ВЛИЯНИЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА НА РУССКУЮ МОЗАИЧНУЮ ЖИВОПИСЬ 18 ВЕКА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА НА РУССКУЮ МОЗАИЧНУЮ ЖИВОПИСЬ 18 ВЕКА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно приведенным исследованиям Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю российского государства как гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. В многогранной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова большое место занимали работы по возрождению русского мозаичного искусства, результатом чего явилось создание многих замечательных мозаичных произведений. В собрании Эрмитажа, сохранились мозаики, дошедшие до наших дней.

Искусство мозаики, то есть набора различных изображений при помощи мелких кусочков цветных камней, смальты, керамических плиток или других материалов, было известно еще в глубокой древности. Широко распространено оно было и в Киевском государстве, где мозаикой украшали стены храмов и монастырей. Однако с конца XII века это искусство на Руси приходит в забвение, и до середины XVIII века о мозаике в России не вспоминали. Вот почему современники по праву называли Ломоносова «изобретателем мозаики в России» [6]. Поводом стало знакомство Ломоносова с этой технологией в доме вице-канцлера Воронцова в 1746году. По словам Михаила Васильевича Ломоносова, его побудили заняться мозаичным искусством «примеры римской мозаики», которые «достохвальным любопытством по окончании Вашего дальнего по знатнейшим Европейским государствам путешествия привезены в Россию».

Работа над мозаиками началась в 1751 году, когда при химической лаборатории Академии наук была организована мозаичная мастерская. В октябре 1752 года в ней стали работать два первых ученика Ломоносова- Матвей Васильев и Ефим Мельников, присланные из рисовальной палаты Академии наук.

Однако, не ограничиваясь этими возможностями, ученый стремился к тому, чтобы на более широкой основе реализовать свои научные достижения: построить фабрику для изготовления цветного стекла, различных изделий из него и смальт для мозаик. В1752 году ему удалось получить разрешение Сената- «…к пользе и славе Российской империи основать фабрику делания изобретенных…разноцветных стекол, и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов…». Фабрика была построена в течение года, в 24 верстах от Ораниенбаума, на берегу реки Рудицы, в местности, богатой лесом и песком и в 1754 году она начала работать [1].

Римские мозаики, восхитившие некогда Михаила Васильевича Ломоносова, носили религиозный характер, а Ломоносов как патриот своей страны видел основное их назначение в том, чтобы «…показать древнюю славу праотцев наших, счастливыя, и противныя обращения и случаи и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе». Имея в виду произведения из мозаик, Ломоносов писал, что они должны служить

«…долговременному сохранению изображений великих особ и славных дел и к постоянному украшению публичных зданий…». По словам И.Э Грабаря Ломоносова «увлекала мысль о долговечности этого рода искусства. С мозаикой никакая другая техника живописи тягаться в этом отношении не может: мозаика сохраняется тысячелетиями». Всего яснее Ломоносов выразил эту мысль в «Письме о пользе стекла», обращенному к И.И. Шувалову (1752):

Искусство коим был прославлен Апеллес

И коим ныне Рим главу свою вознес

Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

И ветхой древности грызенья не боятся.

В конце 1752 года Ломоносов начал хлопотать об отводе ему поместья под фабрику для изготовления стекла неподалеку от столицы. В 1754 Усть-Рудицкая фабрика начала работу. Предполагалось, что на фабрике будут изготовляться не только мозаики, но и стеклярус, бисер, пронизки, смальта и многое другое. Бисер широко применялся в русском народном шитье, в декоре праздничных костюмов. Позднее Ломоносов решил создать проект усыпальницы Петра I, который был принят Шуваловым [4]. Предполагалось сделать 12 мозаичных работ посвященных деятельности Петра, предназначавшихся для декорирования стен Петропавловского собора, в течение шести лет. Самой значительной среди них, которой особенно гордился Михаил Васильевич Ломоносов была «Полтавская баталия». Она явилась завершающей частью художественного творчества Ломоносова. «Полтавская баталия» - грандиозный памятник эпохи. Ломоносов отнесся весьма серьезно к изображению исторического события, оказавшего, как известно, огромное влияние на судьбы России первой четверти XVIII века.

По этой мозаике можно изучать период сражений времени Петра I. Для правдивого изображения «Полтавской баталии» автор воспользовался убедительными документами Петровской эпохи- портретами Петра и его сподвижников, знакомился с образцами военной формы одежды, видами вооружения того времени, изображениями стандартов и полковых знамен и другими деталями военной экипировки. Для реализации своей идеи в этой мозаике Ломоносов запечатлел особенности вооружения и воинского костюма своего времени.

С этой точки зрения мозаика Ломоносова приобретает особую ценность исторического документа. Цветовая гамма, подчеркивающая художественную выразительность данного произведения, была получена в результате длительной и упорной работы, проведено более две тысячи опытов, тем самым подготовлена база для возрождения и развития мозаичного искусства в России. В манере художественного исполнения «Полтавской баталии» не имеет место подражание византийским, а тем более копирующим масляную живопись римским образцам.

В своем творчестве Ломоносов шел своими путями, приведшими в конечном итоге к проявлению своего индивидуального, совершенно отличного от известных в то время способов художественного исполнения, своего метода, своей манеры выражения художественных образов, некоторыми чертами, напоминающими манеру исполнения древних киевских мозаик.

Мозаики Михаила Васильевича Ломоносова явились образцом для всех последующих поколений художников мозаичистов- замечательный по смелости шаг в будущее, к особому роду художественного творчества, к понятной нам монументальной мозаичной живописи нового времени, служащей большим общественным целям.

Список литературы:

  1. Бунин М.С. Мозаика М.В. Ломоносова «Полтавская баталия». / Бунин М.С.- Издательство Академии наук СССР Москва – Ленинград, 1961 г. -95 с.

  2. Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. / Виннер А.В.- М.: Искусство, 1953 г. – 368 с.

  3. Курмачёва М.Д. Петербургская академия наук и Ломоносов. / Курмачёва М.Д.- М.: Наука, 1975 г.- 78 с.

  4. Макаров В.К. Ломоносовские мозаики. / Макаров В.К.- Ленинград, 1949 г. – 66 с.

  5. Макаров В.К. Художественное наследие. / Макаров В.К.- М.: Мозаика, 1950 г.

  6. Принцева Г.А. Памятники русской культуры времени М.В. Ломоносова в государственном Эрмитаже. / Принцева Г.А.- Издательство государственного Эрмитажа. Ленинград, 1961 г. – 60 с.

  7. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.- М.: Просвещение, 2012 г. – 272 с.: ил.

Просмотров работы: 501