий на Земле принадлежит к компании людей «Д». Около пятнадцати лет назад профессор подметил такую вещь: пациенты кардиологического отделения университетской клиники в Тилбурге ведут себя после инфаркта по-разному. Одни сохраняют оптимизм, шутят с врачом, с энтузиазмом включаются в реабилитацию и быстро поправляются, а другие замыкаются в себе, избегают каких бы то ни было восстановительных мероприятий. Многие из таких пациентов вскоре после операции на сердце вновь оказывались на больничной койке в еще более тяжелом состоянии. Профессор решил описать тип человека, переживающего преимущественно негативные эмоции — тревожность, раздражение, мрачность, враждебность, гнев. Такие люди крайне неохотно делятся своими чувствами с окружающими и копят недовольство в себе. Если к этому добавить профессиональные амбиции, неумение правильно оценить неудачи и извлечь позитивный урок из негативного опыта, то можно представить, насколько высок уровень стресса в жизни таких людей. То, что для общительного человека пустяковое дело, для людей «Д» может превратиться в неразрешимую проблему. «Всех нас волнует, как нас воспринимают окружающие, найдут ли наши действия одобрение или будут раскритикованы, — это чуть ли не главный источник стресса в повседневной жизни. И если функциональный способ управления стрессом не найден, физическое и психическое здоровье людей с повышенной тревожностью находится под большой угрозой», — говорит Йохан Деноллет. У людей «Д», как показали многолетние исследования, в крови выше уровень кортизола — гормона стресса, им труднее расслабляться и переключаться. Этот гормон, в частности, вызывает повышение артериального давления и ускоряет частоту сердечных сокращений. Мозг людей «Д» больше фиксируется на сигналах тревоги, чем на удовольствиях.
1.3. Дистрессорный тип личности у студентов
Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих характеристик. Степень влияния стрессоров на организм человека может быть самой различной: от легкого возбуждения до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса влияют на все компоненты личности. Существует большое количество подтверждений тому, что учебный стресс - неотъемлемая часть студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Для современного студента-медика, как и для любого человека, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни. Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие факторы: - недостаток сна; - несданные вовремя работы; - невыполненные или выполненные неправильно задания; - большое количество пропусков; - отсутствие на нужный момент работы по дисциплине; - недостаточно полные знания по дисциплине; - плохая успеваемость по определенной дисциплине; - отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе; - увеличение учебной нагрузки; - конфликтные ситуации; - плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.); - личностные особенности. Итак, учебный стресс - это абсолютно нормальная реакция организма, связанная с повседневной жизнью каждого студента, составная часть образа жизни. От самого студента зависит, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии, каковы будут проявления учебного стресса.
1.4.Поведенческий тип личности Д при сердечно-сосудистых заболеваниях
Психосоциальный стресс признан одним из факторов риска развития сердечно-сосудистой патологии. К хроническим психологическим факторам риска в последнее время стали относить тип личности Д (дистрессорный), включающий негативную возбудимость (тенденцию испытывать отрицательные эмоции) и социальное ингибирование (подавление эмоций и поведенческих реакций при социальных взаимодействиях). В обзоре представлены сведения, что тип личности Д связан с увеличенным числом осложнений и повышенной летальностью у больных ишемической болезнью сердца, инфарктом миокарда, с хронической сердечной недостаточностью, атеросклерозом периферических артерий. Тип личности Д также связан с увеличенным риском снижения качества жизни и выглядит менее благоприятным для получения эффекта от медикаментозных и инвазивных вмешательств. Накопленные доказательства указывают на целесообразность использования личностного подхода для выявления пациентов с риском развития кардиальных осложнений, обусловленных стрессом.
