ЛИНОГРАВЮРА В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. ФАВОРСКОГО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИНОГРАВЮРА В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. ФАВОРСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
аворский Владимир Андреевич (1886 — 1964) - русский и советский художник, график и монументалист, выдающийся мастер гравюры и искусства книги, теоретик искусства. Родился в Москве в семье юриста, выходца из духовенства, и художницы-акварелистки С. О. Шервуд, дочери знаменитого архитектора. Учился в частной художественной школе К. Ф. Юона (класс И. О. Дудина), посещал вечерние скульптурные классы Строгановского училища (1903–1905), занимался в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907).

В 1907 г. занялся ксилографией, обратился к торцовой гравюре на дереве и в 1910 г. впервые экспонировал свои работы на XVII выставке «Московского товарищества художников». Основной массив произведений Фаворского выполнен в технике торцовой гравюры на дереве. Работа с книгой (иллюстрации, оформление) играла важную роль в творчестве мастера [2]

В 1941—1943 гг., во время эвакуации в Самарканд, Фаворский в связи со отсутствием материалов и инструментов для ксилографии начал масштабную работу в технике линогравюры и создал большую «Самаркандскую серию», которая была закончена после войны в Москве [3].

«Самаркандская серия» стала значительным произведением гравюры военных лет в творчестве мастера. Работы были выполнены между 1942 и 1944 годами в Самарканде, куда художник был эвакуирован вместе с семьей. Каждый лист серии представляет собой небольшую жанровую сценку, превращенную в монументальную композицию. В каждой гравюре использован свой орнамент, мотивы которого взяты из народного творчества, но выбор этих мотивов не произволен. Он зависит от индивидуальных особенностей композиции определенного листа и в какой-то мере может быть рассмотрен как графическая формула основного мотива движения, заложенного в каждой данной гравюре. Наиболее просто это заметить в листе «Разговор о порохе», где движение направлено серпантинообразно по вертикали и ему соответствует строгий, геометрически четкий меандр обрамления (рис.1).

Рис.1 Серия «Самарканд». Разговор о порохе. 1942 г.

В гравюре «Отдых стада» ритм движения более мягок. В композиции господствуют плавные параболические линии: контуры склона горы, очертания тел лежащих коз, напоминающих ожившие холмы, уже содержат элементы уподобления одной формы другой. И эти же плавные, существующие в трехмерном пространстве линии вынесены на плоскость в орнаментальном фризе. (рис.2)[7]

Рис.2 Серия «Самарканд». Отдых стада.

Среди листов серии, пожалуй, наибольший интерес представляет гравюра «На базар». Напряженному, упругому шагу пастуха вторит убыстряющаяся и, наконец, семенящая поступь овец и коз, широкий взмах руки девочки с веткой. Их преимущественно профильные фигуры передают движение, направленное справа налево, вдоль изобразительной плоскости. В левом верхнем углу в группе дерущихся козлика и ягненка движение приостанавливается и завихряется благодаря введению фигурки мальчика (рис.3)

Рис.3 Серия «Самарканд». На базар

Сам Фаворский писал о Самарканде как о месте, лишенном тени: «Самарканд с его уличками и окрестностями доставлял мне картины жизни узбеков. Я их рисовал. Там характерно, что никакой тени нет почти совсем, потому что тень прячется под человеком. Солнце над ним. И поэтому, собственно, тема тени совсем как будто в солнечной стране не была затронута» [1]

Скромные по средствам выполнения — сравнительно небольшие, отпечатанные в один цвет с дешевого материала (линолеума), гравюры складываются в цельную, пронизанную жизнерадостным ощущением бытия серию. В военные годы, полные для Фаворского, как и для других советских людей, драматизма и личных утрат, эта работа была подлинным подвигом [3]

Библиографический список:

1. Ф. В. Бабкин «Черное и белое в «самаркандских» линогравюрах В. А. Фаворского», журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры», стр. 107-117, 2016 г;

2. В. А. Фаворский (электронный ресурс). – URL: http://graphic.org.ru/favorskij.html - [дата обращения: 15.01.2017]

3. В.А. Фаворский «Самаркандская серия» (электронный ресурс). – URL:

http://www.finearthistory.ru/samarkandskaya-seriya.html – [дата обращения: 15.01.2017]

Просмотров работы: 513