ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРА ШКОЛЫ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРА ШКОЛЫ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОД

Шохина К.С. 1
1Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Тема курсового проекта: «Интеллектуальная система выбора школы в г. Белгород».

В настоящее время информационные технологии успешно проникают во все области человеческой деятельности. Они помогают облегчить жизнь людей, автоматизировать и ускорить решение множества различного рода проблем.

В современной науке одним из важнейших перспективных направлений является исследование человека, связанное с моделированием его интеллектуальных возможностей. Основной проблемой для учёных является синтез автоматических структур, способных решать сложные задачи информационного обеспечения различных видов человеческой деятельности. Создание подобного механизма поможет оптимизировать деятельность людей в любой области.

Тема данной курсовой работы является очень актуальной, так как у каждого человека есть свои представления об образовании и о тех задачах, которые должна решать школа. Отдавая ребенка в школу, родители должны понять, что они хотят получить от учебного заведения, в которое отдают своего ребенка. Одни хотят, чтобы ребенок был эрудирован, изучал большое количеством языков. Другие - чтобы имел высокий уровень компетенции: умел работать с информацией, вел научно-исследовательскую работу. При выборе школы необходимо учитывать еще ряд критериев. Именно поэтому было решено создать интеллектуальную систему для помощи в выборе школы.

Разрабатываемая интеллектуальная система должна выбирать оптимальную школу, на основе предъявляемых к ней требований.

Целями данной курсовой работы являются:

  1. получение практических навыков по разработке интеллектуальной системы;

  2. разработка экспертной системы для выбора учебного заведения.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть предметную область;

  2. спроектировать модель представления знаний;

  3. разработать базу знаний;

  4. создать пользовательский интерфейс и приложение;

  5. разработать инструкцию по эксплуатации, которая поможет грамотно и эффективно эксплуатировать программный продукт.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введение определена актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы.

В I главе производится системный анализ предметной области, на основе которого будут определены задачи решаемые информационной подсистемой и произведен выбор СУБД.

Во II главе осуществляется выбор средств и методов, которые будут использованы для решения поставленных задач, также осуществлена разработка семантической сети.

В III главе производится проектирование интеллектуальной системы выбора школы, разработка пользовательского интерфейса и проводится тестирование разработанного программного продукта.

В заключении сделаны выводы о проделанной работе, в списке литературы представлен перечень используемых источников при написании курсовой работы. Приложение содержит некоторые рисунки и таблицы, а также листинг программного кода.

Курсовая работа написана на 31 страницах, содержит одну таблицу и 26 рисунков.

Глава 1. Анализ предметной области

1.1 Системный анализ предметной области

Учебное заведение или образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализующий какую-либо образовательную программу. Миссия школы состоит в предоставлении качественных услуг в сфере образования, развития потенциала учеников, поддержку уже достигнутого уровня, а так же прививания культуры и общих знаний.

Одной из наиболее востребованных отраслей информационных технологий в структуре учебных заведений является автоматизация процесса поиска системой подходящего образовательного учреждения для пользователя.

Рассматривая интеллектуальные системы, с точки зрения их использования в реализации нахождения соответствующего необходимым требованиям образовательного учреждения, можно отметить, что их роль также важна, как и других крупных областях. Каждый пользователь, ведущий активный поиск учебного заведения, имеет потребность в автоматизации и упрощении поставленной задачи.

В настоящее время информационные технологии успешно проникают во все области человеческой деятельности. Они помогают облегчить жизнь людей, автоматизировать и ускорить множество задач, кроме того, они способствуют быстрому, качественному и эффективному принятию решений. Ведь эксперту необходимо собрать огромное количество информации, отобрать нужную для выбранной предметной области, структурировать все данные, проанализировать их, и лишь потом принимать решение, на основе полученных выводов.

У каждого человека есть свои представления об образовании и о тех задачах, которые должна решать школа. Отдавая ребенка в школу, родители должны понять, что они хотят получить от учебного заведения, в которое отдают своего ребенка. Одни хотят, чтобы ребенок был эрудирован, владел большим количеством знаний. Другие, чтобы их наследник имел высокий уровень компетенции: умел учиться, работать с информацией, вел научно-исследовательскую работу. При выборе школы необходимо учитывать еще ряд критериев.

Поэтому было решено создать экспертную систему для помощи в выборе школы. Основным назначением готовой экспертной системы является формирование мнения о предпочтительности выбора того или иного учебного заведения для пользователя.

