РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время создание информационных систем помогает решить множество задач, связанных с неправильной работы системы. После появления информационных систем плавно начали появляться автоматизированные информационные системы (АИС) - совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с задачами передачи, хранения и обработки различного вида информации. Их основными целями являются – хранение, обеспечение продуктивного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов неограниченного числа пользователей.

Основным принципом создания автоматизированной системы является – системность, т.е. рассмотрение анализируемое предприятие как единое целое, так же следует выявлять типы связей между структурными элементами или бизнес-процессами, устанавливать направления информационных потоков, а также функции отдельных структурных подразделений.

Существует множество различного рода автоматизированных информационных систем, от небольших, позволяющих автоматизировать лишь отдельный этап производства, до сложных корпоративных систем управления, позволяющих автоматизировать управление всеми этапами производства. Автоматизированные информационные системы являются обычными программными продуктами, но имеют ряд существенных отличий от стандартных прикладных программ и систем. Предметная область определяет функции, архитектуру и реализацию. При всем многообразии функций, предоставляемых пользователям, подобные программы являются сложными и дорогостоящими для освоения инструментами автоматизации. Именно поэтому многие небольшие фирмы не желают тратить весьма немалые средства на приобретение больших и дорогостоящих АИС, большинство функций которых им просто не нужны. По этой причине было решено создать АИС, которая полностью удовлетворяла бы потребности в автоматизации предприятий, оказывающих услуги ведения успеваемости в учебных заведениях.

Актуальность и цель работы. Актуальность состоит в том, что в современных условиях работы предприятий возникает потребность автоматизировать процессы: предоставления информации об успеваемости, учета преподавателей, учета обучающихся формирования списка предметов для обучения, предоставление достоверной информации о посещении занятий и т.д. Все вышеперечисленные процессы занимают очень много времени при ручном выполнении данных процессов, и появляется смысл автоматизировать эту работу.

Целью создания электронного классного журнала является повышение качества за счет повышения уровня прозрачности учебного процесса, автоматизации учебных функций, повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся, удобства ведения учета, анализа учебной деятельности и повышения надежности хранения информации.

Автоматизированная информационная система предназначена для решения следующих задач:

  • Автоматизация учета и контроля процесса успеваемости.

  • Хранение данных об успеваемости.

  • Фиксирование и регламентация этапов и уровня фактического усвоения учебных программ.

  • Оперативный доступ к оценкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время.

Информационная система должна выполнять функции: ввода, вывода, хранения информации о пользователях(студентах), преподавателях, предметов для изучения, формирование, хранение, удаление информации об представителях учебного заведения.

Основными требованиями к надежности являются:

  • проводить контроль вводимой информации об обучающихся;

  • блокировать некорректные действия пользователя при работе с системой;

  • обеспечивать целостность данных;

  • хранить данные в отдельной базе.

Для проектирования данной автоматизированной информационной системы были использованы следующие программные средства:

– СASE-средство BPwin;

– СASE-средство ERwin;

– язык программирования Java;

– СУБД MySQL.

С целью более детального изучения предметной области средствами BPwin в рамках методологии IDEF0, которая предназначена наглядного отображения работы всех частей системы, была построена контекстная диаграмма работы с электронным журналом. Она является поверхностным отображением работы системы.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма

Она наглядно отображает взаимодействие системы с окружающим миром. Верхние стрелки – это стрелки управления т.е. информация, управляющая действиями работы.

Слева на вход поступают объекты, используемые и преобразуемые работой для получения результата (выхода). Нижние стрелки – это стрелки механизма исполнения, т.е. ресурсы, выполняющие работу. Для того чтобы показать детальную работу контекстной диаграммы была построена ее декомпозиция. Которая представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции «Работа с электронным журналом»

На рисунке 2 видны четыре основных процесса создания АИС, который являются детализацией контекстной диаграммы.

Декомпозиция показывает детальный процесс работы с электронным журналом.

Декомпозицию возможно делать до достижения нужного уровня подробности.

Для эффективного решения вышеизложенных задач, а также создания и ведения базы данных средствами системы MySQL мы определили 7 таблиц и связи между ними. На рисунке 3 представлена физическая модель БД.

Рисунок 3 – Физическая модель БД

Таблица teacher определяет учителей учебного заведения, которые содержат сведения об уникальном номере учителя, фамилии, имени, отчестве и занимаемой должности. Таблица содержит связь один-ко-многим с таблицей performance(успеваемость).

Таблица lesson определяет предметы, которым обучают в заведении. Она содержит сведения об уникальном номере предмета и его названии. Таблица содержит связь один-ко-многим с таблицей performance(успеваемость).

Таблица class определяет класс в котором обучаются учащиеся. Таблица содержит сведения об уникальном номере класса, букве класса и цифре класса. Имеет связь с таблицей schoolboy(ученик) один-ко-многим.

Таблица sex определяет пол учащегося. И имеет связь один-ко-многим.

Таблица schoolboy определяет ученика и сведения о нем, которые включаю в себя: уникальный номер ученика, номер класса (из таблицы class), номер пола (из таблицы sex), фамилию, имя, отчество, дату рождения. Она связана связью один-ко-многим с таблицей opinion.

Таблица opinion определяет оценку. Содержит в себе: уникальный номер, и наименование оценки. Таблица вязана отношением один-ко-многим с таблицей performance(успеваемость).

Таблица performance определяет успеваемость учащихся учебного заведения по конкретным предметам. Эта таблица является основной, так как включает в себя сведения необходимых дынных из других таблиц. Таблица включает в себя: уникальный номер успеваемости, номер ученика (из таблицы schoolboy), номер оценки (из таблицы opinion), номер учителя (из таблицы teacher), номер предмета (из таблицы lesson) и дату выставления оценки.

На основании вышеизложенных исследований было запрограммированно приложение для отображения и ведения успеваемости учащихся. На рисунке 4 представлен готовый программный продукт.

Рисунок 4 – Готовый программный продукт

Выводы. Для достижения поставленной цели в данной работе было проведено исследование предметной области и составлен план необходимых работ на разработку автоматизированной информационной системы; определены требования и задачи, которые должна решать АИС. Также в работе было проведено моделирование системы с использованием CASE-технологий; разработана физическая структура базы данных; проведен обоснование программных и технических средств разработки. Практическая ценность работы состоит в том, что разработанный программный продукт позволяет автоматизировать информационные потоки и организовать более эффективную работу учреждения образования, упростить работу, связанную с организацией учебного процесса. Предполагаемое внедрение информационного продукта будет целесообразно в ряде учреждений, которые занимаются оказанием образовательных услуг.

Просмотров работы: 1901