Наиболее отстающее положение у детей с нарушением зрения отмечается в формировании физических качеств. Достаточно ярко выражены отставания от зрячих сверстников в скоростно-координационных, скоростно-силовых качествах, гибкости, выносливости.
Цель исследования являлось оценить развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить характеристику физического развития детей с нарушением зрения. 2. Исследовать и сравнить развитие физических качеств детей с нарушением зрения и здоровых детей.В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрическое исследование. У школьников проводилось измерение длины, массы тела и окружности грудной клетки. Произвели оценку физического развития детей с нарушением зрения младшего школьного возраста. Сравнили с контрольной группой. Для изучения уровня развития физических качеств применяли метод тестирования (прыжок в длину с места, бег 1000м, бег 30 м, поднимание туловища за 30 с., приседания за 1 минуту, наклон вперед сидя, метание в цель с 6 м, челночный бег 3х10)
Анализ полученных результатов исследования проводился с использованием пакета стандартных статистических программ EXCEL – 7.0
Организация исследования проходила на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы № 5» г. Архангельск. В исследовании приняли участие 17 слабовидящих школьника 7-8 лет.
Для исследования оценки физического развития детей 8 лет с нарушением зрения и здоровых детей, были взяты показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные данные проанализированы по центильным таблицам.
Физическое развитие |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Ниже среднего |
18% |
|
Среднее |
53% |
6% |
Выше среднего |
18% |
53% |
Высокое |
11% |
41% |
Полученные данные длины тела детей с нарушением зрения ниже показателей здоровых детей. Так же отмечается незначительно снижение массы тела. Показатели окружности грудной клетки отстают на 4%. Все полученные данные детей с нарушением зрения сравнивались с центильными таблицами, по которым можно сделать вывод, что дети с патологией отстают в физическом развитии.
Физическое качество |
Тест |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Сила |
Поднимание туловища за 30 с. |
19,82 |
21,35 |
Прыжок в длину с места |
121,11 |
128,17 |
|
Выносливость |
Бег 1000 м. |
5,35 |
5,19 |
Приседания за 1 минуту |
30,35 |
37,05 |
|
Скорость |
Бег 30 м. |
7,11 |
6,38 |
Ловкость |
Челночный бег 3х10 м. |
10,01 |
9,50 |
Гибкость |
Наклон вперед сидя |
3,82 |
4,70 |
Сила:
В экспериментальной группе результат в прыжке в длину с места и поднимания туловища за 30 секунд отстает от контрольной. Анализируя данные, мы видим, что разница между группами по подниманию туловища составила 3 раза, в прыжке 7 см.
1,66
Выносливость:
Средние показатели теста бег на 1000 метров экспериментальной группы хуже, чем у контрольной. Обусловлено малоподвижностью детей вследствие чего утомление наступает быстрее и идет недоразвитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Частота дыхания повышена, дольше восстанавливаются, это связано с частым переключением на второстепенные объекты и длительного воздействия слуховых раздражителей. На втором графике мы видим, разницу между группами по показателю приседаний за 1 минуту, которая составила 7 раз.
Скорость:
В контрольной группе результат по бегу лучше, чем в экспериментальной. Средние показатели теста бега на 30 метров у экспериментальной группы – 7,11 секунд, а у контрольной – 6,38. Это означает, что дети с нарушением зрения отстают в развитии физического качества, как быстрота, так как движения у них замедленны, неритмичны.
Ловкость
Средний показатель результата по челночному бегу у контрольной группы лучше, чем у экспериментальной. Так как у детей с патологией зрения присутствует несогласованность движений, наблюдается большое мышечное напряжение.
Гибкость:
Средние показатели экспериментальной группы 3,8, а у контрольной составляет – 4.7. Это означает, что дети с депривацией зрения отстают в развитии такого качества, как гибкость.
Вывод:
При сравнении антропометрических и двигательных показателей между здоровыми детьми и детьми с нарушением зрения и выявили, что по этим показателям дети с патологией отстают от своих здоровых сверстников. Это связано с рядом причин, таких как: вторичные заболевания – мышечная слабость, нарушение осанки, плоскостопие; нарушения моторики; повышенное ЧСС; слабость брюшной стенки; а так же от высокой утомляемости, невнимательности, недостаточного понятия выполнения теста, плохой ориентировкой в пространстве, короткой памяти.
Литература
Бастрон О.В., Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ,2007
Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев, И.И.Диамант, Е.В.Ширенкова, Н.Н.Демидко, Г.Н.Лапина.-Томск. :Изд-во ТГПУ,2007.
Теория и организация адаптивной физической культуры. Т.1. Под общей ред.проф. С. П. Евсеева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
Частные методики адаптивной физической культуры. Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.