Разрабатываемая интеллектуальная система должна выбирать оптимальную школу, на основе предъявляемых к ней требований и быть достаточно понятна для пользователей.

1.2 Выбор СУБД

Система управления базами данных (СУБД) является совокупностью программных и лингвистических средств общего или специального назначения, которые обеспечивают процесс доступа и управления данными, а также возможность получения необходимых запросов. Она может быть классифицирована по способу доступа к базе данных, существуют файл-серверные СУБД, клиент-серверные и встраиваемые.

В связи с этим выбор оптимальной СУБД представляет собой сложную задачу и является одним из главных этапов при разработке информационной системы.

При работе с базой данных, каждый клиентский запрос централизовано обрабатывается клиент-серверной СУБД. Сама СУБД находится на сервере вместе с базой данных и осуществляет доступ к базе напрямую, в монопольном режиме.

Примера клиент-серверных СУБД являются: Interbase, MS SQL Server, IBM DB2, Firebird и другие.

Interbase — СУБД от компании Borland. InterBase отличается чрезвычайно низкими системными требованиями и при этом высокой производительностью и легкостью администрирования. InterBase является кросплатформенным продуктом, поддерживающим большое количество различных операционных систем. Также данная СУБД отличается значительной устойчивостью, поскольку специально была спроектирована для применения в Intranet-приложениях, приложениях для мобильных устройств и встроенных приложениях баз данных.

MS SQL Server имеет высокую производительность, это достигается за счет параллельного и распределенного выполнения запросов. Также SQL Server обеспечивает достаточно высокие уровни масштабируемости и доступности. Недостатком данного СУБД является неудобства в администрировании и работе с заполнением данных в базу.

DB2 — это семейство систем управления реляционными базами данных, выпускаемых корпорацией IBM. Преимуществами СУБД DB2 являются: возможность определять новые типы данных и манипулировать такими данными в соответствии с определенной для них логикой, наличие бесплатной версии, отсутствие ограничений на размер базы, но это также является и недостатком, так как размер баз больше, чем в других СУБД. Еще одним минус в использовании данного СУБД является требование в настройке параметров, это связано с тем, что имеется лишь неполная автоподнастройка системы.

СУБД Firebird - это мощная реляционная система управления базами данных (РСУБД) с архитектурой клиент-сервер. Она может выполняться на разнообразных серверных и клиентских платформах, включая Windows, Linux. Это РСУБД промышленного применения, чьи возможности имеют высокий уровень соответствия стандартам SQL, при этом она реализует мощные расширения языка процедурного программирования конкретного производителя. [13]

Сервер БД представляет собой достаточно сложный программный комплекс. В данной курсовой работе и для создания баз данных и разработки бизнес - правил на стороне сервера SQL - утилита IBExpert, а в качестве система управления базами данных – Firebird.

У данной РСУБД имеется большое количество действенных преимуществ и удобство его разработки выше, чем у других коммерческих СУБД, хотя Firebird является бесплатной.

СУБД Firebird сервера обеспечивает поддержку параллельной работы на многопроцессорном оборудовании. С Borland Builder C++ поставляется ряд компонентов InterBase eXpress (IBX), позволяющих без особого труда работать с этим сервером. С самим сервером, помимо мощных консольных утилит, поставляется некоторое количество вспомогательных инструментов.[5]

В главе первой описан системный анализ предметной области курсовой работы, а также произведен выбор системы управления базами данных.

ГЛАВА 2. Выбор средств и методов для решения поставленных задач

2.1 Выбор инструментальных средств для создания интеллектуальной системы

Средствами проектирования информационных систем является комплекс инструментальных средств, которые рамках выбранной методологии проектирования обеспечивают поддержку полного жизненного цикла информационной системы. Жизненный цикл, как правило, включается в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. Каждый этап характеризуется определенными задачами и всеми возможными методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и исходными результатами.

В данной курсовой работе к средствам проектирования относятся:

  1. SQL (Structured Query Language – ‘язык структурированных запросов’) – это структурированный язык запросов к реляционным базам данных. Язык SQL – единственный язык, который получит такое широкое распространение.

SQL не является языком программирования, как, например, С и C++. Его можно назвать скорее интерфейсным средством для выполнения различных видов операций с базами данных. SQL предоставляет пользователю стандартный набор команд. Возможности данного языка не ограничиваются выборкой данных из БД, в нем также поддерживаются разнообразные возможности для взаимодействия с базой. [2]

  1. Borland C++

Одним из лучших инструментов для разработки программ является интегрированная среда разработчика Borland C++. Так как язык относится к классу языков высокого уровня и достаточно гибок, то на нём можно создавать приложения любого уровня сложности.