Сам факт наличия типа личности Д среди четверти больных в общей популяции делает тип Д распространенной и значимой проблемой для здоровья. По сравнению с другими классическими кардио-васкулярными факторами риска, встречаемость типа личности Д носит промежуточный характер, его распространенность такая же , как частота ожирения и гиперхолестеринемии. В то же время , отмечается, что наличие типа личности Д в минимальной степени ассоцииоровано с классическими кардио - васкулярными факторами риска , свидетельствуя о том , что этот тип является маркером риска сам по себе. Очевидно , что другие механизмы , отличные от влияния типа Д на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний , делают тип Д показателем повышенного риска. Так, показано ,что лица с наличием типа Д менее склоны к физическим упражнениям и здоровому питанию, не готовы заботиться о своем здоровье , более склонны к табакокурению. В производственных условиях лица с наличием типа Д чаще испытывают проблемы , такие как дисбаланс усилий и вознаграждения , сверхконкурентность , ощущение неблагоприятных условий труда, существенные трения во взаимодействии с начальством и сослуживцами
II. Практическая часть
2.1.Материалы и методы исследования
Проведено обследование 41 студента-медика первого курса Тюменского государственного медицинского университета ( 10 мужского пола и 31 женского пола, средний возраст 18 лет). Все обследуемые давали согласие на участие в исследовании. Все исследования проводили с соблюдением этических стандартов Тюменского государственного медицинского университета. Всех обследованных разделили на две группы: с наличием типа Д (n=21) и без типа личности Д (n=61). В этих группах были проанализированы возраст и половая принадлежность.
2.2.Результаты
По данным опросника DS-14, было выявлено из 41 студента - медика (10 мужского пола и 31 женского пола) с наличием типа "Д" ( n=9) и без типа личности "Д" (n= 32). Тип личности "Д" выявлен у 9 обследуемых , что составило 21,9 %.Выявлен у 3 из 10 студентов и у 5 из 31 студенток. Уровень депрессии был выше в группе с типом личности Д , по сравнению с группой без типа Д.
Заключение
Проявления психологического дистресса встречаются среди 21,9 % студентов первого курса ТюмГМУ . На выявления ориентации на негативные эмоции и коммуникабельность не оказывали влияние возраст , пол и уровень здоровья обследованных. Наличие типа Д среди здоровых студентов связано с высоким уровнем личностной и ситуационной тревожности и выраженной депрессией , чем у студентов без наличия типа личности "Д".
Список литературы
Глазычев.О.С. Психосоматическое здоровье студентов- медиков : возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий
Новгородская И.В. Учебный стресс у студентов- медиков : причины и проявления. 2015
Сумин А.Н. Стрессорные изменения гемодинамики при типе личности Д у здоровых лиц молодого возраста
Сумин А. Н. Поведенческий тип личности Д («дистрессор-ный») при сердечно- сосудистых заболеваниях // Кардио-логия. 2010. № 10. С. 66-73.
Приложение
Опросник DS-14
Инструкция:
Ниже приведен ряд заявлений, которые люди часто используют для характеристики самих себя. Пожалуйста, прочтите каждое заявление и обведите кружком соответствующий Вашему ответу номер. Здесь нет правильных или неправильных ответов: значение имеет лишь Ваше мнение.
Варианты ответов:
0 — неверно;1 — скорее неверно;2 — затрудняюсь ответить;3 — скорее верно;4 — верно
1. Я легко контактирую с людьми при встрече2. Я часто беспокоюсь по пустякам3. Я часто разговариваю с незнакомыми людьми4. Я часто чувствую себя несчастным5. Я часто раздражен6. Я часто чувствую себя скованным при общении с людьми7. Я мрачно смотрю на вещи8. Мне трудно начать разговор9. Я часто бываю в плохом настроении10. Я закрытый человек11. Я предпочитаю держать с людьми дистанцию12. Я часто о чем-либо беспокоюсь13. Я часто чувствую подавленность14. При общении с людьми я с трудом нахожу тему для разговора
Вопросы делятся на две группы: ориентация на негативные эмоции и коммуникабельность. Набравшие десять и более баллов в каждой группе вопросов с большой долей вероятности относятся к людям «Д». В опроснике Деноллета вопросы перемешаны, однако для большей наглядности, в какую группу какой вопрос лучше занести, мы расположили их следующим образом.
Ориентация на негативные эмоции
Я часто суечусь и нервничаю, принимая важные решения.Я часто чувствую себя несчастным.Я часто раздражен.У меня мрачный взгляд на происходящее.Я часто пребываю в плохом настроении.Я часто беспокоюсь по поводу и без повода.Я часто подавлен.
Коммуникабельность
Я легко схожусь с людьми.Я часто заговариваю с незнакомыми.Я часто чувствую себя выключенным из жизни общества.Мне трудно начать разговор.Я замкнутый человек.Я лучше буду держать других на расстоянии.Когда я в компании, мне трудно подобрать тему для разговора.
14