ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Савостина А.О. 1, Алексеенко Е.В. 1
1Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уроки технологии в начальной школе должны иметь экологическую направленность. «Экология» - с греч. - «дом, непосредственное окружение человека». Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой. Воспитывать гражданскую ответственность за судьбу родной природы - одна из задач современной школы. Поскольку у младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде сосредоточен на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах отдельных предметов, то именно от этих знаний идет формирование представлений об окружающем мире и природно-социальном окружении как о своем доме. В городских условиях негативных примеров множество - это последствия так называемой «хозяйственной деятельности человека». Чтобы практика трудового обучения приобрела «экологическоезвучание», нужно довести до сознания детей: каждый человек несет ответственность за современное состояние окружающей среды. С первого класса учащиеся знакомятся с разнообразным миром природных материалов, учатся находить и красоту природных элементов, заключающуюся в многообразии форм и окраски, и ощущать отличительные свойства этих материалов: простоту и совершенство, внутреннюю теплоту и хрупкость.Уже на первых уроках технологии возникает необходимость в практическом ознакомлении учащихся с важнейшими свойствами природных материалов. Имея определённый опыт, способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? большим и маленьким, закругленным и острым? Что растет на соснах и елках? Обогащается словарный запас, развивается аналитическое мышление: стремятся соотнести с увиденным свои изделия, дать им образные названия; открывают то новое, что дает природа для творческой деятельности, акцентируя внимание на узор листьев над головой и под ногами, причудливый корень, солнечные блики и т.п. Природа в своих действиях заботится не об эстетике, а о функциональности. Она прекрасна не потому, что художественно совершенна, а потому что каждый переносит на нее то понимание красоты, которым он наделен, в той или иной степени. Сама природа все превращает в новые формы за короткий срок – сезон: исчезают опавшие листья, сухая трава, цветы, не загрязняя окружающую среду отходами. Отходы, создает человек в процессе хозяйственной деятельности. Учиться у природы организовывать свою работу и жизнь - учиться решать экологические проблемы. Освоив элементарные технологические приемы и способы обработки материалов, используя образное и пространственное мышление, дети могут самостоятельно подавать идеи по созданию образов и воплощать эти идеи в материале. Им свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе: оперируют нравственно-эстетическими мотивами по отношению к природе: «Растения всех радуют»; «Делают нашу жизнь красивой»; осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Свое отношение к природе дети могут выражать в сочинениях, выказывая свое эмоциональное отношение: «Под ногами лежит разноцветный ковер из цветов», «Как много нам дает природа: свежий воздух, ягоды, грибы, красоту» и т.п., и в рисунках. Показателями нравственно-эстетического и экологического развития ребенка должны стать такие критерии, как: рассматривает, воспринимает и эмоционально реагирует на красоту природы; понимает необходимость бережного отношения к природе, отличается культурой поведения и отношением к природному окружению; умеет любоваться изделиями, выполненными своими руками и руками своих сверстников; имеет оптимальный объем словесно сформулированного багажа, умеет аргументировано отстаивать личную оценку увиденного (радоваться успехам других, быть критичным, уметь анализировать, выявлять достоинства и недоработки, предлагать пути их исправления). Следует обратить внимание и на мифологическую основу образов, воплощенных в народных игрушках из растительных материалов. Множество преданий, легенд, небывальщин, примет, народных традиций и поверий (с которыми дети могут познакомится на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки) укажут путь создания сказочных художественных образов из мира славянской мифологии. Данный материал поможет учителю организовать беседы, проекты, исследования на уроках технологии, на внеурочных занятиях. Близость к природе, поклоне­ние ее силам естественно рождали у древних славян стремление запечатлеть их в художественном творчестве. Поэтому быт и ис­кусство наших предков отражают любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира. Именно об этом стремились расска­зать наши предки, довести до своих потомков самое главное, са­мое ценное, самое необходимое для жизни на земле - жить в мире и согласии с матушкой Природой. Беречь и любить ее, как свою мать; охранять, содержать в чистоте и порядке, как свой дом - наш общий дом. Помнить, что «Каково в дому - таково и самому!». 
Просмотров работы: 519