С++ входит в базовый курс обучения, поэтому с помощью него будет писан программный продукт

Borland C++ — среда программирования (IDE), разработанная фирмой Borland для создания программ на языках программирования С и C++. Основная цель разработки – это получение готового программного продукта, который удовлетворяет поставленным задачам. [12]

  1. IBExpert представляет собой GUI оболочку, которая предназначена для обработки и администрирования разнообразных баз данных InterBase и Firebird, также позволяет осуществлять выбор и изменение данных, которые хранятся с базах.

Также IBExpert обладает множеством компонентов, которые облегчают работы пользователя. К таким компонентам можно отнести: визуальных редактор для всех объектов базы данных, редактор SQL, отладчик для хранимых процедур и триггеров, а также дизайнер базы данных. [10]

  1.  
    1. Разработка семантической сети

Перед разработкой системы разработчик должен ясно представлять, какие функциональные возможности будут заложены в систему, и как будет организовано функциональное взаимодействие внутри системы. Построение модели представления знаний решит большую часть этих проблем.

После анализа проблемной области и определения целесообразности внедрения интеллектуальной системы в этой сфере приступают непосредственно к проектированию системы.

Проектирование интеллектуальных систем - это итеративный и эволюционный процесс, в котором участвуют несколько специалистов: эксперт, обладающий знаниями о предметной области и желающий помочь работе по созданию системы, а также специалисты в области искусственного интеллекта - инженеры знаний, аналитики и программисты.

Семантическая сеть - информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними[5]. Для построения семантической сети, прежде всего, необходимо выделить основные объекты и связи между ними. Проведённое ранее обследование предметной области является основным информационным источником, так как основной упор в существующих моделях представления знаний делается на понятия, а связи вводят очень примитивные. Таким образом, строится сеть ассоциаций, где связи только намечены, но пока не поименованы.

В сематической сети, которая описывает рассматриваемую предметную область, можно выделить следующие типы понятий:

  1. сущность, представляющая собой абстрактный объект предметной области;

  2. экземпляр - конкретный представитель сущности;

  3. свойство, которое описывает характеристику сущностей.

На основе данной классификации были выделены необходимые понятия для выбранной предметной области.

В качестве сущностей представлены: типизация, местоположение, учебная программа, количество изучаемых языков, учебная неделя, продленка, форма одежды, форма собеседования, кружки, оплата кружков и наличие косметического ремонта в учебном заведении.

Экземплярами являются: средняя общеобразовательная школа №8, гимназия №3, лицей №10, лицей №38, школа Искорка, средняя общеобразовательная школа №4, средняя общеобразовательная школа №35, лицей №32, гимназия №1, средняя общеобразовательная школа №47, средняя общеобразовательная школа №42.

В качестве свойств использованы:

  1. гимназия, лицей, средняя общеобразовательная или частная школа;

  2. местоположение на Хар. Горе, в центре или в Северном районе;

  3. учебная программа Занкова, Планета Знаний, Школа 2100 или программа в учебном заведении не указана;

  4. количество изучаемых языков до двух или более двух;

  5. шестидневная или пятидневная учебная неделя;

  6. отсутствие или наличие продленки;

  7. строгая или свободная форма одежды для учащихся;

  8. тестирование, собеседование в качестве приема в учебного заведение или отсутствие какой-либо формы приема;

  9. наличие или отсутствие кружков;

  10. платные или бесплатные кружки для учащихся школы, если они имеются;

  11. наличие или отсутствие косметического ремонта в школе.

На рисунке 1.2.1 изображены основные сущности и связи между ними.

Рисунок 2.2.1 – Выявление связей между понятиями

На рисунке 2.2.2 показано графическое представление описанной семантической сети.

Рисунок 2.2.2 - Графическое представление семантической сети

Также на основе анализа предметной области определена цель разработки экспертной системы – поиск учебного заведения по указанным требованиям. Для достижения цели информационная подсистема должна решать следующие задачи:

  1. хранение, возможность ввода, удаления и изменения данных об учебных заведениях;

  2. анализ полученных данных;

  3. формирование результатов удовлетворяющих пользователя.

Во второй главе произведен выбор инструментальных средств, которые используются при разработке интеллектуальной системы, а также определены сущности, экземпляры и свойства, на основе которых была разработана семантическая сеть.

