МАРК РОТКО. ЖИВОПИСЬ ЦВЕТОВОГО ПОЛЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МАРК РОТКО. ЖИВОПИСЬ ЦВЕТОВОГО ПОЛЯ.

Гулевич-Линькова О.В. 1, Гулевич-Линькова О.В. 1
1Новгородский Государственный университет им.Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XX век для всей цивилизации был эпохой невиданных потрясений во всех сферах человеческого бытия. Ни один временной период в истории искусства не дал столько многообразий стилей и методов художественного творчества, находящихся одновременно и во взаимодействии и отрицании друг друга. Это многообразие стилей и совокупность направлений в искусстве получило общее название модернизм. Одним из направлений модернизма явился абстрактный экспрессионизм. Понятие «абстрактный экспрессионизм» закрепилось за достаточно широким, стилистически и технически неоднородным полем абстрактной живописи. Философско-эстетические основания абстрактного экспрессионизма во многом заимствованы у философии экзистенциализма.

Основное что объединяет художников абстрактного экспрессионизма - общий творческий принцип, выражающийся в спонтанном выражении своего внутреннего мира в спонтанных формах не организованных логическим мышлением. Радость, гнев, страсть, тревога, страх, страдание в самом прямом смысле слова выплескиваются абстрактными экспрессионистами потоками красок на полотно. Можно по-разному относиться к их творчеству, но сам жанр, бесспорно, достоин внимания и изучения. Ярким представителем этого направления был Марк Ротко.

Творчество Марка Ротко актуально и по сей день, так как он стал настоящим новатором в сфере живописи середины XX века.

Судьба художника трагична и интересна. Маркус Роткович, родился в 1903 году в городке Двинске (сегодня это латвийский Даугавпилс), вырос в Портленде, штат Орегон, в Америке, куда семья переехала, когда ему было 10 лет. Как художник он начинал с фигуративных работ, пробовал себя в разных направлениях, пока не пришел к тому, что искусствоведы окрестили "абстрактным экспрессионизмом" и "живописью цветового поля".

Поворотным пунктом в творчестве Ротко считается знакомство с произведением Анри Матисса "Красная комната" 1911 года, которое художник увидел в 1949 году. Цвет увлек его: "Тот факт, что художественная работа начинается с рисунка, — уже академический подход. Мы начинаем с цвета"-писал в своей книге художник. Хотя сам Марк Ротко не любил, когда его называли "колористом" и говорил: "Цвет сам по себе меня не интересует. Это лишь средство передать нечто сакральное".

Марк Ротко, чье имя чаще всего ассоциируется с абстрактной живописью цветового поля, проделал в искусстве долгий путь, в котором нашлось место и фигуративной живописи, и технике ташизма, и чистому сюрреализму. Свои самые известные работы – мультиформы и абстракции – художник отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации: суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, утверждал Ротко, которому с помощью одного лишь цвета удалось вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, но чаще боль, страх и чувство одиночества.

В начале 1950-х абстрактный экспрессионизм Марка Ротко стал чем-то совершенно новым в живописи. Ротко приходит к идеальному, на его взгляд, способу выражения – так называемым «мультиформам» - картинам, состоящим из нескольких цветовых плоскостей. По словам художника, это было «простым выражением сложной мысли». Работы Марка Ротко этого периода– это большие полотна с будто парящими на них цветовыми плоскостями. Огромные холсты, порой два на три метра, и на них — ничего, кроме цвета: цвет как мысль, как событие, как вход в другое пространство. Цвет, с которым нужно общаться, пропускать через себя. Эти произведения нужно видеть вживую, чтобы физически ощутить фактуру его цвета, живое движение внутри картины, то гладкость, то шероховатость красок. Его вещи — приглашение обратить взгляд внутрь, «обернуть зрачки глазами в душу».

Ротко освобождает цвет от формы. На его картинах большие контрастные полосы мерцают и переливаются, переходят друг в друга и зовут зрителя в глубину цвета, проникают внутрь сознания. Пульсация цвета достигается за счет грубых границ между цветами на полотнах. На первый взгляд, кажущиеся статичными, картины вскоре начинают двигаться, дышать, наполняться, словно ветром, они сами приходят к зрителю, и зритель, сам того не желая, погружается в их глубину. Таким образом, Ротко пытается затронуть и передать богатство внутреннего мира человека, которое он сам ценил больше всего на свете. Цветовые обрамления, рваные границы цветов, плавно возникающие и пропадающие на стыке больших цветовых полос, таинственный и непостижимый свет, который исходит от картин, в течение нескольких часов не уходит из памяти зрителя, даже когда тот покидает выставочный зал.

Каждая его картина — своего рода рассказ. Попытка достучаться до сознания, перевести восприятие на иной уровень, не символистский, но чувственный. Как-то он обронил: «Зрители, плачущие перед моими картинами, испытывают те же религиозные чувства, что и я, создавая эти холсты».

Полотна Ротко, созданные в послевоенное время, как будто призваны затронуть потаённые струны души каждого человека и настроить его на медитативный лад. Он умело пользовался цветом, как инструментом для достижения своей цели. Картины Ротко строятся вокруг подсознания, буквально пропитывая и насыщая своим красками. Кстати, большая часть его работ не имеет названия, так как он не хотел и всячески избегал усиливать тему своих картин их названиями.

