Физическая культура для детей с умственной отсталостью — это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптация в социуме. В процессе адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, нуждаются в очень больших временных затратах на процесс обучения. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемости и приспособленности к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [3,4].
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма [1,6,7,10].
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. В процессе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими ту или иную форму умственной отсталости, на физкультурных занятиях следует использовать как элементы подвижных игр, так и спортивных упражнений, а также упражнений психогимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной терапии и релаксации [2,7,8,9,11].
Цель исследования: выявить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование проводилось на базе ГБОУ АО СКОШ №31 г. Архангельска в апреле-мае 2016 года: 10 мальчиков, имеющих основной диагноз – умственная отсталость (экспериментальная группа) и 10 мальчиков, учащиеся МОУ «СОШ № 4», г. Новодвинска. Все обследуемые на момент исследования имели паспортный возраст 10 лет.
В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование. Двигательное тестирование: на силу: кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, метание мяча (1 кг); на ловкость: челночный бег 3*10, метание в цель; на выносливость: бег 6 минут, прыжки на скакалке за 1 минуту, поднятие туловища за 30 секунд; на гибкость: наклон вперед; на быстроту: бег за 30 секунд. Метод статистической обработки данных.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены на рисунках 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и 11. Двигательное тестирование проводилось для оценки уровня двигательной активности детей.
2,07
2,57
Рисунок 1 – средние показатели прыжков на скакалке за 1 минуту
Показатели детей с умственной отсталостью отстают от здоровых из – за сниженного потенциала сердечно-сосудистой и дыхательной систем, из–за cниженной способности к волевым усилиям. Так как вычисленное t (3,55) больше критического (t0,05 - 2,1; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различие между средними показателями в прыжках на скакалке между экспериментальной и контрольной группами достоверны, статистически значимы, на уровне значимости Р