ТЕХНИКА МЕХАНИЧЕСКОГО ОФОРТА МЕЦЦО-ТИНТО. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНИКА МЕХАНИЧЕСКОГО ОФОРТА МЕЦЦО-ТИНТО.

Афанасьева А.М. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире существует огромное количество техник графики. Важная роль в этом виде искусства принадлежит эстампу.

Эстампом (от французского estampe – штамповать) называется графическое художественное произведение, отпечатанное с авторской печатной формы. (2)

Графической техникой называется совокупность способов, приемов работы в каком-либо материале и навыков в использовании его особенностей, применяемых для создания художественного произведения. В большинстве случаев графическая техника получала свое наименование от материала печатной формы: литография («литос» - камень), ксилография («ксилос» - дерево), линогравюра (линолеум) и т. д. К наиболее распространенным в настоящее время графическим техникам относятся: литография, линогравюра, офорт и ксилография. (2)

В зависимости от того, какая часть печатной формы покрывается краской, различают высокую, плоскую и углубленную печать. В высокой (выпуклой) печати изображение оттискивается на бумагу с возвышающихся мест печатной формы. К высокой печати относится ксилография и линогравюра. В плоской печати оттиск на бумагу производится с ровной поверхности печатной формы. Этот способ используется в литографии. В углубленной печати краска заполняет углубления печатной формы и переходит на влажную бумагу в процессе печати. К этому виду относится, например, офорт.

В своей работе особое внимание мне хотелось бы уделить именно офорту и одной из его манер, которая называется меццо-тинто. Офортом называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. (10)

Материалом для печатной формы в офорте служит металл, главным образом, цинк и медь. Свое наименование офорт получил от французского "Еаu forte", то есть крепкая водка - так раньше называли азотную кислоту, которая применяется для травления. В настоящее время к офорту относят не только штриховую травленую гравюру, но также другие манеры, связанные с травлением, и даже некоторые механические приемы гравирования (сухая игла). Но во всех случаях офорт - углубленная гравюра; именно своеобразие глубокой печати составляет отличительный признак техники и придает оттискам особые художественные достоинства. (10)

Манеры офорта можно подразделить на несколько групп: механические манеры (например - сухая игла, меццо-тинто), химические манеры (мягкий лак, акватинта) и комбинированные манеры (карандашная, пунктирная)

Для выполнения работы в химической манере лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. (10)

В отличие от химического офорта, механический офорт выполняется без воздействия на поверхность печатной формы травящей жидкости, острыми стальными инструментами непосредственно на металле. В царапины, оставленные иглами, рукой наносится типографская краска, излишки краски на не процарапанных участках убираются.

Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски оттискивается на влажную бумагу.

Сопоставив оттиск офорта с другими эстампами нетрудно убедиться, что офорт отличается особой глубиной, живописностью и широким тональным диапазоном изображения. Изображение, оттиснутое под сильным давлением печатной формы, имеет возвышающийся над плоскостью бумаги рельеф, особенно хорошо заметный в штрихе. Благодаря световым колебаниям, оттиск приобретает характерную глубину и напряженность. (2)

Одной из самых сложных манер офорта, но при этом одной из самых выразительных можно по праву назвать меццо-тинто.

Филипп Доу «Библейский сюжет» (с оригинала Агостино Карраччи) 1786 г. Меццо-тинто

Меццо-тинто, или черная манера, относится к механическому гравированию. Эта манера принципиально отличается от других тем, что гравирование производится путем выглаживания светлых мест на зернистой фактуре доски, т. е. художник рисует не черным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая тем самым необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона. Отличительные признаки гравюры меццо-тинто выражаются в особой плавности границ изображения, в мягких тональных переходах от темного к светлому и в своеобразной зернистости изображения.

Для подготовки печатной формы предварительно полированную поверхность металлической доски подвергают зернению — она покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Качалка имеет вид стальной лопатки с закругленным концом, на котором нанесены мелкие зубцы.

Качалка(гранильник)

Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски. (7)

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают при помощи шаберов и гладилок, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Шабер

К сожалению, меццо-тинто очень редко встречается в творчестве художников, так как эта техника очень сложна и не дает большого тиража гравюр.

Литература:

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989. – 334 с.

  2. В. М. Звонцов, В. И. Шистко «Офорт» , СПб.: Аврора, 2004. — 270 с.

  3. Сокольников Н.М. Рисунок. – М.: Долотея, 1996. – 284 с.

  4. Графика и ее виды. (интернет ресурс) http://bibliotekar.ru/isk/4.htm

  5. Глубокая гравюра на металле (интернет ресурс) http://www.art-con.ru/node/212

  6. Изобразительное искусство / Графика / Офорт (интернет ресурс) http://rexstar.ru/content/sub195

  7. Меццо-тинто (интернет ресурс) http://shedevrs.ru/materiali/305-mecco-tinto.html

  8. Меццо-тинто (интернет ресурс) http://www.rarebook-spb.ru/process/illustrations/mezzotint/

  9. Офорт - это что за техника? Виды офорта . (интернет ресурс) http://fb.ru/article/170041/ofort---eto-chto-za-tehnika-vidyi-oforta

  10. Основы понимания графики. (интернет ресурс) http://www.artprojekt.ru/library/graphic/06.htm

  11. Офорт. (интернет ресурс) http://das-gift.livejournal.com/2706.html

  12. Эстамп, графические техники, манеры. (интернет ресурс) http://www.arts.of.by/article/02/05/index.php

Просмотров работы: 625