ГЛАВА 3. Разработка интеллектуальной системы

  1.  
    1. Программирование на стороне SQL-сервера

Следующим этапом после рассмотрения предметной области является непосредственно создание базы знаний, включающей в себя все необходимые данные для работы интеллектуальной системы. Выполнение данного этапа реализуется с использованием утилиты IBExpert. На рисунке 3.1.1 представлено окно параметров для создания базы данных.

Рисунок 3.1.1 – Окно регистрации созданной базы данных

Затем была создана таблица SCHOOL, в которой хранится вся информация о имеющихся в базе знаний школах города Белгород. На рисунке 3.1.2. представлен код для создания таблицы.

Рисунок 3.1.2. - SQL-код для создания таблицы SCHOOL

Затем были созданы индексы для некоторых полей таблиц, которые предназначены для ускорения получения доступа к записям, отбираемым в соответствии с какими-либо условиями. Также созданы генераторы и триггеры, которые представляет собой механизм, создающий уникальную последовательность чисел и автоматически заполняющий заданное поле при вставке или обновлении записей. Создание триггера, представленное на рисунке 3.1.3.

Рисунок 3.1.3 – Создание триггера

Для выполнения добавления и удаления записей в базе данных через приложение были созданы специальные процедуры. Создание хранимой процедуры на добавление записей в базу представлено на рисунке 3.1.4.

Рисунок 3.1.4 – Пример создание хранимой процедуры на добавление

На рисунке 3.1.5 изображено создание хранимой процедуры на удаление указанных записей из базы данных.

Рисунок 3.1.5 – Пример создание хранимой процедуры на удаление

SQL код создания всех элементов баз данных, которые будут использованы в работе подсистемы, приведен в приложении А.

На последнем этапе работы с базой проходило заполнение таблицы, пример которого представлен на рисунке 3.1.6.

Рисунок 3.1.6 – Пример заполнения полей таблицы

На рисунке 3.1.7 изображена заполненная таблица с необходимой информацией о школах.

Рисунок 3.1.7 – Заполненная база

3.2 Разработка пользовательского интерфейса

Разработка пользовательского интерфейса ориентирована на решение следующих задач:

  1. повышение эффективности работы, которое заключается в повышении точности операций, выполняемых пользователем;

  2. сокращение времени на обучение пользователей при взаимодействии с разрабатываемой подсистемой;

  3. уменьшение числа возникающих ошибок.

Суть интерфейса пользователя в том, что он должен решать ряд актуальных для данной системы задач. Одним из основных правил при разработке пользовательского интерфейса является термин «Один экран – одна задача».

При разработке пользовательского интерфейса использовалось данное правило. В качестве системы для разработки программного продукта была взята интегрированная среда разработчика Borland C++. Основная цель разработки – это получение готового программного продукта, который удовлетворяет поставленным задачам.

Разработка интеллектуальной системы основана на использовании одного проектирующего модуля, т.е. программа состоит из одной формы, на которой располагаются вкладки. На каждой выкладке происходит выполнение конкретной задачи [6]. Главными компонентами программы являются IBDataBase, IBTransaction, IBQuery, IBTable, DataSource, которые располагаются на DataModule2. На рисунке 3.2.1 представлен DataModule2 со всеми используемыми в проекте компонентами.

Рисунок 3.2.1 – Модульная структура разрабатываемой системы

Компонент IBDataBase служит для установления соединения с базой данных расположенной на сервере Firebird. Компонент IBTransaction предоставляет свойства и методы для управления транзакциями, связывается с компонентом IBDataBase. Транзакцией называют логически связанный с базой данных блок операций, выполняющийся как единой целое или вовсе невыполняющийся. IBTable необходим для подключения таблиц, IBQuery – для выполнения запросов. Компонент IBStoredProc служит для выполнения хранимых процедур. Компонент DataSource необходим для соединения таблиц с DBGrid [7].

В таблице 1 описаны компоненты, используемые написании функций добавления и удаления.

Таблица 1 – Компоненты для добавления и удаления записей

Вкладка

Компонент

Функция

Компонент

Функция

Добавление и удаление

IBQuery2

Служит для выполнения запроса вывода всех записей из таблицы SCHOOL

   

IBStoredProc1

Служит для выполнения хранимой процедуры ADD_SCHOOL

IBStoredProc2

Служит для выполнения хранимой процедуры

DELETE_SCHOOL

DataSource3

Необходим для соединения таблиц с DBGrid3

DataSource4

Необходим для соединения таблиц с DBGrid3

Интерфейс подсистемы разбит на три вкладки, каждая из которых выполняет разные функции. На рисунке 3.3.2 представлен макет формы разработанной программы с действующей первой вкладкой, которая выполняет непосредственно выбор подходящего для пользователя учебного заведения.