М. Ротко. Белый центр.1950

На картине « Белый центр» мы видим три основных цвета. Снизу ярко-розовое поле, в центре – белая полоса, чуть выше белой полосы мы видим тонкую черную линию, сверху – жёлтая полоса. Многие до сих пор спорят, имеют ли смысл все эти полосы и цвета? Некоторые утверждают, что смысла нет, а художник всего лишь хотел передать свои эмоции через цвета. Ну, а те, кто любит философствовать говорят, что белый цвет в середине символизирует наши мечты и надежды. Черный – это образ всего плохого, что есть на земле. А яркие цвета – это символ того, что всё в этой жизни прекрасно. Некоторые считают, что так художник показал нам время. Розовый –это рассвет, белый – день, желтый – закат, а черный – ночь. Сам художник рассматривал пространство своих картин как бескрайнее поле.

М.Ротко. Без названия.1951-1952

Картина «Без названия» написана в 1951-1952 годах. В это время Ротко стал увеличивать размер своих полотен, сохраняя простоту композииций и делая акцент на цвете. В этот период Ротко увлекался Ницше и считал, что искусство обязано своей постоянной эволюцией дуализму Аполлона (сновиденческие миры) и Дионисия (необузданная страсть жизни). Взаимно борясь друг с другом, столкновение приводит к рождению трагедии. Двойственность мира в этой картине выражается в противопоставлении двух цветов: светлого низа и темного верха. Несмотря на то, что цветовые формы занимают примерно одинаковую площадь картины, очевидно, что приоритет Ротко отдает темному верхнему цвету. В картине видно, что темный цвет довлеет над светлым, что придает особый драматизм произведению.

Что он писал? Можно ответить - все и ничего одновременно.

Нет формы, нет линий, нет предметов, нет теней, нет света... Есть только цвет. Идеальная по простоте и силе воздействия композиция. В его работах есть все: мировые войны, боль, страх, тишина, смерть, любовь, рождение, счастье, мечта. Звучание цвета в них абсолютизируется.

В цветовой палитре Марка Ротко очень часто присутствует красный. Его цвета текучие, насыщенные, разбавленные, мерцающие, скользящие, влажные, размокшие. Они кажутся очень чувственными и изысканными. Это как влажные отпечатки на холсте и бумаге. Впечатления и настроения, которые текут потоками, бурлят, волнуются и ласкают. Красный цвет находится в непрерывном движении, он везде разный. Он жжет, очаровывает, ослепляет, воспламеняет, околдовывает, соблазняет и манит. Красный цвет перемещается, путешествует, блуждает, отправляется в паломничество и плутает.

М. Ротко. Оранжевое,красное,желтое.1961

Интерес к трагедии, катарсису и экстазу пронизывает все творчество Ротко. В цветовом отношении живопись Марка этого периода была представлена оранжевым, красным, зеленым и пурпурным.

Кен Джонсон в статье «Прогресс живописи Марка Ротко», опубликованной в журнале «Artinreview», достаточно точно отмечает: «Плоскость холста не несет и намека на изображение, они производят дивный эффект: их хочется рассматривать, к ним тянет приблизиться, они останавливают зрителя. Может быть, отсюда рождается ощущение, что они способны тормозить время».

В конце 60-х годов живописный мир Ротко становится более мрачным и темным. Сочные красные, оранжевые и желтые цвета уступают место серым, тёмно-синим, землистым и черным краскам. Эти своеобразные абстрактные пейзажи словно становятся манифестами уныния и апатии. Но несмотря на эти перемены, данный период становится самым успешным в творчестве Марка Ротко, пик его славы и признания художественного дарования общественностью. К сожалению, именно это время сопряжено с многочисленными депрессиями мастера, которые наложили отпечаток на последние годы его жизни.

Ротко, для которого "трагический опыт и есть единственный источник искусства", пытался превратить полотна в переживание трагедии и экстаза, основных составляющих бытия." Художник стремится убрать все преграды, которые встают между смотрящим и художником.

И тогда, и сейчас эксперты сходятся в том, что его живопись цветового поля — не о том, какие эмоции может вызвать цвет, а о том, как Ротко заставляет цвет так действовать на зрителя.

Известный французский писатель и литературный критик Мишель Бютор видит «цветовые поля», «нюансы», «оттенки» и «отблески». Он указывает: «Вы будете вынуждены подойти к картине так близко, что ваши глаза потеряют ее общую форму и раму. Ее цвет овладеет вами, край картины будет казаться горизонтом, а пигментные массы, которые означают присутствие, угрозы, влияние, в этом прямоугольном мире больше не будут иметь значения». По мнению Бютора, картины Ротко своим присутствием изменяют и очищают пространство, усиливая его значение.

В 2010 году Центр современной культуры «Гараж» представил первую московскую выставку Марка Ротко. В своей статье для каталога выставки Ирвин Сандлер привел слова Роберта Мазервелла, который был ярким представителем абстрактного экспрессионизма и выразителем идей этого направления в искусстве: «В своей самоотдаче и бесконечной преданности искусству Ротко смог наиболее полно и самобытно воплотить все то, что он считал откровением в современном искусстве, и он сделал это лучше, чем кто-либо из современных художников». Заканчивая свою мысль, Мазервелл заметил: «Марк - самая глубокая личность среди всех американских художников - и тех, кто жив, и тех, кто мертв».

Литература

Барбара Гесс: Абстрактный экспрессионизм. Издательство: Арт-родник, 2008 г.

Дарья Жукова, Андрей Толстой, Ирвинг Сандлер: Марк Ротко. В неведомый мир / Mark Rothko. Into an Unknown World. Гараж, Центр Современной Культуры, 2010 г.

Бааль-Тешува Якоб: Марк Ротко 1903-1970. Картины как драма.Издательство: Арт-Родник, 2006 г.

http://www.buro247.ru/culture/arts/zhivopis-tcvetovogo-polya-vystavka-marka-rotko-v-g.html

http://asaartgallery.ru/grani-marka-rotko/

Просмотров работы: 753