К СЛОВУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МАДОННА ЛИТТА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К СЛОВУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МАДОННА ЛИТТА»

Петрова И.С. 1, Володина Т.В. 1
1Новгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идя в музей, каждый смотрит работы также названия и авторов, но можно ли на сто процентов доверять тому, что там написано, действительно ли правду трактует общепринятое мнение или всё-таки, стоит разобраться самому.

Иногда полностью известна история написания картины, и тогда уже всё бесспорно точно. Но не все же работы дошли с таким однозначным описанием. В остальном можно лишь предполагать, опираясь на технику мастера, изучая все его произведения, полагаясь на именно ему присущие черты, анализируя возможные записи художника. Только прорабатывая и изучая, можно понять, кто истинный автор произведения.

Известно, что некоторые работы, казалось бы, принадлежат известным мастерам, спустя время, оказываются написаны их последователями. В связи с этим, обратимся к довольно спорной работе Леонардо да Винчи - «Мадонна с младенцем» или «Мадонна Литта». Итак, если пойти в Эрмитаж и посмотреть на табличку под картиной то можно видеть, что там написано Леонардо да Винчи, но так ли это на самом деле стоит разобраться.

Картина «Мадонна Литта», изображает Деву Марию, кормящую младенца Христа. Фигуры в темном интерьере между двумя арочными проемами с использованием воздушной перспективы. Художник в образе Мадонны объединил чувственное, земное, высокое и духовное в один гармоничный непоколебимый образ красоты. Лицо Мадонны безмятежно, и, хотя на губах нет улыбки, наклон головы и поза выражают нежность к ребенку. Златокудрый Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой, грудь матери, в его левой руке - птичка щегол - символ христианской души. Лицо Марии наклонено вниз, гордо глядя на ребенка. Младенец смотрит на зрителя, создавая трехмерный треугольник между зрителем, матерью и ребенком. Этот феномен становится очень очевидным, если стоять перед реальной картины. 1

Известно, что у великих мастеров, как правило, имеются ученики, которые буквально перенимают технику своих наставников. Одним из выдающихся последователей Леонардо да Винчи был Джованни Антонио Больтраффио. Известно также, что некоторые искусствоведы считают «Мадонну Литту» полотном, написанным именно Антонио Больтраффио. В частности кандидат искусствоведения И.Д. Саблин.2

По существу же, известно, что есть эскизы головы Мадонны и тела ребёнка, сделанные Леонардо к данной картине, хранящиеся в Лувре. Всё это, даёт основание полагать, что, прежде всего, именно Леонардо создал сюжет для картины. Другим важным признаком работ Леонардо да Винчи может служить особый наклон головы Мадонны характерный именно ему.3 Так же есть два варианта Мадонны с младенцем и кошкой, в которых выделяется скорость, свобода и быстрота набросков Леонардо. А так же композиционные поиски художника.4

Но, несмотря на это, имеется рисунок Больтраффио, «Изучение детской головы» (1490-1491), что очень похоже на голову младенца Христа в картине «Мадонна Литта», благодаря этому есть предположение, что работу они написали совместно.5 Если приглядеться к младенцу и сравнить его с другими работами Леонардо можно заметить, что они несколько отличаются от других работ художника, к примеру, руки младенца на картине похожи на руки младенца с работы Больтраффио «Мария с Младенцем». Некоторые учёные считают, что ребёнок на картине мало схож на другие произведения Леонардо. Историк искусства Дэвид Алан Браун утверждает, что один из учеников Леонардо, а именно Марко д’Оджоно, был ответственным за «Мадонну Литту». Историк считает, что такая же манера работы был в более поздних картинах Марко д’Оджоно, а не в произведениях Больтраффио. 6 Но всё же, вернёмся к Больтраффио. По словам биографа Джорджо Вазари, Больтраффио родился в Милане и происходил из аристократической семьи. Скорее всего, Больтраффио присоединился к мастерской Леонардо во Флоренции, примерно в то время ему было двенадцать лет. Больтраффио является одним из самых талантливых учеников мастерской Леонардо да Винчи. Вазари пишет, что у Леонардо было очень много работы, большое количество времени занимало «Тайное вечере», учитывая сложную задачу создания произведения и другие сопровождающих картины, очень сомнительно, что у Леонардо было много времени на «Мадонну Литту». Поэтому, скорее всего, работу пришлось дописывать лучшему ученику-Больтраффио.7

К слову, что можно сказать о том, что было столь давно, докопаться до истинны совершенно точно вряд ли выйдет, возможно лишь полагать какова правда, ушедшая с автором или с авторами. С течением времени становится всё труднее и труднее что-то реально объективно оценивать.

Так вот, Леонардо да Винчи это в принципе достаточно загадочная и неординарная личность все его произведения говорят об этом, а так же всем известно, что он никогда не завершал своих работ. Склоняет именно к тому, что Леонардо начал «Мадонну Литту», но скорее всего, закончил её кто-то другой, хотя …

1 Музеи мира. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) - Леонардо да Винчи [Электронный ресурс] // Наименование сайта URL: https://muzei-mira.com/kartini_italia/423-madonna-s-mladencem-madonna-litta-leonardo-da-vinchi.html

2 Саблина И. Д. Леонардо да Винчи. Лекция по истории искусства [Электронный ресурс] // Наименование сайта URL: https://www.youtube.com/watch?v=NaXon-KJFNU (дата обращения 13.12. 2016)

3 Leonardo da Vinci Paintings, Drawings, Quotes, Biography. Litta Madonna- by Leonardo da Vinci [Электронный ресурс] // Наименование сайта URL: http://www.leonardodavinci.net/litta-madonna.jsp

4 Italian Renaissance Art.com. Madonna Litta. Leonardo's Virgin and Child. [Электронный ресурс] // Наименование сайта URL: http://www.italian-renaissance-art.com/Madonna-Litta.html

5 Musings on Art RUSSIAN & EUROPEAN ART. The Mystery Surrounding the Four Madonnas at the State Hermitage Museum | Part 1 [Электронный ресурс] // Наименование сайта URL: https://musings-on-art.org/four-madonnas-at-the-hermitage-museum-part-1/

6 Brown, David Alan. Leonardo da Vinci: Art and Devotion in the Madonnas of his Pupils. Biblioteca d’arte (4) [Текст] / Brown, David Alan. – Milan: Silvana Editoriale, 2003.-87 с.

7 Джорджо Вазари. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [Текст] / Джорджо Вазари. – М: АЛЬФА-КНИГА, 2008. - 1280 с.

Просмотров работы: 593