Рисунок 3.3.2 – Макет формы проекта с активной первой вкладкой

Вторая вкладка, представленная на рисунке 3.2.3 выполняет сортировку имеющихся записей по определенным полям и поиск адреса учебного заведения по его наименованию.

Рисунок 3.3.3 – Макет формы проекта с действующей второй вкладкой

На рисунке 3.3.4 представлен макет формы проекта с действующей третьей вкладкой, которая позволяет выполнять добавление и удаление записей из базы данных через приложение.

Рисунок 3.3.4 – Макет формы проекта с активной третьей вкладкой

Программный код разработки интеллектуальной системы представлен в приложении Б.

3.3 Создание руководства пользователя

Создание руководства пользователя является одной из наиболее важных задач, которая связана с предоставлением пользователю возможности самостоятельно решать свои прикладные задачи с помощью программы.

Для работы c интеллектуальной системой необходимо открыть файл Project1.exe, расположенный в папке «Курсовая ИС».

На первой вкладке «Выбор школы», представленной на рисунке 3.3.1, отображается база знаний и, рассмотренный в ходе написания курсовой работы, компоненты для выбора необходимых параметров для учебного заведения. То есть пользователю необходимо выбрать необходимые критерии для формирования поиска, при этом пользователь имеет возможность не использовать все критерии, а только те, что ему необходимы. После выбора критерий необходимо нажать кнопку «Поиск». Для сброса выбранных параметров и возможности выполнения нового поиска предназначена кнопка «Сброс».

Рисунок 3.3.1 – Вкладка «Выбор школы» интеллектуальной системы выбора школы в г. Белгород

Для перехода на вторую вкладку, представленную на рисунке 3.3.2, необходимо перейти на нее, сделав ее активной. Данная вкладка предоставляет пользователю возможность сортировать данные базы знаний, а также осуществлять поиск по базе.

Рисунок 3.3.2 – Вкладка «Сортировка и поиск»

При переходе на последнюю вкладку пользователю предоставляется возможность добавить в базу другие учебные заведения, прописав при этом все заданные параметры или удалить уже имеющиеся школы. Вкладка «Добавление и удаление» представлена на рисунке 3.3.3.

Рисунок 3.3.3 – Вкладка «Добавление и удаление»

3.4 Апробация интеллектуальной системы

Апробация – это проверка на практическом эксперименте работоспособности разработанной системы [10].

На рисунке 3.4.1 представлен результат работы интеллектуальной системы выбора школы в городе Белгород при выборе критерия, связанного с типизацией учебного заведения.

Рисунок 3.4.1 – Пример работы интеллектуальной системы при выборе критерия: Лицей

На рисунке 3.4.2 показан результат работы интеллектуальной системы при использовании всех критериев для выбора школы в городе Белгород.

Рисунок 3.4.2 – Пример работы интеллектуальной системы при использовании всех критериев для выбора

На рисунке 3.4.3 представлен пример работы кнопки «Сброс».

Рисунок 3.4.3 – Пример работы кнопки «Сброс»

На рисунке 3.4.4 изображен пример работы интеллектуальной системы при выборе трех наиболее важных критериев: местоположение, учебная программа и форма собеседования.

Рисунок 3.4.4 – Пример интеллектуальной системы при выборе трех параметров

На рисунке 3.4.5 представлен результат работы сортировки учебного заведения по типизации в разработанной интеллектуальной системе.

Рисунок 3.4.5 - Результат работы сортировки школы по типизации

На рисунке 3.4.6 изображен результат работы сортировки учебного заведения по местоположению в городе Белгород при работе с разработанной интеллектуальной системе.

Рисунок 3.4.6 - Результат работы сортировки школы по местоположению

Разработанная интеллектуальная система предоставляет возможность пользователю осуществлять поиск адреса учебного заведения при вводе его наименования. Результат работы поиска представлен на рисунке 3.4.7.

Рисунок 3.4.7 – Пример работы функции поиска в разработанной интеллектуальной системе

В случае ввода некорректного или не имеющегося в базе наименования, система выдаст ошибку, которая изображена на рисунке 3.4.8.

Рисунок 3.4.8 – Пример ввода значения, не имеющегося в базе знаний

На третьей вкладке курсового проекта представлена процедура добавления, работа которой представлена на рисунке 3.4.9, приведена возможность добавления в базу новых учебных заведений через приложение.

Рисунок 3.4.9 – Пример добавления нового учебного заведения в базу данных

Также последняя вкладка предоставляет возможность удалять записи из базы при указании наименования учебного заведения и его типизации. На рисунке 3.4.10 представлен пример работы кнопки «Удалить».

Рисунок 3.4.10 – Пример удаления записи

Таким образом, в третьей главе была рассмотрена разработка пользовательского интерфейса, подробно написано руководство для пользователя данной интеллектуальной системой и произведено тестирование разработанной системы для выбора школы в городе Белгород.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена предметная область, получены практические навыки по проектированию базы знаний разработке интеллектуальной системы, позволяющей наиболее эффективно подбирать учебное заведение при использовании необходимых для выбора критерий.

В результате проделанной работы, были изучены управляющие структуры Borland C++ Builder.

Разработанная, в ходе написания курсовой работы, интеллектуальная система упрощает процесс подбора учебного заведения, как в плане уменьшения затраченного времени и сокращение количества ошибок, так и со стороны удобства для работы с данными и формирования обновлений данных о школах.

Созданная система была протестирована и проверенна на конкретном примере. Все полученные результаты соответствуют ожидаемым, что говорит о правильной работе интеллектуальной системы, которая имеет удобный и простой в использовании интерфейс.

Созданная система может применяться, как при личном использовании, так и для работы в общеобразовательных учреждениях.

В будущем имеется возможность доработки интеллектуальной системы подсистемы таким образом, чтобы осуществлялось разграничение прав пользователей, которые будут пользоваться данной подсистемой, то есть ограничить права на работу с базой знаний. Предоставить администраторам возможность осуществлять все модификации с данными при работе с приложением. Также в качестве доработки предлагается возможность добавить в программу различную важность критериев отбора.

Информация для написания курсовой работы бралась из учебных пособий и интернет - источников по выбранной предметной области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский А.Я. «Программирование в C++ Builder 6», ООО «Бином – Пресс»: М., 2013 г, 1184 с.

  2. Громов Ю.Ю., Иванова О.Г., Алексеев В.В. и др. «Интеллектуальные информационные системы и технологии: учебное пособие», Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ»: Тамбов., 2013 г, 244 с.

  3. Груббер М. «Введение в язык SQL», ЛОРИ: М., 2007 г, 644 с.

  4. Дейт К. Дж. «Введение в системы баз данных», Вильямс: М., 2001г, 485 с.

  5. Джозеф Джарратано, Гари Райли «Экспертные системы: принципы разработки и программирование»: Издательский дом «Вильямс»: М.,, 2006 г, 1152 с.

  6. Джарратано Д., Райли Г. «Экспертные системы», Вильямс: М., 2007г., 1146с.

  7. Золотов С.И. «Интеллектуальные информационные системы», Научная книга: Воронеж, 2008г., 140 с.

  8. Карпова Т.С. «Базы данных: модели, разработка, реализация», Питер: СПб, 2011 г., 304 с.

  9. Маклаков С. «BPWin ErWin – Case-средства разработки информационных систем», Диалог-МИФИ: М., 2001 г, 845 с.

  10. Михелёв В.М. Базы данных и СУБД» Издательство БелГУ: Белгород., 2007 г. 200 с.

  11. Пахомов Б.И. «Interbase и C++ Builder на примерах»БХВ –Петербург: Спб., 2006 г, 288 с.

  12. Пахомов Б.И. «C и Borland C++ Builder для студента» БХВ –Петербург: Спб., 2002 г. 315 с.

  13. Радченко Л.А. «Организация производства на предприятиях общественного питания», Феник: Ростов, 2006 г., 352 с.

  14. О работе с InterBase/Firebird. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ibase.ru/devinfo/ibrusfaq.htm (24.12.16)

  15. Построение инфологической модели [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://citforum.ru/database/dbguide/5-2.shtml (24.12.16)

  16. Руководство разработчика баз данных [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://coollib.com/b/240145/read (23.12.16)

  17. Средства баз данных для реализации медицинских информационных систем. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1391056050 (24.12.16)

  18. Страуструп, Б. "Язык программирования С++". – М.: Изд. "Бином", 2004. – 1054 с.

  19. Трофимова Л.А.,Трофимов В.В. «Управление знаниями. Учебное пособие» Изд-во СПбГУЭФ: Спб., 2012 г, 77с.

  20. Firebird. Руководство разработчика баз данных. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://coollib.com/b/240145/read (23.12.16)

Просмотров работы: 377